Краткосрочный проект
«Сахарный секрет»
Исследовательско-творческий
Подготовили и реализовали
воспитатели подготовительной группы
компенсирующей направленности «Золушка»
Брынских О.В.
Посаженникова Н.В.
Ноябрь 2019
Название проекта: «Сахарный секрет».
Тип проекта: исследовательско-творческий
Участники проекта: воспитатели, дети группы «Золушка» , родители
Срок реализации: 5ноября -8 ноября
Проблема : Даша плохо ест супы, мясо, и другие блюда, но продукты, в которых присутствует сахар она очень любит и никогда не отказывается от них. При разговоре с мамой выяснилось, что дома сладости можно есть, только после полноценного обеда. Мама ограничивает дочь в потреблении сахара, так как у Даши есть проблемы с зубами.
Чтобы объяснить детям , как сахар влияет на здоровье человека, мы провели опрос о вреде и пользе сахара.
Выяснилось, что детям очень хотелось бы узнать, где впервые появился сахар, из чего его изготавливают, каких видов бывает сахар. Правда все-таки или нет, что от него портятся зубы. И почему его нельзя много есть. Ведь сахар присутствует практически во всех продуктах. Какими свойствами обладает сахар?
Актуальность : Сегодня сахар – это один из важных ингредиентов самых разнообразных блюд, кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков. Его добавляют в какао, кофе и чай. В мороженом, конфетах, кремах и глазури он является главным компонентом. Сахар используется в качестве консерванта в желе и вареньях. Большое значение он имеет и для химической промышленности при производстве лекарственных средств и пластмасс.
Выбранная тема объясняется необходимостью изучения положительных и отрицательных воздействий сахара на организм человека.
Гипотеза: Сахар – это вещество, обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку.
Цель: Знакомство с веществом и его свойствами.Задачи:1.Изучить литературу и Интернет - источники по выбранной теме.2.Познакомиться с историей происхождения сахара, с его видами.3.Провести исследование «Свойства сахара»4.Выяснить, чем сахар полезен и вреден?5.Подключить родителей воспитанников группы к реализации проекта.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
1) дошкольники узнают историю происхождения сахара;
2) дети смогут реализовать свои знания, используя творческий подход к выполнению заданий проекта (продуктивная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность);
3) воспитанники, используя знания о способах экспериментирования с сахаром, смогут проявлять инициативу и самостоятельно придумывать мини-эксперименты с предложенным веществом;
4)ребята и их родители оценят возможность использования сахара в целях пользы и вреда здоровью.
Продукт проектной деятельности:
1.Лэпбук «Сахарный секрет» (в приемной )
1.Буклет «Сахарный секрет»
3.Мини-музей «Сахарный секрет»
Используя метод «Трех вопросов» мы выяснили, что:
Что мы знаем?
1.Сахар сладкий
2.Мама сыплет его в тесто
3.Сахар белый
4.Его нельзя много есть
Что хотим узнать?
1.Бывает сахар другого цвета?
2.Откуда взялся сахар?
3.Чем сахар полезен, а чем вреден?
4.Как сахар растворяется в воде?
5.Из чего сахар состоит?
6.Что можно делать с сахаром ещё?
7.Почему нельзя есть много сахара?
Откуда узнаем?
Прочтем в энциклопедиях
Проведем исследования в форме опытно-экспериментальной деятельности
Найдем рецепты разных блюд
Спросим у взрослых
Прочтем рассказы про сахар
Распределение мероприятий по видам деятельности
Дата | Мероприятие |
1 этап | Беседы о сахаре «Что это такое?», «Зачем нужен сахар?» Просмотр презентации «История возникновения сахара» Рассматривание разного сахара : рафинад, песок, сахарная пудра, ванильный сахар, тростниковый сахар Речевые игры «Сахар, сахарок», «Какой?» Три вопроса по теме «Сахарный секрет» Загадка для взрослых и детей «Сахар полезный или вредный?» |
2 этап | Ресурсный круг «Мы знаем, что сахар…» Д/и «Польза и вред», «Сахар и его состав», «Сладкое-не сладкое», «Четвертый лишний» Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства сахара» Рисунки «О вреде и пользе сахара» Поделка «Кристаллическая решетка сахара» |
3 этап | Разработка буклета «Польза и вред сахара» Создание мини-музея «Удивительный сахар» Подготовка в приемной настенного Лэпбука «Сахарный секрет» |
Завершающий этап | Презентация буклета «Польза и вред сахара» Выставка работ в мини-музее «Сахарный секрет», Лэпбук «Такой бывает сахар» Рефлексия проекта «Сахарный секрет» |
Работа с родителями
1. Консультации для родителей « Сахар. Польза и вред»
2 Загадка для родителей и детей «Сахар полезный или вредный?»
2. Изготовление поделок «Кристаллическая решетка сахара»
3. Просить родителей приготовить вместе с детьми карамель из сахара
4. Просить поделиться рецептами «Сахар в радость»
5.Фотоотчет по проделанной работе
Приложение
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ САХАРА
Давным-давно, солдаты персидского императора Дариуса увидели сахарный тростник, растущий на берегах Индийских рек и назвали его тростником, который производит мёд без пчёл.
В 327 год до нашей эры, одним из главных трофеев индийских завоеваний Александра Македонского было сладкое твердое вещество белого цвета. На санскрите оно именовалось «саркара» означает «медоточивый», «сладкий». Бенгалия, называлась – Страна сахара. Именно Индию большинство ученых считают родиной сахара. Из Индии сахар, благодаря индийским и персидским купцам, попал в Египет. В Египте, его тут же попытались применить в лечебных целях. Известно, что сахарную свеклу египтяне выращивали, но исключительно для того что бы кормить ею рабов. Из Египта сахар попал в Римскую Империю.
Лишь через много времени из Рима, сахар попадает в средневековую Испанию, Германию, Францию.
История сахара в России началась давно, почти тысячу лет назад. Но это был дорогой и недоступный продукт, что позволить его себе могли только очень состоятельные люди.
При Петре I, попытались наладить его массовое производство. Но дело очень тормозилось. Сырье-то привозить надо было из-за границы, а значит и цены на конечный продукт были немалые. И только двести лет спустя начали добывать сахар из свеклы. Сахарные заводы на территории России стали расти как грибы после дождя. И прошло совсем мало времени, как сахар стал обыденным общедоступным продуктом.
На сегодняшний день применение и употребление этого сладкого вещества распространено по всему миру.
ПОЛЬЗА И ВРЕД САХАРА
ОПЫТЫ С САХАРОМ
Название «Сахар впитывает воду»
Цель:формировать знания детей о гигроскопичности вещества – свойством поглащать воду.
Материалы и инструменты: сахар рафинад, тарелка, вода подкрашенная цветным красителем, пипетка.
Описание: на тарелке выстроить башенку из кусочков сахара-рафинада. На дно тарелки капнуть несколько капель подкрашенной воды. Сахар моментально начнет впитывать воду. Сахарные кубики будут впитывать воду до тех пор, пока вся башенка не «намокнет».
Итог: сахар способен поглощать влагу, так как между кристалликами которые формируют кусок, есть небольшие тоннельчики, под воздействием силы, которая присутствует в воде и в кристалликах сахара, вода всасывается кусочком сахара. Кроме того, сам
сахар впитывает воду, растворяясь в ней.
СЕКРЕТ: если на ночь у открытого мешка сахара оставить ведро с водой, то наутро можно обнаружить, что сахар станет в несколько раз тяжелее. Сахар впитает в себя влагу.
Название «Кристаллы из сахара»
Цель: способствовать самостоятельному наблюдению за образованием кристаллов.
Материалы и инструменты: емкость с горячей водой, инструмент для размешивания, палочка или нить, сахар.
Описание опыта: наливаем в стакан горячую воду. Насыпаем сахар в половину больше, чем воды. Размешиваем до полного растворения сахара. Помещаем в стакан палочку или нить. Оставляем до полного испарения воды. Наблюдаем. Через несколько дней можно увидеть, как на палочке/нити начинают скапливаться кристаллики.
Итог: в стакане с горячей водой сахарный раствор становиться вязким. Вода испаряется, а кристаллы растворенного сахара начинают скапливаться на палочке/ нити. В результате можно обнаружить своеобразный сахарный леденец.
СЕКРЕТ:если поставить стакан с растворенным сахаром в теплое место, например, на батарею, можно добиться более зрелищного результата, так как при остывании вода испаряется быстрее и растворённый в воде сахар застывает.
ФОТООТЧЁТ