Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет в процессе изобразительной деятельности

Цель - рассмотреть роль мелкой моторики в развитии ребенка. Задачи Рассмотреть разнообразные нетрадиционные техники и материал, используемые на занятиях по изобразительной деятельности с детьми 4-5 лет. Выявление особенностей развития мелкой моторики у детей 4-5 лет.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет в процессе изобразительной деятельности

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………….……………………………7

Роль мелкой моторики в развитии ребенка…………………………………7

1.2 Разнообразные нетрадиционные техники и материалы, используемые на занятиях изобразительной деятельности с детьми 4-5 лет…………………..…….……………………………………………………….11

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………..……………………21

2.1Выявление особенностей развития мелкой моторики у детей 4-5 лет….21

2.2Система работы по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет в процессе изобразительной деятельности………………………………………………..37

Список литературы……………………………………………………………..46

Введение

 Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок” [18;5].

Сформированность навыков мелкой моторики рук имеет важное значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма...[22;28].

Под термином мелкая (тонкая) моторика понимается высокодифференцированные, точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы, в которых участвуют мелкие мышцы. Биманипулярные движения рук, тактильный контакт с материалами различной фактуры, функциональное дифференцирование визуальной системы развивает у ребёнка функциональную мышечную умелость выполнять мелкие, чётко дифференцированные движения.

Разработка тонких, точных движений необходима ребёнку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Экспериментальные данные свидетельствуют о тесной связи функции руки и речи, морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Если речевое развитие ребёнка задерживается, рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук[37;117].

Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие учёные, как: Л.А. Венгер, Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.А.Козленко, М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина, С.Г.Шевченко, У.В.Ульенкова, О.Н.Усанова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Т.П.Хризман, М.Н.Звонарева, Д.Сели, М.Монтессори и др.

Для развития мелкой моторики в последнее время часто используют нетрадиционную изобразительную деятельность. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними [39;16].

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности[10;29].

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому мы считаем, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга[36;67]. Мы считаем, очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине того, что в жизни ребёнку, когда он вырастет, понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Мелкая моторика  (по утверждению М. М. Кольцовой)  - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук [6;49]. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка [9. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребёнка и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающие за движение пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия[7. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки. Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия.

Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребёнку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребёнок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребёнок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решётку, с её последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребёнок ощупывал решётку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решётки, во втором случае - он больше интересовался пересечением перекладин. То есть вначале ребёнок использует свои пальцы для ощупывания предмета, и чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребёнок получит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя опять-таки мелкомоторные навыки, ребёнок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребёнка. Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах учёных-психологов. Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То есть это и мышление, и память, и внимание [6; 36].

Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание).

О чудесных свойствах мелкой моторики знали ещё наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» [4. А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл рукивидимой частью полушарий головного мозга [3;22].

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По её мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие [21. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелко моторных функций тем более важно ещё и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий [3. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребёнка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребёнок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребёнок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребёнком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребёнок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребёнок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам [20;21].

По мнению Монтессори, с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребёнок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застёгивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана ещё и с формирование самостоятельности ребёнка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом.

О сформированности, мелкой моторики можно судить по её показателям.

 Е.М. Мастюкова выделяет следующие показатели развития мелкой моторики:      -   уровень моторной ловкости;

      -    координация движений обеих рук;        

- переключаемость с одного движения  на другое,      -    развитие двигательных навыков (автоматизация серий движений);      -    уровень зрительно-двигательной  координации;      -    развитие двигательной памяти;     

 -    развитие произвольности движений;

      -    точность движений;      -   двигательная сила рук.

Рассмотрим некоторые показатели развития мелкой моторики:

- координация обеих рук – управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве (Словарь психологических терминов А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского); соподчинение рук при выполнении сложных заданий (обрывание листа бумаги, сгибание листа бумаги, вырезание ножницами, лепка);

-переключаемость с одного движения  на другое – смена одного движения на другое, четкая последовательность движений при выполнении задания («ладонь, ребро, кулак»; «коза-заяц»);

- уровень зрительно-двигательной  координации – работа, связанная с участием зрительного анализатора и мелкой моторики (дорисовывание, рисование узоров);

- развитие двигательной памяти - выражающийся в заучивании, сохранении и воспроизведении не образов движений, а самих двигательных действий (по П.П. Блонскому) (рисование, письмо, захват карандаша);

- двигательная сила рук - предельный уровень физического напряжения, развиваемого основными группами скелетных мышц индивида (упражнения: «заяц», «Солдатики», «кольцо»…);

- развитие тактильных ощущений – узнавание предмета и его материал на ощупь.

Таким образом, от уровня развития мелкой моторики руки напрямую зависит общий интеллектуальный уровень ребенка. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста влияет на развитие таких свойств сознания, как мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь.

1.2 Разнообразные нетрадиционные техники и материал, используемые на занятиях по изобразительной деятельности с детьми 4-5 лет

Многие педагоги, занимающиеся изучением развития изобразительных навыков у детей дошкольного возраста, считают, что для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий рисованием, лепкой, аппликацией; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.

По нашему мнению, для более эффективной работы в области развития мелкой моторики руки необходимо использовать нетрадиционные материалы и разные виды техники в изобразительной деятельности, такие как:

1. Аппликация.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если ребёнок ещё мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвёт руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж [10;81].

2.Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а также бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребёнку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определённым образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, ёлочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приёмы сгибания и складывания бумаги [8;101].

В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

Тематика оригами очень разнообразна, работа выполняется от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где, чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.

На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами [4;112].

3. Лепка из пластилина, глины и солёного теста.

Из данных материалов можно выполнять единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки и т.д. Выкладываем из пластилина заданный рисунок шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеиваем пластилином стеклянную бутылку и придаём ей форму вазы, чайника и т. д.

Лепим геометрические фигуры, цифры, буквы.

4. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых лёгких видов деятельности. Вместе с тем оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображённых предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкаямускулатура руки. Рисовать можно простыми и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет её. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приёмов проведения линий.

Для начала хорошо использовать: обводку плоских фигур. Обводить можно всё: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов; рисование по опорным точкам; дорисовывание второй половины рисунка; рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Также можно использовать различные нетрадиционные техники.

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определённую форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образомможно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером придают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

Подходит для создания фона.

Печать от руки: если ребёнок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определённого цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

Для маленьких детей хорошо использовать специальные «съедобные краски» (продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т. д. могут украсить ваш рисунок или блюдо[49;72].

5. Графические упражнения.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий недостаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребёнка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты, как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

Опыт графических движений ребёнок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведётся обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур[10;52].

6. Штриховка.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Это способствуют подготовке руки к письму. Ребёнок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

- раскрашивание короткими частыми штрихами;

- раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

- центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

- штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

- штриховать только в заданном направлении;

- не выходить за контуры фигуры.

- соблюдать параллельность линий.

При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0, 3 - 0, 5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна, и ребёнок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:

Игра «От дома к дому». Задача ребёнка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребёнок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами: «От домика к домику» [7;21].

Игра «Всевозможные лабиринты». Ребёнку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдёт» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)

Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного.

Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребёнку нужны образцы.

Рисование орнамента хорошо развивает моторную ловкость. Рисуется орнамент на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем - цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Не нужно заставлять ребёнка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук, на занятиях могут использоваться задания по развитию мелкой моторики, включающие такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. При желании, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка [22;121].

Стимулировать развитие мелкой моторики можно через нетрадиционную изобразительную деятельность: вырезывание и обрывание разной по фактуре бумаги и наклеивание её, лепка из пластилина и солёного теста; использование различных техник рисования (монотипия, кляксография, набрызг, томпонирование), различных видов штриховки и т.д.

 С помощью нетрадиционной техники рисования можно развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности; формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению; развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей; вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Таким образом, с самого раннего детства мелкая моторика является самым сильным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка. Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции. Для более эффективного развития мелкой рук у детей педагоги используют нетрадиционные материалы и разные виды техники в изобразительной деятельности, такие как: аппликация из цветных журналов и газет; оригами (складывание конвертов, кораблей, самолетов, фигур животных); плетение из полосок бумаги, ткани, лент; лепка из пластилина, глины, соленого теста с использованием бросового материала; нетрадиционное рисование: монотипия, набрызг, тампонирование; графические упражнения: дорисовывание, обводка лекал, штриховка и раскрашивание контурных изображений, и многое другое.

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1Выявление особенностей развития мелкой моторики у детей 4-5 лет

Цель – изучить особенности развития мелкой моторики у детей 4-5 лет, обработать и интерпретировать полученные результаты.

Задачи:

1.Подобрать ряд диагностик и выявить уровень развития мелкой моторики у детей 4-5 лет;

2.Изучить представление родителей об особенностях развития мелкой моторики дошкольников и их отношение к данной проблеме.

3.Проанализировать работу педагогов по вопросуразвития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет.

4. Проанализировать состояние предметно-развивающей среды группы на наличие оборудования, способствующего развитию мелкой моторики у воспитанников.

Экспериментальное исследование проходило на базе МДОУ «Детский сад» пст. Вухтым; количество воспитанников - 12 человек. Содержание образовательной деятельности в дошкольном учреждении обуславливается примерной основной общеобразовательной Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Для решения первой задачи были подобраны диагностические заданий, направленных на выявление показателей развития мелкой моторики.

Для диагностики мелкой моторики был использован модифицированный тест Озерецкого, Н.И. Гуревич, Л.А. Венгера. Диагностика воспитанников проходила в виде заданий и упражнений.

Модифицированный тест Н.И. Озерецкого, Н.И. Гуревич, Л.А. Венгера

Двигательная сила рук

Статические упражнения.

Педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку правильно сложить пальцы. Далее ребёнок действует самостоятельно.

1.«Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы; остальныеподнять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10.Педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребёнка.

1 балл – ребёнок не может соединить большой и указательный палец, держать остальные пальцы, поднятыми вверх;

2 балла – ребёнок может соединить большой и указательный палец, держа при этом остальные пальцы вверх, но не удерживает данное положение пальцев положенного времени;

3 балла – задание выполнено без ошибок.

2.«Коза» - вытянуть вперед указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счёт 10).Выполняется 2-3 раза.

1 балл – ребёнок не может выполнить данную комбинацию;

2 балла – ребёнок выполняет задание, но испытывает трудности с положением большого, среднего и безымянного пальцев; не выдерживает счёт;

3 балла – задание выполнено без ошибок.

3.«Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянныйпальцы, соединённые вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони(под счёт до 8).

Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.

1 балл – ребёнок не может выполнить данную комбинацию;

2 балла – у ребёнка возникают проблемы при удержании пальцев вверх; не выдерживает счет;

3 балла – задание выполнено без ошибок.

4. «Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец ибезымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счёт до 10).Выполняется 3-4 раза.

1 балл – ребёнок не может вытянуть вверх пальцы, не может прижать пальцы к ладони;

2 балла – ребёнок справляется с заданием, но не выдерживает положенного времени;

3 балла – задание выполнено без ошибок.

5. «Солдатики» - удержать все вытянутые пальцы руки напряжёнными (под счёт 10).

1 балл – ребёнок не может выполнить данную комбинацию;

2 балла – ребёнок справляется с заданием, но не выдерживает положенного времени;

3 балла – задание выполнено без ошибок.

6. «Вилка»- вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 10).

1 балл – задание не выполнено;

2 балла – ребёнок с заданием справляется, но испытывает трудности в работе большого пальца и мизинца;

3балла – задание выполнено без ошибок.

7. «Флажок» четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе (под счёт до 10).

1балл – с заданием не справился;

2 балла – с заданием справился с небольшими погрешностями, с помощью взрослого;

3 балла – с заданием справился;

Координации обеих рук

Динамические упражнения.

1.Обрывания листа бумаги.

Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии. Это показывает согласованность действий обеих рук.

1 балл – ребёнок обрывает лист не по прямой, а в произвольном порядке;

2 балла – ребёнок обрывает лист бумаги, незначительно отклоняясь от прямой;

3балла – задание выполнено без ошибок.

Работа с бумагой.

2. Вырезание ножницами контуры геометрических фигур (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).

1балл – с заданием не справился;

2 балла – с заданием справился с небольшими погрешностями, с помощью взрослого;

3 балла – с заданием справился.

3.  Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

1балл – с заданием не справился;

2 балла – с заданием справился с небольшими погрешностями, с помощью взрослого;

3 балла – с заданием справился.

4. Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли обеими руками).

1балл – с заданием не справился;

2 балла – с заданием справился с небольшими погрешностями, с помощью взрослого;

3 балла – с заданием справился.

5. Катание шарика из пластилина двумя руками.

1балл – с заданием не справился;

2 балла – с заданием справился с небольшими погрешностями, с помощью взрослого;

3балла – с заданием справился.

Тактильные ощущения

Обследования проводится в форме игры «Чудесный мешочек». Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы.

Цель - выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.

1. Узнавание качества предмета.

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева).

1 балл – ребёнок ошибся 2-3 раза;

2 балла – ребёнок сделал 1 ошибку;

3 балла – задание выполнено без ошибок.

2. Узнавания формы предмета.

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать: круг (квадрат, треугольник).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».

1 балл – ребёнок ошибся 2-3 раза;

2 балла – ребёнок сделал 1 ошибку;

3 балла – задание выполнено без ошибок.

3. Узнавания предмета.

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расческу, ложку, куклу, конфету (3 - 5 штук).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».

1 балл – ребёнок ошибся 2-3 раза;

2 балла – ребёнок сделал 1 ошибку;

балла – задание выполнено без ошибок.

Переключаемость с одного движения на другое

1.Упражнение «Ладонь, ребро, кулак».

Ребёнок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог даёт инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак...».

Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребёнок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счёт педагога (до З). Выполняется 3-4 раза.

1 балл – ребёнок путает последовательность, не выдерживает темп;

2 балла – ребёнок справляется с задание, но выполняет работу в несколько замедленном темпе;

3 балла – задание выполнено без ошибок.

2. Упражнение «Коза-заяц».

Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ребёнок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза.

1 балл – ребёнок испытывает серьёзные трудности в смене упражнений;

балла – ребёнок задание выполняет, но в низком темпе;

3 балла – задание выполнено без ошибок.

Двигательная памяти

Обследование щепоти

Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей - правой руки, у левшей – левой.

1. Захват карандаша.

Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее десяти). Фиксирует, как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.

Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее: как ребёнок держит карандаш; в какой руке держит карандаш; как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.); как заканчивает линию.

1 балл – ребёнок не может правильно держать карандаш, линия получается прерывистая, количество линий менее 10;

2 балла – ребёнок правильно держит карандаш, но линии рисует с сильным нажимом или очень слабым;

3 балла – задание выполнено без ошибок.

Зрительно-двигательная координация

Упражнения на дорисовывание

1. Дорисуй прямую линию;

2. Дорисуй волнистую линию;

3. Дорисуй ломаную линию (заборчик).

 При выполнении этих упражнений в начале года обращается внимание  на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

1 балл – с заданием не справился;

2 балла – с заданием справился с небольшими погрешностями, с помощью взрослого;

3 балла – с заданием справился.

4."Дорожки” (по Л.А. Венгеру).

Начало формы

Методика представляет собой задание на проведение ребёнком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля над собственными действиями. На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна "проехать” по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребёнку.

1балл - 3 и более выхода за пределы "дорожки". Линия неровная, "дрожащая", очень слабая, почти невидимая, или с сильным нажимом;

2 балла - выходы за пределы незначительные, карандаш отрывается от листа не более 3раз;

3балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3раз.

Для выявления общего уровня развития руки предусматриваются следующие критерии:

Уровень ниже среднего – 1.0 – 1.6 балла;

Средний уровень – 1.7 – 2.3 балла;

Высокий уровень – 2.4 – 3.0 балла.

Уровень ниже среднего (1.0 – 1.6 балла)  – У таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость развиты слабо. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Средний уровень (1.7 – 2.3 баллов) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

Высокий уровень (2.4 – 3.0балла) – Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Результаты по каждому заданию занесены в таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ №1).

2.2 Система работы по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет в процессе изобразительной деятельности.

Цель – создать эффективные педагогические условия для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в процессе нетрадиционной изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Отобрать нетрадиционные техники и материалы по изобразительной деятельности, пальчиковые упражнения и Монтессори – материал, доступный детям 4-5 лет.

2. Разработать и апробировать цикл кружковых занятий, включающий использование нетрадиционных техник и материалов в лепке, аппликации, рисовании, а также проведение на занятиях пальчиковых упражнений; использовать в работе Монтессори-материал.

3. Подобрать формы работы с родителями, такие как: мастер-класс, индивидуальные консультации, рекомендации по развитию мелкой моторики, выступление на родительском собрании, оформление папок-передвижек.

4. Пополнить предметно-развивающую среду нетрадиционным материалом для изобразительной деятельности, Монтессори-материалом.

Для решения поставленных задач по развитию мелкой моторики у детей 4-5лет в процессе изобразительной деятельности нами был разработан план кружковых занятий «Юный художник» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4).

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий на основе их общего интереса, который строится на дополнительном материале к задачам программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Наиболее эффективная работа по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет будет реализована с помощью нетрадиционной изобразительной деятельностью.

Поэтому в план кружковых занятий включены нетрадиционные техники и материалы. План кружковых занятий был создан на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.[7;112]

Задачи кружковых занятий:

Обучающая: научить дошкольников пользоваться нетрадиционным материалом для выполнения творческих работ.

Развивающая: способствовать развитию мелкой моторики рук, творческих способностей.

Воспитательная: воспитывать интерес к нетрадиционной изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы.

В основу работы положены следующие принципы:

- учёт возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;

- обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей,

уважение личности каждого ребёнка;

-принцип развивающего  характера обучения;

-принцип систематичности и последовательности в приобретении знаний и умений;

-принцип от простого к сложному – от простых техник рисования переходим к более сложным;

- принцип личностно-ориентированный подход к детям.

Данный кружок рассчитан на 15 часов, включает в себя занятия по рисованию, аппликации, лепке. В процессе кружковых занятий дети знакомятся с нетрадиционными техниками в изобразительной деятельности, такими как: аппликация из бумажных салфеток, рисование пальчиками, лепка из солёного теста, рисование с помощью трубочек для коктейля и т.д. На занятиях кружка используется нетрадиционный материал, такой как: бумажные салфетки, хвойные иголки, зубочистки, ватные палочки, трубочки для коктейля, вата. Всё это способствует формированию интереса к данной деятельности, развитию мышления, воображения, памяти, развитию мелкой моторики руки.

В плане кружковых занятий прослеживается динамика от простого к сложному, от простых техник к более сложным. Например, от рисования пальчиками до сюжетного рисования с элементами аппликации. В конце всего цикла дошкольникам предоставляется возможность в самостоятельном выборе материала и техники.

Кружок «Юный художник» посещали 12 воспитанников с разным уровнем развития мелкой моторики. Для детей с более высоким уровнем развития кисти в конце занятия предлагалось самостоятельно внести изменения (дополнительные элементы) для завершения своей композиции. Для детей с менее развитой мелкой моторикой данные внесения не были обязательными.

Для более успешного развития мелкой моторики на каждом занятии предусматривается пальчиковая гимнастика. Одним из самых распространённых видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.

Также в свободное время велась работа по развитию мелкой моторики у детей 4-5 лет с помощью Монтессори-материалов и их аналогом. Нами был разработан цикл занятий «Умелые ручки» с использованием данного материала. Цикл занятий включает в себя работу с рамками, выжимание губки, сортировку, штриховку, обводку и т.д. Этот вид деятельности проводился индивидуально и малыми подгруппами. Особое внимание уделялось детям, мелкая моторика которых развита на уровне ниже среднего. На этих занятиях воспитанники учились переливать воду из одного сосуда в другой с помощью губки, спринцовки; сортировать различные мелкие детали конструктора, разные виды крупы; штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводили линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает свободу движения кисти и твердость пальцев.

Перспективный план занятий «Умелые ручки» по развитию мелкой моторики руки составлен на основе книги «Практическая Монтессори - педагогика» Е. Хилтунен. Данные занятия могут проводиться в групповой комнате и на улице. Занятия рассчитаны на ежедневное выполнение упражнений и могут использоваться неоднократно.

Одним из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев является взаимодействие с родителями. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят в уголке творчества детские работы, однако при этом не всегда понимают важность художественного творчества для развития ребёнка. Да и желание их детей применить на практике изученные техники в домашних условиях (что, как правило, сопровождается разбрызганной краской, испачканным полом и заляпанным столом) не всегда вызывает восторг и умиление у родителей. Поэтому с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития ручной умелости их детей посредством применения техник изобразительного искусства мной проводились беседы, дни открытых дверей, мини-консультации, мастер-класс на такие темы как: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации, рисования», «О значимости мелкой моторики рук», родительское собрание, мастер-класс по изготовлению аналога Монтассори-материалов, а также в приёмной комнате была оформлена небольшая выставка печатной продукции по развитие кисти рук. В течение работы родители неоднократно делились впечатлениями от совместной с ребёнком деятельности, демонстрировали детские работы, материал, выполненный своими руками для развития мелкой моторики.

Список литературы

Аверьянова, А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений/ А.П. Аверьянова.– М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

Беззубцева, В. Г., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму/ В. Г Беззубцева, Т. Н. Андриевская. - М.: ГНОМ и Д, 2003. -120с.

Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А.Е. Белая. - М.: Астрель, 2003. - 48с.

Богатырёва, З. Н. Чудесные поделки из бумаги / З. Н. Богатырёва. - М.: Педагогика, 1987. - 184с.

Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют / М.Г. Борисенко.- Екатеринбург.: Паритет,2005. -132с.

Борисенко, М.Г., Лукина Н.А.  Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – Спб.: Паритет, 2005. – 144 с. (Серия “Рождаюсь. Расту. Развиваюсь”).

Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори-материал. Школа для малышей / М.Буторина, Е. Хилтунен. - М.: - Изд-во Мастер, 1992. - 80c.

Вайнерман, С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / С. М., Вайнерман, А. С. Большов, Ю. Р. Силкин. - М.: Владос, 2001. - 224с.

 Вербенец, А. М., Вершинина, Н. А., Горбова О. В., Немченко, Л. В. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Вербенец, Н. А. Вершинина, О. В. Горбова, Л. В. Немченко. – М.: Центр педагогического образования, 2008. - 112с.

Воробьёва, Д.И. Гармония воспитания. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника / Д.И. Воробьёва. – СПб.: Детство – пресс, 2003. - 144с.

Воробьева, Л. В. Развивающие игры для дошкольников / Л. В Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2006. - 117с.

 Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина. - Ярославль.: Академия развития. 1997. - 240с.

Галкина, Г. Г., ДубининаТ. И. Пальцы помогают говорить / - Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. - М.: У - Фактория, 2006. – 40с.

Горячева, В. С.,. Филиппова Т. В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок / В. С. Горячева, Т. В. Филиппова. - Ярославль.: Академия развития, 2001. – 96с.

Грибовская, А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий [Текст]/ А. А. Грибовская. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 192 с. – (серия «Вместе с детьми»). 

Давыдова, Г. Н. Детский дизайн (пластилинография) / Г. Н. Давыдова . - М.: Скрипторий, 2006. – 80С.

Давыдова,  Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду (часть 1 -2) / .  Г. Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2007. – 227с.

Доронова,  Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т. Н. Доронова.  - СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 96с.

Дубровская, Н. В. Рисунки, спрятанные в пальчиках / Н. В. Дубровская. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 32с.

Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста /Р. Г. Казакова. – М.: Творческий Центр, 2004.- 128с.

Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

Кислинская, Т.А. Гениальность на кончиках пальцев / Т.А. Кислинская.- М.: Генезис, 2008.- 120с.

Комарова, Т.С., Размыслова, А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников/ Т.С. Комарова, А.В. Размыслова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144с.

Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крупенчук. – СПб.: Литера,-2005г.- 64с.

Логинова, В.И., Бабаева, Т.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Изд. 3-е, - СПб.: Детство-Пресс, 2004.- 244с.

Лурия, А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. - М.: Академический проект, 2000. – 81с.

Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыкова.- М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007. - 144 с.

Малышева, А. Н. , Ермолаева, Н. В. Аппликация в детском саду / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. - Ярославль: 2002. – 144с.

Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка / М. Монтессори. — М.: Тип. Госснаба, 1993. — 168c.

Новикова, И.В. Конструирование из бумаги в детском саду / И.В. Новикова. – М.: ООО "Академия развития", 2010.- 20с.

Плутаева Е., Лосев П.  «Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет», // «Дошкольное воспитание», №3, 2005.

Пьянкова, Л. О детских садах Монтессори //Дошкольное воспитание. - 1994. - №11. - C. 41-42.

Пятибратова, Н.В. Занятия с элементами методики Монтессори для детей 4-6 лет / Н.В. Пятибратова. - М.: ТЦ Сфера, 2010.-112 с.

Ремезова, Л.А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: Методика / Л.А. Ремезова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96с. («Дошкольное воспитание и обучение» – приложение к журналу «Воспитание школьников»).

Рузанова, Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности / Ю.В. Рузанова. – С Пб.: КАРО, 2007. – 241с.

Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л.П. Савина. – М.: Родничок, 2002. – 237с.

Солнцева, В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников / В.А. Солнцева – М.: АСТ, 2008.- 119с.

Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; Под ред. Е. А. Стребеле-вой. - M.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.

Тимофеева, Е. Ю. Пальчиковая гимнастика / Е.Ю. Тимофеева. – М.: Корона Принт, 2008. – 142с.

Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко, М.: Эксмо, 2010. – 80с.

Узорова, О. В. «Пальчиковая гимнастика / О.В. Узорова. – М.: Астрель, 2007. – 128с.

Узорова, О. В. Игры с пальчиками / О.В. Узорова. М.: Астрель, 2002. – 92с.

Утробина, К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет / К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. – М.: Гном и Д, 2005. – 64с.

Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Н.Б. Халезова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 146 с.

Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. / Н.В. Шайдурова. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 160с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области