Чермаева Карина Айсаевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Особенности развития художественного кругозора младших школьников в программе «Школа России» на уроках изобразительного искусства
Особенностью обучения на уроках изобразительного искусства является то, что существуют два основных подхода. Их можно определить, как академическое и свободное (творческое). В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованием профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети приобретают изобразительные, практические навыки, полезные для многих специальностей, развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях, расширяют кругозор [1, C. 67].
Но они не получают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству, как таковому. Это нужное обучение. На таких уроках ученики осваивают новую технику - работу красками и кистью, то есть получают те основные навыки, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно на каждом этапе обучения. Но это обучение без творчества. Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества, не оказывая особого академического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общение с уже известными художественными материалами, при помощи которых создаются интересные образы. При таком подходе развивается воображение, обогащается и развивается художественный кругозор. Но творчество без обучения особым графическим навыкам невозможно. Для того, чтобы учащийся смог полноценно раскрыть собственный творческий потенциал нужно использовать оба подхода, чтобы творческое развитие было целенаправленным и полным, а ребенок смог использовать весь арсенал художественных средств и свое воображение. Мог не только фантазировать, но и воплощать задуманное путем изобразительных навыков, полученных на уроках изобразительного искусства. Творческие задания носят открытый характер и не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и учащихся [2, C. 116].
Роль учителя при развитии творческого потенциала учащихся состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу, и тем самым создать условия для развития их интереса к творчеству. Педагог в любой творческой деятельности должен поощрять инициативу детей, обогащать арсенал способов самовыражения, поддерживать первоначальную активность [3, C. 106].
Программа «Школа России» по изобразительному искусству, разработанная под руководством Б. М. Неменского, которая так же носит название «Изобразительное искусство и художественный труд» предполагает развитие творческого потенциала учащихся путем применения на уроках изобразительного искусства различных нетрадиционных техник овладения изобразительными навыками [4, C. 43].
Например, на уроках изобразительного искусства по программе «Школа России» в первом классе учащимся предлагается лепить из пластилина какие-либо объекты, которые за тем ученики рисуют. Это позволяет развить их пространственное представление об объекте, что в свою очередь облегчит рисование предмета.
В младшем школьном возрасте дети очень активны и любознательны. Изучая различные темы на уроках изобразительного искусства, они изучают особенности мира с точки зрения эстетики, развивая свой интерес и творческие способности [4, C. 47].
Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-то нового, открытием для себя нового знания. Это становится стимулом к увеличению этих знаний, т.е. развитию художественного кругозора. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку ребенка. Ребенок, осваивая окружающий мир, должен овладеть определенными эталонами цвета, форм, размеров и т.д. Научиться видеть мир во всем многообразии цвета. Помогают развитию чувства цвета занятия живописью. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков – всё это процессы, в которых много приятных ощущений [5, С.276].
Литература
Голант , Е. Я. , методы обучения в современной школе [Текст] / Е. Я. Голант – М: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. – 256.
Дитмар, К.В., Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя [Текст] / К. В. Дитмар – М.: Просвещение, 2001. – 94с.
Программы общеобразовательных учреждений : начальные классы (1-4): В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2001.
Зеленина, Н.Л., Играем, познаем, рисуем. [Текст] / Н. Л. Зеленина - М.: Просвещение , 2001. – 64с.
Добрынин, Н.Ф. Возрастная психология [Текст] / Н. Ф. Добрынин -М. 1965г. – 295с.