Конспект занятия по образовательной области «Познание» в старшей группе. Тема: «Мир бумаги».
Задачи:
Формировать интерес детей к миру природы, удовлетворять детскую любознательность;
Обогащать представления о связях между природными явлениями;
Знакомство детей со свойствами бумаги;
Учить способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой;
Развивать интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.
Предварительная работа: беседы о происхождении бумаги, изучение и рассматривание разной бумаги.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, посмотрите, что стоит на этом столе? (перечисляют предметы). Все предметы разные, но.. мне интересно, что может их объединять? Что у них есть общее? (ответы детей) Верно, все эти предметы сделаны из дерева? А вот почему среди этих предметов лежит бумага -вы сейчас об этом и узнаете!
Люди научились писать намного раньше, чем изобрели бумагу. Применяли много методов в написании: на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой и даже на глиняных плитах.
Мы с вами уже говорили о бересте, что это наружная часть березовой коры. Вот именно на ней, очень давно люди писали. Поэтому, такие письма, грамоты и документы, называли берестяными. Однако, такой способ был очень неудобен.
Тогда люди придумали - пергамент. Это листы из тонкой кожи животных и они были очень прочными. Но, пришло, время и люди научились делать новый материал, который был намного тоньше, чем пергамент. Это - бумага.
В Китае придумали рецепт приготовления бумаги. Все страны восхищались бумагой. Но китайцы этот рецепт держали в тайне. И только через много-много лет Европа узнала, как делать такое чудо.
Сейчас я хочу вас пригласить на фабрику, чтобы вы узнали, как делают бумагу.
Презентация (видео ролик о производстве бумаги)
Воспитатель: скажите, пожалуйста, для чего нужна бумага? (ответы детей) Что можно сделать из бумаги? (ответы детей) верно, но для всего этого нужно очень много бумаги, ее выпуск все растет и растет. Но, из-за этого становится все меньше лесов. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу пробуют изготовить из камня, стекла и синтетических волокон. Поэтому очень важны пункты для сбора макулатуры.
Физминутка.
Воспитатель: а сейчас, давайте мы с вами познакомимся с бумагой поближе. Подоидите к столикам.
Опыт 1. Предложить детям сложить несколько раз разные виды бумаг и сделать вывод. Вывод: салфеточная бумага складывается легче, ее можно сложить большее количество раз, а чертежная сгибается с трудом.
Опыт 2. Бумагу разрезать ножницами.
Опыт 3. Кусочки бумаги мнут.
Опыт 4. Кусочки бумаги опускают в воду (какая намокнет быстрее).
Опыт 5. Разорвать квадратики из разной бумаги (с какой бумагой приложить больше усилий).
Опыт 6. Воспитатель показывает, как бумага горит.
Воспитатель: а сейчас, ребята, мы с вами поиграем «Найди сходства и отличия». Я буду называть вид бумаги, а вы должны отыскать на столе предмет, изготовленный из данного вида (газета, альбом, книга и т.д).
Итоги.
Расскажите, много ли вы нового узнали о бумаге? Хочу вам предложить: давайте, представим, что вся бумага вдруг исчезла. Как мы будем жить? Что делать? Можем ли мы чем-то заменить бумагу?