Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


" Виды игр и игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"о

Консультация для педагогов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Виды игр и игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей дошольного возраста.

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр - игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры - игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность малышам оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят младших дошкольников к умению обобщать и классифицировать.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Игры-занятия проводятся по определенному программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий. Игры-занятия проводятся во всех возрастных группах.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Младшим детям хорошо давать несложные задания («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку - самый большой, поменьше, маленький» и т.д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т.д.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни. В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту. В старшей группе большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения.

Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обогащаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и т.д.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т.д.), идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Самостоятельный характер творческих игр не дает возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.

Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить.

При обеденном содержании игр педагог обогащает знания о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая диафильмы, читая книги. Особое влияние на игры младших дошкольников оказывают рассказы взрослых о своей работе. Живое общение с людьми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению содержания игр. Кроме этого, необходимо создавать определённые условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания: в группах должны быть специальные наборы игрушек - животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т.д.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики, столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т.д.

Ценность природного материала - в возможности его разнообразного использования, что помогает открывать детям все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.

Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей:

У младших дошкольников много любимых, широко известных героев сказок и книг. Ряд из них - это ещё и герои мультфильмов. Биографические особенности таких литературных персонажей могут быть использованы в природоведческой тематике, для создания ситуаций, позволяющих уточнить или расширить представления детей, вызвать добрые чувства к растениям, животным - к живой природе. Разрабатывая информационно-образовательную среду, важно задействовать самое характерное в поведении сказочных героев. С этой целью даётся их краткая характеристика, которая поможет воспитателю создать свои игровые обучающие ситуации.

Доктор Айболит

С образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них. В каждом детском саду имеется кукла Айболит со знаменитым чемоданчиком, в котором множество докторских принадлежностей. Этот персонаж легко может быть включен в разнообразные игровые обучающие ситуации с детьми разного дошкольного возраста. В рамках игровых действий «врача-специалиста» Айболит может выполнять очень важную (для экологического воспитания) функцию - давать образец правильного осмотра своих пациентов (то есть растений и животных - обитателей уголков природы), постановки диагноза (то есть определение состояния живых существ на основе различных внешних признаков) и способов лечения, выписывая рецепты с разного рода рекомендациями.

Большую роль в развёртывании игры с Айболитом выполняет атрибутика ИОС: сама кукла должна быть средних размеров, в белом халате и колпачке, желательны очки и борода, символизирующие учёность и доброту. Чемоданчик Айболита кроме традиционного набора содержит рецепты (чистые бумажки небольшого размера), ручку, палочку для рыхления почвы, водный термометр, вату, пластмассовые ножницы, безопасный нож и др. При Айболите должна быть машина скорой помощи с зелёными крестами по бокам (символизирующие помощь природе). Авторитет Айболита для детей (в силу частых) очень велик, поэтому ИОС с Айболитом целиком поглощают внимание любых дошкольников. Занятия с игрой проходят лучше, если привлекается второй взрослый, разыгрывающий роль Айболита.

«Айболит осматривает комнатные растения».

Дидактическая цель: учить детей внимательно осматривать растения, находить признаки нездорового их состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления воспитывать бережное отношение к растениям, понимание, что они живые организмы, которым нужны хорошие условия жизни.

Воспитатель сообщает детям, что в детский сад приехал Айболит, который ходит по группам и осматривает растения. Предлагается убрать игрушки, навести порядок, чтобы встретить гостя. Раздаётся стук, Айболита привозят на машине. Он здоровается, сообщает, что наступила весна, многие растения за зиму ослабли. Поэтому, он считает своим долгом помочь им и посоветовать ребятам, как правильно ухаживать за растениями. Воспитатель просит детей присутствовать при осмотре растений и помочь ему. Говорит: «Мы сейчас вместе посмотрим, где они стоят, как выглядят. Вы будете называть их, а я проверять почву, их листочки, стебли, скажу, здоровы ли они. Если будет надо - выпишу рецепты». Айболит внимательно осматривает каждое растение по очереди, оценивает почву, степень освещённости, указывает признаки неблагополучия. Может вытряхнуть растение из горшка, осмотреть корневую систему. Выясняет, как часто и какой водой поливают цветы, делается ли опрыскивание, рыхление, подкормка. По каждому растению делает рекомендации.

Колобок

Колобок как герой знаменитой сказки интересен двумя моментами: тем, что он на своём пути встречает разных лесных животных, и тем, что он - хлебное изделие, испечён из муки.

«Колобок вникает в жизнь лесных обитателей: начало путешествия». ИОС для младшей группы.

Дидактическая цель: дать детям первоначальные представления об особенностях жизни зайца и волка в лесу.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группу пришел гость - красивый румяный Колобок. Гость здоровается, хочет сказать ребятишкам важную вещь: «Девочки и мальчики, вы конечно знаете, что меня много раз ела лиса. Мне это уже надоело, я решил стать умным - больше не сажусь к ней на нос. Оказалось, что от нее можно укатиться так же, как и от других - стоит только спеть песенку до конца. Давайте вместе споем:

Я, Колобок, Колобок:

По амбару метён, по сусекам скребён.

Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл.

Я от зайца ушёл и от волка ушёл.

Я от медведя ушёл и от тебя, лиса, я тоже уйду!

Я покатился и покатился, лиса меня только и видела! Вот так я стал умным и начал задумываться: как так все в лесу живут? Качусь, качусь по дорожке, а ничего про лес не знаю. Вот и пришел к вам. Знаю, что все воспитательницы маленьким ребятам про всё рассказывают».

Воспитатель предлагает детям показать Колобку картину про зайца в лесу и рассказать, как он там живёт, что ест, что делает зимой, летом. Все рассматривают картину, воспитатель побуждает ребят к высказываниям, дополняет их ответы короткими пояснениями, обращаясь главным образом к Колобку.

Такким образом преимущества игрового обучения очевидны: на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе. Дошкольники на практике овладевают способом игры, участвуя в создании воображаемой ситуации. Игровые путешествия по лесу, морю, Арктике, выставке - это практическая модель правильного поведения в природе, в залах музея. Последнее обстоятельство имеет особое значение в плане экологического воспитания детей. Можно предположить, что чередование такой игры-модели и реальных прогулок в природу с соблюдением одних и тех же правил поможет формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения, например, к лесу и его обитателям как единой экосистеме. «Для ребенка на этой ступени его психического развития, - пишет А.Н.Леонтьев, - еще не существует отвлеченной теоретической деятельности отвлеченного созерцательного познания, и поэтому осознание выступает у него прежде всего в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий его мир, - это ребенок, стремящийся действовать в этом мире». Взгляд на игровую деятельность ребенка как на моделирование поведения взрослых в силу невозможности включиться в реальный процесс их деятельности - это взгляд всех ведущих детских психологов. С помощью дидактических игр решаются различные учебные задачи: формируются навыки умственной деятельности, умение использовать приобретенные знания в новой ситуации. Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе, несомненно, создает эмоциональный фон, который обеспечит более эффективный результат усвоения знаний. Игра, вызывающая эмоциональную реакцию, формирует у детей положительное отношение к животному и растительному миру.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области