Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №12», учебного плана МБОУ «СОШ №12», и с учетом примерной авторской программы Русский родной язык : 1 класс : методическое пособие / [О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. ; под ред. О. М. Александровой]. - М. : Учебная литература, 2018. - 32 с., ISBN 978-5-907007-88-8
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет русский родной язык включен в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» учебного плана МБОУ «СОШ №12». В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ «СОШ№12» на изучение предмета русский родной язык отводится 33 ч в год (1 час в неделю) .
Промежуточная аттестация проводится с соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной учебным планом МБОУ «СОШ №12».
Учебно- методический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование:
1. Русский родной язык. 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2019 г.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский родной язык» в 1 классе
Личностными результатами изучения русского родного языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского родного языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского родного языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметные результаты
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
научится:
•распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
•использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
•понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»
научится:
•произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
•осознавать смыслоразличительную роль ударения;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»
научится:
•различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
•владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
•использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
•владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
•анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (10 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Резерв (2 ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Дата | |
Тема урока/кол-во часов | план | факт | |
1. | Тема 1: « Секреты речи и текста» . Всего часов - 8. | ||
1.1 1.2 | Как люди общаются друг с другом | ||
1.3 1.4 | Вежливые слова | ||
1.5 | Как люди приветствуют друг друга | ||
1.6 | Зачем людям имена | ||
1.7 1.8 | Спрашиваем и отвечаем | ||
2. | Тема 2: «Язык в действии». Всего часов – 10. | ||
2.1 2.2 2.3 | Выделяем голосом важные слова | ||
2.4 | Как можно играть звуками | ||
2.5 2.6 2.7 2.8 | Где поставить ударение | ||
2.9 2.10 | Как сочетаются слова | ||
3. | Тема 3: « Русский язык: прошлое и настоящее ». Всего часов – 12. | ||
3.1 3.2 3.3 3.4 | Как писали в старину | ||
3.5 3.6 3.7 3.8 | Дом в старину: что как называлось | ||
3.9 3.10 3.11 3.12 | Во что одевались в старину | ||
4. | Тема 4: « Секреты речи и текста» . Всего часов - 3 (2 часа -резерв) | ||
4.1 | Итоговая контрольная работа | ||
4.2 4.3 | Сравниваем тексты |