Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Поисково-исследовательская деятельность в детском саду. Формы и методы работы с детьми.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Поисково-исследовательская деятельность в детском саду. Формы и методы работы с детьми.

Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь

на наиболее высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е.Тимирязев

Цель: расширение знаний педагогов о формах и методах работы по поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Обогащение, уточнение и расширение знаний педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Формирование представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Расширение и уточнение знаний педагогов о формах и методах работы с детьми.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Все сферы детской деятельности пронизаны экспериментированием, будь то прогулка или занятие, приём пищи или сон, игра или рисование. Это легко объясняется тем, что у детей наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и именно экспериментирование, как никакой другой метод соответствует возрастным особенностям дошкольников.

Кроме того, следует отметить положительное влияние деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до конца.

В работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников я использую разнообразные формы и методы. Формы работы: групповая, подгрупповая и индивидуальная. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать потребность в исследовании окружающего мира, а в последствии и связь окружающего мира с собой.

Методы и приемы поисково-исследовательской деятельности:

эвристические беседы;

постановка и решение вопросов проблемного характера;

наблюдения;

моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

опыты;

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

подражание голосам и звукам природы;

использование художественного слова;

дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

трудовые поручения, действия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.

В группе создан уголок экспериментирования. Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

Структура проведения игры-эксперимента:

постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

проверка гипотез;

подведение итогов, вывод;

фиксация результатов;

вопросы детей.

Основным оборудованием в уголке являются: 

Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты.

Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть.

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки.

Технические материалы: гайки, винты, гвозди.

Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная.

Красители: акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, деревянные палочки, вата, воронки, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, поддоны, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: водяная мельница, емкость для игр с песком и водой.

Контейнеры для сыпучих предметов, таблицы-схемы, рабочая тетрадь «Мы-ученые» для фиксации результатов опытов.

Разумное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: - безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность;

- доступность расположения.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области