Нервно-психическое развитие ребенка от года до пяти лет
Возраст | Речевое развитие | Сенсорное развитие | Хар-р игры и действий с предметами | Двигательная сфера | Навыки | Психическое развитие |
1 г. 1 мес. - 1 г. 3мес | Запас понимаемых слов быстро расширяется. Пользуется отдельными облегченными словами в момент двигательной активности и радости. 3-10 слов в словаре. Звукоподражательные слова, высказывания из 1 слова, используют одно и то же слово в разных значениях. | Различает 2 разных по величине предмета (два кубика). | Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (нанизывает кольца на стержень, кормит куклу). | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). | Сам ест ложкой густую пищу. | Ведущая роль принадлежит ощущениям, восприятию. Память зависит от восприятия. Восприятие развивается в рамках предметной деятельности. Наглядно-действенное мышление. Развивается слуховое восприятие - повторяет "части" слов за взрослыми и слова. Ведущая деятельность: предметная, предметно-практическая деятельность, экспериментирования, двигательная активность. Интересуется предметами, осуществляет с ними действия. |
1 г. 3 мес. – 1 г. 6 мес. | Пользуется словами, облегченными и произносимыми правильно, называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности. К концу периода - около 30 слов. | Различает 3 разных по величине предмета. Среди нескольких внешне сходных предметов находит 2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине. | Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия. | Перешагивает через препятствия приставным шагом. | Сам ест ложкой жидкую пищу. | |
1 г. 7 мес. – 1 г. 9 мес. | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. Пользуется двухсловными предложениями. | Из предметов разной формы (3-4) по образцу и слову подбирает предмет такой же формы. | Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворота», скамейка, дом. | Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см, приподнятой над полом на 15-20 см. | Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого. | |
1 г. 10 мес. – 2 г. | Понимает рассказ без показа событий, бывших в его личном опыте. Пользуется двухсловными предложениями, употребляет прилагательные, местоимения. К 2 годам /2,5 - первые словообразовательные конструкции (сущ-е с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Появление разных частей речи. К 2 г. появление первых грамматических категорий - число сущ., падеж. До 1,8 г. - голофразы. К концу 2 г. словарь составляет 200-400 слов. | По образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. | В игре воспроизводит ряд последовательных действий (куклу купает и вытирает). | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. | Частично надевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого. | |
2 г. 6 мес. | Говорит многословными предложениями (больше трех слов). Появление вопросов «где?», «куда?» 2,3 г. - лексический взрыв, значительный рост словаря. Усвоение служебных частей речи. Сложные бессоюзные предложения, предложения с однородными членами и сложносочиненные (союзы а, и) | Подбирает по образцу предметы основных цветов. | Игра носит сюжетный характер, отражает связь и последовательность действий. | Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, веревка, кубик) при расстоянии между ними около 20 см. | Одевается, но не застегивает Пуговицы. | Развивается и совершенствуется ведущий вил деятельности: предметно-практическая деятельность, усложнение способов действий с предметами. Узнает контурные, черно - белые изображения. Повторение за взрослыми . |
3 г. | Начинает употреблять придаточные предложения. Появляются вопросы «когда?», «почему?» К концу 3 г. словарь составляет 800-1300. | Называет четыре основных цвета. | Появляются элементы ролевой игры. | Переступает через препятствие высотой 10-15 см чередующимся шагом. | Одевается, застегивает пуговицы с небольшой помощью взрослых. | Узнает перечеркнутые изображения, наложенные картинки. К 3,6 г. - может отстукивать простые ритмы. Способен классифицировать предметы на группы по геометрической форме и цвету. Наглядно-образное мышление. "Я - сам". Подражание взрослым. Ведущий вид деятельности: игровая, сюжетно-ролевая игра. |
3-4 года | Речь фразовая, грамматически оформленная. Знает «много», «мало», «один», считает до пяти, знает времена года, времена суток. Знает вопросы «что?», «зачем?», «почему?» Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картины. Усвоение словообразовательных моделей. Количественный и качественный рост словаря. Развитие связной речи. | Знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку. Знает и подбирает круг, квадрат, треугольник, умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте. Правильно ориентируется в пространстве, знает «около», «рядом», «за», узнает на ощупь предметы. | Появляется сюжетно-ролевая игра с 2-3 детьми. Продолжительность игры 10-40 мин. Появляются любимые игры, любит играть со строительными материалами. Занимается конструированием более 10 мин, обыгрывает постройка – «гараж», «комната», «домик». | Свободные, координированные движения рук, при ходьбе не шаркает ногами. Бросает мяч двумя руками, отталкивает и ловит его, не прижимая к груди. Прыгает с высоты и в длину на 15-20 см, подскакивает на месте с отрывом от пола. По сигналу может задержать движение. Заводит ключом механическую игрушку. Умеет правильно держать карандаш и проводить линии. Любит лазать. | Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, но не зашнуровывает ботинки. Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой. Самостоятельно умывается и вытирается. | |
4-5 лет | Речь фразовая, с хорошим произношением. Считает до пяти, сравнивает небольшие количества. Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д. В рассказе может выделить причинно-следственные отношения. | Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки. Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке. Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника. | Увеличивается разнообразие игр, обобщает сюжетный замысел игры. Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми. В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции. Продолжительность игры 40-50 минут. | Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге. Хорошо координирует движения рук и ног при ходьбе. Умеет ходить и бегать по кругу на носочках, взявшись за руки, без боязни прыгает с высоты. Может ходить по бруску высотой 20-30 см и шириной 20 см. Ударяет мяч о землю и ловит его. Четко координирует движения пальцев при конструировании. | Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода. Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнате. Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки. | Развитие памяти, внимания, мышления. Развитие ведущей деятельности (с 3 лет) - сюжетно-полевая игра. Ее усложнение и разнообразие, вариативность, самостоятельность, сложность социальных ролей. Операции анализа, синтеза, классификации, сравнения. Предпосылки в словесно-логическому мышлению. |