Урок-сказка по теме: "Тепловые явления".
Корнеева Елена Владимировна, учитель физики.
Цель урока: В интересной форме повторить, обобщить материал по теме: "Тепловые явления", развить у учащихся активность, инициативность, самостоятельность.
Задачи урока:
Образовательные:
Углубить знания учащихся по теме: «Тепловые явления. Количество теплоты».
Умение применять знания физики в нестандартных ситуациях.
Формирование навыков взаимоконтроля.
Развивающие:
Показать разнообразие использования физических знаний в повседневной жизни;
В игровой форме развивать у учащихся интерес к физике и к процессу обучения в целом;
Развитие творческих навыков учащихся, логики, памяти;
Развитие самостоятельного мышления учащихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях;
Воспитательные:
Формирование мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Умение учащихся прислушиваться к мнению друг друга.
Оснащение:
Мультимедийный проектор для показа презентации.
Вид урока: урок — игра „Путешествие в сказку“
„Физика! Какая емкость слова.
Физика! Для нас не просто звук.
Физика — основа всех без исключения наук“.
„Сказка ложь, да в ней намек...“
Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь — Настасья Премудрая. Красавица была писаная, а уж рукодельница! Все умела! Но больше всего она физику любила. Закроется бывало в комнате и целыми днями физические опыты проводит.
И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда.
Кликнул тут царь клич: „Кто спасет мою дочь, тому я ее в жены отдам“. Нашелся храбрец: Иван — крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел искать Настасью Премудрую.
Идет Иван, а навстречу ему старушка. „Куда путь держишь“? — спрашивает. Рассказал все Иван старушке. Нелегко тебе придется. Ведь спасти Настасью может только тот, кто физику знает». Дала старушка Ивану клубок и говорит: «Он отведет тебя куда нужно, но волшебным станет лишь тогда, когда ты выполнишь задание».
По обозначениям физических величин надо назвать величину и в каких единицах она измеряется: Q, c, m, λ, L, t1, t2.
Покатился клубок и привел Ивана к болоту: не обойти, не объехать. Что делать? Видит Иван камень, а на камне написано. Отодвинь и найдешь письмо, а в нем задание. Выполнишь — откроется тебе невидимая тропинка через болото, а не сумеешь — не видать тебе Настасьи.
Определения:
Внутренняя энергия – ______________________________________.
_____________ – изменение внутренней энергии без совершения работы.
Теплопроводность – _______________________________________.
Конвекция – ______________________________________________.
______________ – перенос энергии с помощью невидимых лучей, испускаемых нагретым телом.
______________ – энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.
Удельная теплоёмкость – ________________________________.
Плавление – _____________________________________________.
__________ – процесс обратный плавлению.
__________ – процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние.
Конденсация – ___________________________________________.
Температура плавления – __________________________________.
Удельная теплота плавления – _______________________________
________________________________________________________.
Кипение – _______________________________________________.
____________ – количество теплоты, необходимое для превращения жидкости массой 1 килограмм, взятой при температуре кипения, в пар.
Покатился клубок дальше по тропинке через болото. Вдруг клубок остановился. Пригляделся Иван, а впереди глубокий ров. Не обойти, не перепрыгнуть. Что делать?
Смотрит Иван на самом краю рва опять камень огромный, а на нем слова: «Если найдешь физические явления, то перекинется через ров мост, а не найдешь — так и останешься на этой стороне».
Картинки физических явлений. (слайд 16, 17)
Как только все явления были найдены, тут же появился мост и Иван пошел дальше. Долго ли, коротко ли шел Иван, но, наконец пришел к замку. Оказалось, что это замок Змея Горыныча. Чтобы победить его надо срубить все три головы, а для этого надо прочитать графики: (слайд 21)
Головы были срублены, замок рухнул на землю. Перед Иваном стоит Настасья. «Молодец Иван! — говорит она. — Не побоялся трудностей и испытаний. Все прошел. Осталась самая малость, чтобы разрушить злые чары, надо решить задачи:
Решение задач.
1. Какое количество теплоты выделится при охлаждении 5 кг воды от 90 до 20 °С?
А. 1470 кДж. Б. 147 кДж. В. 2000 кДж.
2. На сколько градусов нагреется алюминиевая деталь массой 200 г, если ей сообщить 9200 Дж энергии?
А. На 60 °С. Б. На 50 °С. В. На 100 °С.
3. Воду какой массы можно нагреть от 20 до 50 °С, затратив для этого 2520 кДж энергии?
А. 40 кг. Б. 20 кг. В. 50 кг.
4. Какой металл, находясь в расплавленном состоянии, может заморозить воду?
А. Свинец. Б. Олово. В. Ртуть.
5. Рассчитайте количество теплоты, необходимое для плавления 2 кг свинца, имеющего температуру 227 °С.
А. 5 • 107 Дж. Б. 0,78 • 105 Дж. В. 0,5 • 107 Дж.
6. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации и охлаждении
4 кг меди до температуры 585 °С?
А.5000кДж. Б. 3200 кДж. В. 1640 кДж.
7. Какое количество теплоты потребуется для обращения в пар 100 г эфира, имеющего температуру 5 °С?
Подведение итогов.
Задание на дом: повторить термины, понятия, определения темы, формулы, физические величины, единицы измерения.
Список литературы:
Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.М.Шахмаев.- М.: Мнемозина, 2011.
Физика и астрономия: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/А. А. Пинский, В. Г. Разумовский Ю. И. Дик и др.; Под. ред А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. – М.: Просвещение. 1999.
Дидактический материал по физике 7. Учебно-методическое пособие «Дрофа», Москва, 2006
Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы. Методическое пособие. /Н.А.Янушевская/ Москва Издательство «Глобус».
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/urok-fiziki-v-7-klasse-po-teme-potencialnaya-i-kineticheskaya-energiya
Приложение 1.
Определения:
Внутренняя энергия – ______________________________________.
_____________ – изменение внутренней энергии без совершения работы.
Теплопроводность – _______________________________________.
Конвекция – ______________________________________________.
______________ – перенос энергии с помощью невидимых лучей, испускаемых нагретым телом.
______________ – энергия, которую тело получает или отдаёт в процессе теплопередачи.
Удельная теплоёмкость – ________________________________.
Плавление – _____________________________________________.
__________ – процесс обратный плавлению.
__________ – процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние.
Конденсация – ___________________________________________.
Температура плавления – __________________________________.
Удельная теплота плавления – _______________________________
________________________________________________________.
Кипение – _______________________________________________.
____________ – количество теплоты, необходимое для превращения жидкости массой 1 килограмм, взятой при температуре кипения, в пар.
Приложение 2
Задачи.
1. Какое количество теплоты выделится при охлаждении 5 кг воды от 90 до 20 °С?
А. 1470 кДж. Б. 147 кДж. В. 2000 кДж.
Дано: Решение:
2. На сколько градусов нагреется алюминиевая деталь массой 200 г, если ей сообщить 9200 Дж энергии?
А. На 60 °С. Б. На 50 °С. В. На 100 °С.
Дано: Решение:
3. Воду какой массы можно нагреть от 20 до 50 °С, затратив для этого 2520 кДж энергии?
А. 40 кг. Б. 20 кг. В. 50 кг.
Дано: Решение:
4. Какой металл, находясь в расплавленном состоянии, может заморозить воду?
А. Свинец. Б. Олово. В. Ртуть.
Дано: Решение:
5. Рассчитайте количество теплоты, необходимое для плавления 2 кг свинца, имеющего температуру 227 °С.
А. 5 • 107 Дж. Б. 0,78 • 105 Дж. В. 0,5 • 107 Дж.
Дано: Решение:
6. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации и охлаждении
4 кг меди до температуры 585 °С?
А.5000кДж. Б. 3200 кДж. В. 1640 кДж.
Дано: Решение:
7. Какое количество теплоты потребуется для обращения в пар 100 г эфира, имеющего температуру 5 °С?
Дано: Решение:
Приложение 3.
Рейтинговая карта ____________________________________________
_____________________________________________________________
№ задания | Число набранных баллов | Итого | |
1 | Обозначения физических величин | ||
2 | Определения: | ||
3 | Картинки физических явлений. | ||
4 | Чтение графика | ||
5 | Решение задач. | ||
6 | Итоги |
Рейтинговая карта ____________________________________________
_____________________________________________________________
№ задания | Число набранных баллов | Итого | |
1 | Обозначения физических величин | ||
2 | Определения: | ||
3 | Картинки физических явлений. | ||
4 | Чтение графика | ||
5 | Решение задач. | ||
6 | Итоги |