Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка внеурочного мероприятия к Дню Российской науки.

Популяризация Российской науки в рамках изучения естественнонаучных дисциплин при получении среднего профессионального образования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Ростовский колледж рекламы, сервиса и туризма «Сократ»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директор ГАПОУ РО «РКРСТ «Сократ» по УР__________________И.А.Былинская

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеурочного мероприятия, посвященного Дню Российской науки, в рамках изучения естественнонаучных дисциплин («Естествознание», «Экология», «Экологические основы природопользования»)

Выполнила преподаватель высшей квалификационной категории Олифиренко Т.В.

ОДОБРЕНО

цикловой методической комиссией

естественнонаучных и математических дисциплин

Протокол № от _______________

Председатель ЦМК

___________ О.В.Куликова

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

________ О.Е. Сулименко

_______________________

2019г

Внеаудиторное мероприятие к Дню российской науки (8 февраля 2019 г.)

по теме: «Вклад российских ученых в развитие мировых естественных наук»

Цель мероприятия: подчеркнуть приоритет российской науки во многих областях мировых наук, продолжить формирование у студентов естественнонаучного мировоззрения в процессе преподавания дисциплины «Естествознание» для завершения формирования естественнонаучной картины мира.

Задачи: ознакомить обучающихся с биографиями великих ученых-естествоиспытателей, их научным вкладом в развитие мировой науки.

Оборудование и материалы: мультимедийный экран для показа слайд-шоу, сопровождающих выступление обучающихся, портреты великих ученых, «уголок лаборатории (оборудован предметами из химической и биологической лабораторий, старинными книгами, предметами быта XIX-XX века)».

Перспективная работа: экскурсия в Музей Южного Федерального Университета, ознакомление с работой химической лаборатории.

План мероприятия:

1. Ознакомление с историей российской науки, особенностями ее формирования и развития.

2. Исторические этапы российской науки: период практического накопления знаний и естественнонаучных испытаний (VIII век). Вклад великого русского ученого М.В. Ломоносова.

3. XIX век – период расцвета российской науки, завоевание приоритета в мировых науках «химия», «физика», работы Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова. Вклад К.Э. Циолковского в развитие науки о космосе.

4. XX век – триумф российской и советской науки во многих областях научных знаний. Значение науки для развития общества.

«О, много нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!

И опыт, сын ошибок трудных.

И гений, вдохновенья друг!»

А. С. Пушкин.

1.Вступление.

«Зачем гуманитарию знание таких дисциплин как химия, физика, биология?»

Этим вопросам часто задаются студенты, изучающие курс «Естествознание» в рамках получения профессионального образования в области индустрии гостеприимства. На этот вопрос не так уж легко дать однозначный ответ. «Нужно, важно, все изучают» и т.д.

Но ведь реалии современной жизни таковы, что интеграция, соединение различных областей знаний – неотъемлимая часть жизни общества.

Взаимопроникновение физики, биологии, химии, экологии позволяет выстроить целостную систему восприятия живого красочного, неповторимого, взаимосвязанного мира природы и человека.

Дискуссия с аудиторией по предложенной темой, высказывания студентов по предложенному вопросу.

2. Чей портрет мы можем увидеть и в учебнике литературы, и в пособии по химии, физике, геологии? На этот вопрос можно дать лишь однозначный ответ – портрет нашего замечательного соотечественника Михаила Васильевича Ломоносова.

Среди великих  ученых прошлых веков М.В. Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы (фотографии со слайдов)

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинская, вблизи Холмогор. Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком, смелым и удачливым. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море, приобретая бесценный жизненный опыт.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало, прочитал все доступные книги, учился правильно говорить, записывал наблюдения за погодой.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Чувствуя тягу к учению, Ломоносов понимает, что только в Москве или Санкт-Петербурге он может получить достойное образование. Узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет обоз рыбаков, направляющийся в Москву, и благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию в город Фрайбург, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений. Уже к этому времени определяется круг его научных и литературных интересов.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 женился, а через два года с семьей Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедия «Демофонт», стихотворения, оды и многое другое. Ода «На восшествие на престол Елисаветы Петровны» вошла во все учебники по лингвистике.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения массы (слайд), написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов (слайд), разработкой многих технологических процессов в химии, металлургии, физике и астрономии. Ломоносов на научном уровне изучает природу электричества и создает модель громоотвода для высоких зданий и церквей (слайд).

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью. Его по праву называют основоположником русского языка, создателем грамматики, автором первого учебника по российской граматике (слайд). Позиция Ломоносова как гражданина и популяризатора науки принесла ему заслуженную славу в российском обществе. Он - гений, причем мирового уровня, опередивший свой век чуть ли на столетие...

3.

В XIX веке как никогда много было сделано научных открытий и создано технических изобретений. Казалось, что нет ничего необъяснимого или неподвластного науке. Одним из ярчайших представителей того времени стал ученый и изобретатель Менделеев Дмитрий Иванович. Будущий ученый родился последним, семнадцатым в семье ребенком. Мать Дмитрия, Мария Дмитриевна Корнильева, владела мелкой стекольной фабрикой, отцом его был директор училищ Тобольского округа Иван Менделеев.

Дмитрий Иванович детство провел в окружении русской интеллигенции.

Его семья часто гостила у брата Марии Дмитриевны, который был управляющим у князей Трубецких. Нередко у него в гостях бывали литераторы, художники, ученые. Немало первых жизненных впечатлений будущим химиком было получено также на заводе матери.

В 1850 в возрасте 16 лет Дмитрий начал учебу в Главном Педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Через полтора месяца умерла его мать, и юноша остался без родственников и друзей, а также без имущества. Учился он с огромным интересом. Химия и минералогия были его любимыми предметами. Особенно увлекало Дмитрия огромное разнообразие химических превращений и соединений, в основе которых лежат лишь несколько десятков элементов. На последнем курсе, за выпускную диссертацию «Изоморфизм» о химических процессах, сопровождающих образование кристаллов, наградили золотой медалью Менделеева Дмитрия Ивановича.

Осенью 1856 будущий открыватель Периодического закона стал профессором технологического института и приват-доцентом университета в Петербурге. С 1859 по 1861 работал в Гейдельберге (Германия). Имея собственную лабораторию, он вел научные поиски в пока не определенном направлении. Однако после Международного съезда химиков 1860 года в Карлсруэ ученый пришел к выводу, что работать следует в направлении атомных масс (в то время применялся термин «атомный вес»).

Результаты Менделеевской докторской диссертации о смешивании воды и этилового спирта, которую ученый защитил в 1865, положены в основу алкоголеметрии в Голландии, Австрии, Германии и России.

Дальнейшие научные поиски привели к созданию в начале 1869 года Периодической системы. Большинство академий мира избрали создателя таблицы элементов своим членом, а самые знаменитые университеты – почетным доктором.

Брак великого изобретателя не был счастливым, и весной 1877 он завел роман с 17-летней художницей. Через 3 года ученый, наконец, расстался с семьей, и в апреле 1882 они обвенчались. С тех пор в доме часто стали бывать художники – Репин, Ярошенко, Куинджи.

С 1892 великий химик стал главным хранителем Палаты мер и весов. И за считанные годы превратил это учреждение в крупный научный центр. Недаром с юных лет он любил точные измерения и чувствительные инструменты. Многое создавал своими руками.

20 января 1907 года в Санкт-Петербурге Дмитрий Иванович умер от пневмонии. Краткая биография великого ученого свидетельствует о его подлинной преданности родине и науке. Его по праву ставят в один ряд с великими гениями человечества.

Менделеев Дмитрий Иванович: интересные факты из жизни (сопровождение слайдами)

7 августа 1897 уже немолодой химик решил оторваться от Земли на воздушном шаре с опытным аэронавтом для наблюдения солнечного затмения. Перед самым подъемом начался дождь, и очевидно было, что намокший шар не сможет поднять двух человек. Аэронавт выпрыгнул из корзины, а шар неожиданно начал подниматься. Ученому, впервые в жизни взлетевшему на воздушном шаре, ничего не оставалось, как провести задуманное в одиночку. Оказавшись над плотными облаками, он пронаблюдал полное затмение, а затем посадил шар.

<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>

После смерти великого ученого, накануне погребения мозг был изъят для исследования в надежде узнать причину его гениальности, а также гениальности вообще. Через год профессор Бехтерев сообщил, что мозг покойного ученого отличается особой развитостью и избытком извилин. Не считал себя гениальным, пожалуй, только сам Менделеев. Интересные факты из жизни великого химика:

В 1890—1892 годах Дмитрий Иванович вместе с И. М. Чельцовым работал над созданием бездымного пороха. В декабре 1890 им была получена растворимая нитроклетчатка – продукт взаимодействия целлюлозы с азотной кислотой. А в январе 1891 — особый ее вид, названный создателем «пироколлодий». Ученый разработал на основе пироколлодия собственный рецепт бездымного пороха, который оказался лучше заграничного.

Частый вопрос, задаваемый в кроссвордах и викторинах, звучит примерно так: «Всем известен Менделеев Дмитрий Иванович. Что изобрел для нужд армии (5 букв) этот ученый?». Разумеется, ответ прост – порох, но это был другой, более простой и доступный рецепт.

<Object: word/embeddings/oleObject2.bin>

Менделеев Дмитрий Иванович достижения в химии и науке

За свою сознательную жизнь ощутимый вклад в самые разные научные сферы внес Д. И. Менделеев. Открытия ученого принесли огромную пользу миру и особенно России. Далее перечислены и кратко пояснены его основные научные достижения:

Открытие Периодического закона – одного из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемого для всего естествознания.

Вывод уравнения идеального газа. Это уравнение выражает взаимозависимость между объемом, давлением и температурой любого газа, если пренебречь размерами и потенциальной энергией его молекул, а также временем, которое занимают их столкновения.

Предложение ввести термодинамическую шкалу температур.

Создание Учения о растворах, где показана связь свойств и химического состава растворов.

Создание пироколлодийного бездымного пороха.

Внедрение новых методов перегонки нефти, идеи постройки нефрепроводов. В итоге, Россия была превращена из импортера в экспортера нефтепродуктов.

Создание точной теории весов.

4. Академик Дмитрий Иосифович Ивановский (портрет)

Дмитрий Иосифович Ивановский [28 октября 1864 — 20 апреля 1920] — русский ботаник и микробиолог, основоположник современной вирусологии.

Дмитрий Иосифович родился в 1864 году в Петербургской губернии. Окончил гимназию с отличием. В августе 1883 года он поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет, окончил его в 1888 году и был оставлен при кафедре ботаники. С 1890 — ассистент ботанической лаборатории Петербургской АН. В 1895 году защитил магистерскую диссертацию и в качестве приват-доцента Петербургского университета начал чтение лекций по физиологии низших организмов, а с 1896 — по анатомии и физиологии растений.

С с 1903-го — профессор Варшавского университета. В Варшаве Ивановский одновременно преподавал на Высших женских курсах.

Ещё будучи студентом, Ивановский интересовался болезнями растений. Он высказал гипотезу о бактериальном происхождении мозаичной болезни табака. Он считал, что фильтрат содержит либо мельчайшие бактерии, либо токсин, выделяемый ими и способный вызвать заболевание. Особые организмы, вызывавшие болезнь, — вирусы мозаичной болезни табака — удалось увидеть впервые только в 1939 году в электронный микроскоп (фотография). Однако именно 1892 год считается годом открытия этих новых организмов — вирусов. Ивановский положил начало вирусологии, выросшей в самостоятельную область науки. Открытие вирусов сыграло огромную роль в развитии ряда научных дисциплин: биологии, медицины, ветеринарии и фитопатологии. Оно позволило расшифровать этиологию таких заболеваний, как бешенство, оспа, энцефалиты и многих других. Ивановский занимался также изучением процесса спиртового брожения и влияния на него кислорода, хлорофилла и других пигментов зелёных листьев, участвующих в процессе фотосинтеза. Известны также его работы и по общей сельскохозяйственной микробиологии. Ивановский был убежденным дарвинистом, подчёркивал зависимость организмов от условий окружающей среды и доказывал эволюционное значение этого факта.

В дальнейшем Ивановским было проведено научное исследование воздушного питания растений, он сосредоточия своё внимание на изучении состояния хлорофилла растений, значении каротина и ксантофилла для растений, устойчивости хлорофилла к свету в живом листе (видео).

В 1915 году Варшавский университет был эвакуирован в Ростов-на-Дону. Эвакуация не позволила перевезти лабораторию, которую Ивановский в течение многих лет создавал в Варшаве. Ивановскому пришлось заново организовывать работу лаборатории. Работал в Донском университете, который позже был переименован в Ростовский государственный университет (сейчас ЮФУ)  (профессор с 1915 года). В годы первой мировой войны Ивановский участвовал в его общественной жизни университета как председатель отделения биологии Общества естествоиспытателей природы.

Наряду с работами Ивановского по вирусологии, принёсшими ему мировую известность, он проводил и другие исследования. Он автор 180 публикаций, в том числе ряда работ в области почвенной микробиологии, физиологии и анатомии растений, 30 статей в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона и двухтомного учебника по физиологии растений.

Умер 20 апреля 1920 года в Ростове-на-Дону. Похоронен на территории Братского кладбища, в его северо-восточной части.

Трудно представить, сколько еще открытий мог бы совершить профессор Ивановский, если бы прожил подольше.

В знак признания выдающихся заслуг Д. И. Ивановского перед вирусологической наукой Институту вирусологии АМН СССР (ныне РАМН) в 1950 году было присвоено его имя, в Академии медицинских наук учреждена премия имени Д. И. Ивановского, которая присуждается один раз в три года за лучшую научную работу по вирусологии. До сих пор в мировой вирусологии совершаются открытия, предсказанные замечательным русским ученым Ивановским.

В нашем городе имя Ивановского по праву почитается не только научной общественностью, но и общественностью города. Его именем названа Академия биологии и биотехнологий ЮФУ. На главном здании педагогического института, где в 2015 году располагался Варшавский университет, помещена мемориальная доска (слайд)

<Object: word/embeddings/oleObject3.bin>

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области