Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Патриотическое воспитание школьников в курсе ОБЖ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Патриотическое воспитание школьников в курсе ОБЖ

В связи с новыми требованиями, поставленными перед образованием, особое место при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» занимает патриотическое воспитание.

Вопросам патриотического воспитания посвящены многие исследования, в которых даны определения понятия «патриотизм». В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, как активная сопричастность с её многовековой историей и культурой, с её достижениями, победами, трагедиями и проблемами. Патриотизм проявляется в поступках человека, следовательно, патриотизм имеет деятельностный характер, который основан на защите интересов Отечества. Патриотизм это исторически сложившаяся и развивающаяся категория, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своей Родине, проявляющееся в деятельности на его благо. Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности.

Нужно ли в школе специально организованное патриотическое воспитание? Да, безусловно. Сегодня патриотическое воспитание должно быть направлено на то, чтобы вернуть обществу утерянное естественное чувство любви к своей Родине. Вернуть чувство гордости за свою страну.

Целью патриотического воспитания является развитие патриотического самосознания, которое способствует формированию у школьников представлений об образе Родины, необходимости защиты и созидания Отечества. Патриотическое воспитание ориентировано не на накопление очередной суммы знаний, а на формирование глубокого понимания своего гражданского долга, а также гордости за принадлежность к своей Родине. Содержание школьного курса ОБЖ располагает возможностями патриотического воспитания, которое направлено на достижение следующих задач: повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности; развитие качеств личности школьника (патриотизм, гражданственность).

Составной частью патриотического воспитания и его формой, ориентированной на служение Отечеству, его защиту, привитие гордости за героическую историю Родины является военно-патриотическое воспитание.

Где же больше возможности готовить будущих защитников Отечества на уроке или за его пределами? Попробуем ответить на этот вопрос.

По содержанию формирования целей уроки ОБЖ являются психологическими, так как формулировка целей включает в себя психологический элемент, такой, как установка к действию или настрой детей к достижению результата. Установка или настрой – это эмоциональное реагирование детей и выражение их отношения к событиям, фактам, процессам. Поэтому цель урока ОБЖ – это сознательно планируемая установка на оптимальное решение, которое предполагает познание, учет условий, причинных связей и реальных возможностей реализации.

В программе курса 10 класса предусмотрен раздел «Основы военной службы», который включает в себя четыре основные главы: «ВС РФ защитники нашего Отечества и его национальных интересов», «Боевые традиции ВС РФ», «Символы воинской чести», «Основы военной службы» в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Демонстрация образцов техники и вооружения повышает интерес к изучению данного раздела, что вызывает у учащихся гордость за наши научные достижения, большая часть которых взята на вооружение во многих странах мира, а так же космическое вооружение.

В программе курса 11 класса этот же раздел состоит из 5 глав: «История военной службы», «Воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Правовые основы военной службы» и «Военнослужащий – защитник своего отечества. Честь и достоинство воина ВС РФ», в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся:

с основами российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан,

порядком первоначальной постановки на воинский учет,

порядком медицинского освидетельствования,

призыва на военную службу, основными правами и обязанностями граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе,

основными видами военно-профессиональной деятельности, особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.

Основной задачей в этом направлении является следующая: показать и доказать выпускникам, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это создает внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность. При организации уроков ОБЖ важно учитывать, чтобы обучающиеся в процессе изучения материала были не пассивными слушателями, а активными участниками занятия. Этому способствуют проводимые уроки-конференции, диспуты, на которых ученики в игровой форме решают довольно серьезные вопросы и проблемы по военной тематике.

Урок ОБЖ создаёт реальные педагогические условия, в которых ученик может проявлять решительность, целеустремленность, самостоятельность, самоорганизованность. Педагогические условия урока могут реально научить чувствовать меру своих действий и желаний.

Материал курса ОБЖ в 9 классе также дает большие возможности в формировании у обучающихся понятий «гражданин» и «патриот». В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности необходимо постоянно уделять внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности. Особое место в этом направлении занимает раздел «Национальная безопасность России в современном мире». Неоценимый вклад в развитие нашей страны может внести только человек, который ставит интересы общества и нации выше своих собственных. А не это ли качества настоящего гражданина и патриота?!

При ознакомлении с темами раздела на уроках применяются следующие методы: чтение дополнительной литературы познавательного характера по теме «Моя родина - Россия»; ознакомление с важными датами в истории Российской Федерации; проектные работы; эвристические беседы; просмотр презентаций и видеороликов; проблемные ситуации; мозговой штурм, обсуждение видеосюжетов и др.

Конечно, урок важнейшее звено учебно-воспитательной работы с учащимися, но если потенциал урока не будет развит и приумножен во внеклассной работе, то не может быть никакой речи о целостной системе военно-патриотического воспитания в школе.

Практика внеурочной военно-патриотической работы с учащимися школы показала, что уроки патриотизма и гражданственности продолжаются и после звонка.

Преимущество внеурочной деятельности состоит в том, что она не ограничена временем и пространством, содержание патриотического воспитания не регламентировано жёстко учебными планами, программами, поурочными планами. Внеклассная работа располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную деятельность, вне которой невозможно формирование личностных качеств. Что же касается знаний, полученных на уроках, то будущий защитник Родины не сможет даже в минимальном объёме их применить, если мы не создадим условия для систематических упражнений в них применения на практике путём вовлечения учащихся в военно-патриотическую деятельность. А она чрезвычайно многогранна.

Задачи военно-патриотического воспитания старшеклассников более естественны: юноши на пороге самостоятельной жизни, не за горами служба в армии.

Психофизические особенности юношеского возраста таковы, что появляется реальная возможность придать военно-патриотическому воспитанию большую прикладную направленность, а это требование может быть реализовано только существенным расширением диапазона военно-спортивной деятельности учащихся. Открывается широкое поле для апробации военно-прикладных знаний умений и навыков.

Такие формы обучения, как соревнования и военно-спортивные игры, выявляют специфику данного направления, его практико-ориентированный характер. Выполнение основных действий, связанных с будущим прохождением воинской службы, таких как: строевые приемы, воинское приветствие, разборка и сборка автомата, стрельба, требуют выполнения нормативов. Поэтому соревнования и игра как учебно-воспитательные формы позволяют методически грамотно организовать проверку выполнения данных нормативов. Кроме того, военно-спортивная игра является одним из важных средств патриотического воспитания подростков и юношей, формирования у них высоких нравственных и физических качеств.

Для успешной внеурочной деятельности в школе целесообразно составить программу военно-патриотического воспитания, где будут объединены мероприятия, проводимые учителем ОБЖ, классными руководителями, учителями физической культуры, социально-педагогической службой.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в курсе ОБЖ, если она проводится в комплексе и включает в себя как урочную, так и внеурочную деятельность, позволяет повысить уровень гражданского и патриотического сознания школьников.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области