Двигательная активность в режимных моментах.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Дошкольный возраст - решающий в формировании фундамента здоровья детей. На современном этапе развития общества по - новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду».
Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст - это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармонического, физического развития, образования, воспитания и оздоровления.
Для решения этих задач в нашем детском саду присутствуют все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на НОД и прогулке: спортивная площадка на территории детского сада, различные спортивные тренажеры, в том числе выполненные своими руками, групповые спортивные центры, спортивный инвентарь.
В работе с детьми по физической культуре - организационными формами в являются:
образовательная деятельность
физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (во время пребывания ребёнка в ДО)
активный отдых
самостоятельная двигательная деятельность детей
работа с семьей.
Основным видом в образовательной деятельности являются игровые ситуации.
К физкультурно - оздоровительной работе относятся:
утренняя гимнастика,
подвижные игры
физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней),
физкультурная минутка.
. Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:• Ритмическая гимнастика• Гимнастика состоящая из хороводов• Сюжетные танцы• Обыгрывание сюжетного стихотворения• Подвижные игры• Оздоровительный бег• Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;• Оздоровительная аэробика • Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном и музыкальном залах.
Физкультурные занятия
•Традиционные•Игровые•Сюжетно-игровые•Тренировочного типа•Тематические•Интегрированные-оздоровительные•Занятия ритмической гимнастикой•Занятия по интересам•Занятия с использованием спортивных модулей•Занятия – соревнования.
Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.
Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Дыхательные упражнения способствуют улучшению легочной вентиляции и укреплению основных дыхательных мышц.Веселый тренинг – это коррекционные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, развитие физических качеств и координационных возможностей. Технологии музыкального воздействия используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей, в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.
Физкультурные минутки (физкультминутки) проводятся на НОД с умственной нагрузкой. Они снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.
Физкультминутки проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворений, а также в виде любого двигательного действия и задания, но в зависимости от вида игровых ситуаций и программных задач.
Активный отдых дошкольников складывается из физкультурного досуга, физкультурных праздников и Дней здоровья.
В течении года мы совместно с нашим физруком заранее планируем проведение мероприятий, подбираем игры и упражнения, соответствующие времени года и отвечающие тематике так, чтобы все воспитанники могли принять в них активное участие. В одних играх и упражнениях объединяются все дети, в других – участвуют небольшие группки. Важно создать общее радостное настроение, чтобы праздник запомнился детям надолго.
Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников в нашем ДО протекает под наблюдением воспитателя, который
- организует двигательную активность детей
- учитывает физиологические возможности
- учитывает физическом здоровье
- индивидуальный подход
Во всех группах - расположено игровое оборудование таким образом, чтобы оно было доступно для детей.
Педагоги в нашем детском саду используют, ритмические движения, притопывание, кружение в такт музыке, мини-дискотеки: всё это пробуждает у детей эмоциональное наслаждение. Поэтому, мы стремимся, чтобы музыка чаще звучала в дошкольном учреждении в часы досуга и самостоятельных игр детей.
Проводим релаксацию игры в сухом бассейне как один из видов здоровьесберегающих технологий. Релаксация способствует снятию
мышечного и эмоционального напряжения в конце занятий по мере
утомляемости детей или, если дети перевозбуждены.
Самомассаж включаем в «минутки здоровья» с использованием массажных мячиков. Самомассаж - способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Пальчиковый игротренинг - применяется в заключительной части занятия или для переключения внимания, развивает мелкую моторику, улучшает координацию движений.
Дыхательную гимнастику применяется воспитателями как в заключительной части занятия, так и внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоровительный эффект.
Мы ввели в саду вторую зарядку после сна – «гимнастику пробуждения». Упражнения начинаются из положения лёжа, и постепенно дети встают. Заканчивают гимнастику ходьбой по " дорожкам здоровья". Также ввели профилактическую гимнастику ежедневно перед прогулкой, перед сном, в свободной деятельности. Ежедневно воспитатели проводят дозированные бег и ходьбу на прогулке утром и вечером. На музыкальных занятиях особое внимание уделяется развитию движений под музыку. Для этого используются ритмические, хороводные, музыкальные коммуникативные и пальчиковые игры, игры с пением. Кроме этого проводили спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники.
Фитбол - гимнастика это упражнения с использованием мячей фитболов. Фитбол - гимнастику используется на занятиях в ОРУ, подвижных играх, играх-эстафетах. Фитбол - гимнастика позволяет развивать двигательную моторику, чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и брюшного пресса.
Наш физрук Т.Ф. широко практикует восточную гимнастику Хатха - Йога. Она гармонично укрепляет все мышцы тела, является средством борьбы с искривлением позвоночника и способом стать гибким. Результат занятий йогой – красивые пластичные движения.
Ещё один из видов нетрадиционных занятий по ФИЗО это -
Степ-аэробика комплекс упражнений, которые выполняются под ритмическую музыку на степ - платформе.
Степ - аэробика несет оздоровительный эффект:
- развивается сердечно - сосудистая и дыхательная система, выносливость, укрепляется осанка;
- у детей формируется устойчивое равновесие, ориентировки в пространстве, двигательной памяти;
В режим жизни наших детей, как форма физкультурно - оздоровительной работы, входит День здоровья. Его проводитм не реже 1 раза в квартал, в теплое время года 1 раз в неделю проводятся динамические часы на свежем воздухе (во время прогулки). Здесь используются элементы спортивных игр таких как футбол, баскетбол, городки и т.д.
В летний период дети находятся на свежем воздухе практически в течение всего дня, в том числе и прием ведется на улице, что является важным фактором закаливания организма ребенка.
Большую роль играет и самостоятельная деятельность детей на прогулке. Физическая активность направлена не на результат, а на процесс,
Проводим спортивные мероприятия. «День защиты детей».
«День Нептуна» (с использованием водных пистолетов, мыльных пузырей).
Еженедельно планируется итоговые мероприятия на свежем воздухе такие как, эстафеты со спортивными атрибутами и нетрадиционным оборудованием, дискотек.
Разработанный в нашем детском саду двигательный режим обеспечивает постепенное повышение физических кондиций дошкольника, способствует коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на хорошее сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям.