Предметно-развивающая среда в домашних условиях
Воспитание и развитие ребенка не может заканчиваться только в детском саду. Для полноценного гармоничного, разностороннего и непрерывного развития своих детей родителям важно серьёзно подойти к созданию развивающей предметно-пространственной среды дома.
Современные семьи живут в разных квартирных условиях, имеют разные возможности для организации детского уголка дома, и, всё же, важно, чтобы в каждой семье была создана соответствующая возрастным особенностям и индивидуальным потребностям развития малыша развивающая предметно-пространственная среда, то есть такая обстановка, в которой бы ребёнок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всём его разнообразии.
!!!!Важно: инициативу проявляет именно малыш, а взрослые только изредка используют незначительное косвенное руководство.
Желательно, чтоб ребёнок мог осваивать всё пространство квартиры: мог действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне.
При этом у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда.
В помещении должно быть светло.
Разумно сочетать зоны деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету.
Наличие ситуации активного поиска, чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать.
Ребёнок сам по себе деятель, исследователь. Поэтому полезно создать элементарную детскую лабораторию, например, собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и многое другое. Постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия с ними, объяснять для чего и что нужно, где и как используется.
Главное и основное правило развивающей среды дома – доступность, это значит, что все развивающие материалы, которые Вы используете, должны соответствовать возрастным и психофизиологическим особенностям ребёнка.
Время, которое дошкольник проводит дома, можно разнообразить и сделать более интересным и увлекательным, для этого не так много требуется – не бойтесь придумывать и фантазировать: использовать в деле можно практически все! Отсейте опасные предметы, уберите ценные вещи, а остальное отдайте для изучения ребёнку, и пусть ваша фантазия превратит каждый день в увлекательное приключение!
Для детей младшего дошкольного возраста решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Поэтому необходимо чтобы ребёнка окружали:- игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей, цвета, формы и т. д.;- оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формы, плавающие игрушки, ведёрки, лейки и др. ;- банки разного размера;- различные движущиеся игрушки;- игрушки в которых используются разные принципы извлечения звука;- самодельные свистящие, шумящие, скрипящие, шуршащие предметы;- конструкторы, мозаика;- разнообразные изобразительные материалы: бумага цветная и белая, пластилин, краски, карандаши, фломастеры, мелки;
Реклама 04
- игрушки различной формы; игрушки контрастных размеров;- ёмкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть;- разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;- парные картинки;- матрёшки, пирамидки, формы – вкладыши;- пособия для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застёгивающиеся предметы;- предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части – сломанные часы, фотоаппарат, приборы;- ёмкости для хранения мелких предметов – сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и др. ;- машины, куклы с набором одежды, мебель, посуда, наборы«профессиональных» игр («Доктор», «Парикмахерская» и др.) ;- игрушечные фигурки животных натуральной окраски;- мягкие игрушки;- книги сказок, о животных, с иллюстрациями изображающими предметы реального окружения ребёнка.
Детям среднего дошкольного возраста необходимо обогатить развивающую среду следующими материалами и атрибутами:- познавательные книги и альбомы, журналы о природе;- журналы, содержание которых соответствует личному интересу ребёнка (автомашины, мода, интерьер и др.);- книги с волшебными сказками;- коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т. д.;- цифры и буквы, азбука на кубиках;- развивающие игры;- игровые и учебные телевизионные программы;- различные орудия труда;- оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой.Для детей старшего дошкольного возраста в развивающую среду следует внести:- глобус, физическую карту мира и России, политическую карту мира;- разнообразные коллекции;- измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, колбочки, линейки и др.;- познавательные детские энциклопедии с картинками или хорошими фотографиями;- азбуки в картинках, книги для первого чтения;- познавательные видеофильмы;- детский фотоаппарат, фотоальбом;- детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;- часы настенные, календарь;- настольно – печатные игры (лото, пазлы, развивающие игры;- настольные игры (домино, шашки, шахматы).Возможно, многие скажут: «Где найти место для всего?» На что можно ответить: «Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите? Проверьте!»Грамотно организованная Вами, уважаемые родители, развивающая предметно-пространственная среда, совместная игровая деятельность в семье будет способствовать полноценному и разностороннему развитию Вашего ребёнка, поможет развить его скрытые способности.
Спасибо за внимание!!!