Сказка "Тепловые явления"

Цель урока В интересной форме повторить, обобщить материал по теме "Тепловые явления", развить у учащихся активность, инициативность, самостоятельность. Углубить знания учащихся по теме «Тепловые явления. Количество теплоты».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок-сказка по теме: "Тепловые явления".

Корнеева Елена Владимировна, учитель физики.

Цель урока: В интересной форме повторить, обобщить материал по теме: "Тепловые явления", развить у учащихся активность, инициативность, самостоятельность.

Задачи урока:

Образовательные:

Углубить знания учащихся по теме: «Тепловые явления. Количество теплоты».

Умение применять знания физики в нестандартных ситуациях.

Формирование навыков взаимоконтроля.

Развивающие:

Показать разнообразие использования физических знаний в повседневной жизни;

В игровой форме развивать у учащихся интерес к физике и к процессу обучения в целом;

Развитие творческих навыков учащихся, логики, памяти;

Развитие самостоятельного мышления учащихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях;

Воспитательные:

Формирование мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Умение учащихся прислушиваться к мнению друг друга.

Оснащение:

Мультимедийный проектор для показа презентации.

Вид урока: урок — игра „Путешествие в сказку“

„Физика! Какая емкость слова.

Физика! Для нас не просто звук.

Физика — основа всех без исключения наук“.

„Сказка ложь, да в ней намек...“

Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь — Настасья Премудрая. Красавица была писаная, а уж рукодельница! Все умела! Но больше всего она физику любила. Закроется бывало в комнате и целыми днями физические опыты проводит.

И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда.

Кликнул тут царь клич: „Кто спасет мою дочь, тому я ее в жены отдам“. Нашелся храбрец: Иван — крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел искать Настасью Премудрую.

Идет Иван, а навстречу ему старушка. „Куда путь держишь“? — спрашивает. Рассказал все Иван старушке. Нелегко тебе придется. Ведь спасти Настасью может только тот, кто физику знает». Дала старушка Ивану клубок и говорит: «Он отведет тебя куда нужно, но волшебным станет лишь тогда, когда ты выполнишь задание».

По обозначениям физических величин надо назвать величину и в каких единицах она измеряется: Q, c, m, λ, L, t1, t2.

Покатился клубок и привел Ивана к болоту: не обойти, не объехать. Что делать? Видит Иван камень, а на камне написано. Отодвинь и найдешь письмо, а в нем задание. Выполнишь — откроется тебе невидимая тропинка через болото, а не сумеешь — не видать тебе Настасьи.

Определения:

Внутренняя энергия – ______________________________________.

_____________ – изменение внутренней энергии без совершения работы.

Теплопроводность – _______________________________________.

Конвекция – ______________________________________________.

______________ – перенос энергии с помощью невидимых лучей, испускаемых нагретым телом.

______________ – энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.

Удельная теплоёмкость – ________________________________.

Плавление – _____________________________________________.

__________ – процесс обратный плавлению.

__________ – процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние.

Конденсация – ___________________________________________.

Температура плавления – __________________________________.

Удельная теплота плавления – _______________________________

________________________________________________________.

Кипение – _______________________________________________.

____________ – количество теплоты, необходимое для превращения жидкости массой 1 килограмм, взятой при температуре кипения, в пар.

Покатился клубок дальше по тропинке через болото. Вдруг клубок остановился. Пригляделся Иван, а впереди глубокий ров. Не обойти, не перепрыгнуть. Что делать?

Смотрит Иван на самом краю рва опять камень огромный, а на нем слова: «Если найдешь физические явления, то перекинется через ров мост, а не найдешь — так и останешься на этой стороне».

Картинки физических явлений. (слайд 16, 17)

Как только все явления были найдены, тут же появился мост и Иван пошел дальше. Долго ли, коротко ли шел Иван, но, наконец пришел к замку. Оказалось, что это замок Змея Горыныча. Чтобы победить его надо срубить все три головы, а для этого надо прочитать графики: (слайд 21)

Головы были срублены, замок рухнул на землю. Перед Иваном стоит Настасья. «Молодец Иван! — говорит она. — Не побоялся трудностей и испытаний. Все прошел. Осталась самая малость, чтобы разрушить злые чары, надо решить задачи:

Решение задач.

1. Какое количество теплоты выделится при охлаждении 5 кг воды от 90 до 20 °С?

А. 1470 кДж. Б. 147 кДж. В. 2000 кДж.

2. На сколько градусов нагреется алюминиевая деталь массой 200 г, если ей сообщить 9200 Дж энергии?

А. На 60 °С. Б. На 50 °С. В. На 100 °С.

3. Воду какой массы можно нагреть от 20 до 50 °С, затратив для этого 2520 кДж энергии?

А. 40 кг. Б. 20 кг. В. 50 кг.

4. Какой металл, находясь в расплавленном состоянии, может заморозить воду?

А. Свинец. Б. Олово. В. Ртуть.

5. Рассчитайте количество теплоты, необходимое для плавления 2 кг свинца, имеющего температуру 227 °С.

А. 5 • 107 Дж. Б. 0,78 • 105 Дж. В. 0,5 • 107 Дж.

6. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации и охлаждении

4 кг меди до температуры 585 °С?

А.5000кДж. Б. 3200 кДж. В. 1640 кДж.

7. Какое количество теплоты потребуется для обращения в пар 100 г эфира, имеющего температуру 5 °С?

Подведение итогов.

Задание на дом: повторить термины, понятия, определения темы, формулы, физические величины, единицы измерения.

Список литературы:

Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.М.Шахмаев.- М.: Мнемозина, 2011.

Физика и астрономия: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/А. А. Пинский, В. Г. Разумовский Ю. И. Дик и др.; Под. ред А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. – М.: Просвещение. 1999.

Дидактический материал по физике 7. Учебно-методическое пособие «Дрофа», Москва, 2006

Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы. Методическое пособие. /Н.А.Янушевская/ Москва Издательство «Глобус».

Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/urok-fiziki-v-7-klasse-po-teme-potencialnaya-i-kineticheskaya-energiya

Приложение 1.

Определения:

Внутренняя энергия – ______________________________________.

_____________ – изменение внутренней энергии без совершения работы.

Теплопроводность – _______________________________________.

Конвекция – ______________________________________________.

______________ – перенос энергии с помощью невидимых лучей, испускаемых нагретым телом.

______________ – энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.

Удельная теплоёмкость – ________________________________.

Плавление – _____________________________________________.

__________ – процесс обратный плавлению.

__________ – процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние.

Конденсация – ___________________________________________.

Температура плавления – __________________________________.

Удельная теплота плавления – _______________________________

________________________________________________________.

Кипение – _______________________________________________.

____________ – количество теплоты, необходимое для превращения жидкости массой 1 килограмм, взятой при температуре кипения, в пар.

Приложение 2

Задачи.

1. Какое количество теплоты выделится при охлаждении 5 кг воды от 90 до 20 °С?

А. 1470 кДж. Б. 147 кДж. В. 2000 кДж.

Дано: Решение:

2. На сколько градусов нагреется алюминиевая деталь массой 200 г, если ей сообщить 9200 Дж энергии?

А. На 60 °С. Б. На 50 °С. В. На 100 °С.

Дано: Решение:

3. Воду какой массы можно нагреть от 20 до 50 °С, затратив для этого 2520 кДж энергии?

А. 40 кг. Б. 20 кг. В. 50 кг.

Дано: Решение:

4. Какой металл, находясь в расплавленном состоянии, может заморозить воду?

А. Свинец. Б. Олово. В. Ртуть.

Дано: Решение:

5. Рассчитайте количество теплоты, необходимое для плавления 2 кг свинца, имеющего температуру 227 °С.

А. 5 • 107 Дж. Б. 0,78 • 105 Дж. В. 0,5 • 107 Дж.

Дано: Решение:

6. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации и охлаждении

4 кг меди до температуры 585 °С?

А.5000кДж. Б. 3200 кДж. В. 1640 кДж.

Дано: Решение:

7. Какое количество теплоты потребуется для обращения в пар 100 г эфира, имеющего температуру 5 °С?

Дано: Решение:

Приложение 3.

Рейтинговая карта ____________________________________________

_____________________________________________________________

№ задания

Число набранных баллов

Итого

1

Обозначения физических величин

2

Определения:

3

Картинки физических явлений.

4

Чтение графика

5

Решение задач.

6

Итоги

Рейтинговая карта ____________________________________________

_____________________________________________________________

№ задания

Число набранных баллов

Итого

1

Обозначения физических величин

2

Определения:

3

Картинки физических явлений.

4

Чтение графика

5

Решение задач.

6

Итоги





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.09.2020