Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида с. Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Детский исследовательский
проект
«Волшебный звук»
Подготовили и провели:
Воспитанник: Садыкова Есения Дамировна
Музыкальный руководитель: Садыкова Ирина Степановна
2020 год
Проект: «Волшебный звук»
Автор проекта: Садыкова Есения, под руководством музыкального руководителя Садыкова И. С.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: исследовательский
Участники проекта: ребенок подготовительной группы, музыкальный руководитель.
Цель: изучить причины появления звука, понять, как распространяется звук.
Задачи:
Узнать, как появляется звук.
Расширить знания о звуке.
Провести опыты со звуком.
Гипотеза исследования: допустим, что при помощи экспериментов можно узнать причину появления звуков, узнать, почему они разные.
Цель исследования: опытным путем изучить причину возникновения звуков.
Теоретическая часть:
Здравствуйте. Меня зовут Садыкова Есения. Мне 7 лет. Я хожу в детский сад села Наумовка.
У моей мамы очень интересная работа. Она музыкальный руководитель в детском саду. Однажды она дома делала шумовые музыкальные инструменты, а я ей помогала.
Во время нашей работы мы много разговаривали. Я задавала маме вопросы, а она на них отвечала. Мне стало интересно узнать, что такое звук? Откуда он берется?
Мама предложила увидеть на примере чашки с водой и камушков. Мы стали по очереди бросать камушки в воду. Она спросила меня, что я вижу? Я ответила, что по воде расходятся волны. Мама сказала, что со звуками происходит то же самое, только звуковая волна невидима и передается она по воздуху.
Я стала расспрашивать, почему предметы звучат? Почему звуки такие разные? Как передается звук?
Для этого мы выявили цель исследования: изучить причины появления звука, понять, как передается звук.
Поставили задачи:
Узнать, как появляется звук.
Расширить знания о звуке.
Провести опыты со звуком.
Установили гипотезу: допустим, что при помощи экспериментов можно узнать, почему появляются звуки, почему они разные.
Сейчас я покажу, какие опыты мы проводили..
Опыт №1 - Почему предметы звучат?
Мы решили выяснить, почему предмет начинает звучать. Для этого я беру обычную линейку. Один конец линейки плотно прижимаю к столу, за свободный конец дергаю – возникает звук. Так я узнала, что происходит в это время с линейкой. Она дрожит, колеблется.
Можно заставить звучать и натянутую резинку. Один край резинки я зажимаю ногой, другой край держу рукой. Натягиваю резинку, дергаю за нее. Она дрожит, получается звук.
Еще один эксперимент: свернуть лист бумаги в трубочку и подуть в нее со звуком «У-У-У», звук заставил дрожать бумагу, пальцы это почувствовали.
Вывод: предметы звучат, потому что дрожат.
Опыт №2 Как сделать звук громче?
Мама сняла с руки часы, положила на стол и спросила, слышу ли я, как они тикают? Я, конечно, не слышала их. Тогда мы взяли лист бумаги, сделали из него трубочку, приставили к часам и послушали еще раз. Теперь я очень хорошо слышала, как тикают часики.
Потом мы взяли еще один лист картона и приставили его сбоку трубочки. Теперь я даже на большом расстоянии их услышала. Мама рассказала, что мы не даем звуковым волнам расходиться по всей комнате, а направляем их по картонной трубке.
Вывод: звук становится громче, если он не расходится по сторонам, а идет в одном направлении.
Опыт №3 Как появляется песенка?
Я спросила маму, почему одни звуки в музыке высокие, а другие низкие?
Чтобы узнать об этом, мы взяли ксилофон и сыграли на нем. Я узнала, что низкие звуки появляются на длинных пластинках, а высокие на коротких.
Тогда мама дала мне линейку и предложила самой извлечь из линейки низкие и высокие звуки. Сначала я оставила у линейки длинный кончик. Когда я его задевала, раздавался низкий звук. Когда я укорачивала линейку, звук становился выше.
Вывод: у длинных предметов звук ниже, у коротких – выше.
Опыт №4 Может ли звук двигать предметы?
Мама меня спросила, может ли звук двигать предметы?
Я сказала: Конечно, нет!
Мама предложила проверить это. Мы взяли 2 барабана. На один барабан мы насыпали кофе. Мы стали громко стучать другим барабаном над тем, где было кофе. От звучащего барабана отходят колебания и передаются другому барабану, от чего кофе танцует.
Вывод: Звук может двигать предметы из-за вибрации звуковых волн.
Опыт №5 Можно ли передать звук на расстоянии?
В одной передаче мы увидели, как можно изготовить из простых стаканчиков телефон и решили сделать такой же. Мы взяли 2 стаканчика, проделали в них дырочки. Через каждую дырочку протянули конец шнурка и сделали узелок внутри стаканчика вокруг спички. Спичка нужна для того, чтобы веревка не проскользнула обратно сквозь дырочку.
Мы взяли стаканчики и отошли друг от друга на такое расстояние, чтобы шнурок натянулся. Потом я стала тихо говорить в отверстие своего стаканчика, а мама приложила отверстие своего стаканчика к уху. Звук был громче.
Вывод: Звук можно передать на любое расстояние через предметы.
Таким образом, проведя эксперименты о звуке, мы узнали много нового и интересного. Оказывается, что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.
Спасибо за внимание!