Вместе играем, вместе путешествуем.
Все чаще в современном мире выделяются люди, которые не похожи на других своим поведением, состоянием души: подавленность, растерянность, дефицит в социальной коммуникации. Расстройство аутистического спектра встречается в мире у 0,6- 0,7 % населения.
Именно большинство таких детей посещает нашу группу в дошкольном учреждении. Этим детям государством гарантировано реализация их прав, равенство возможностей и уважение их достоинства.
В своей работе мы стараемся создать такую модель обучения детей с РАС, которая бы обеспечивала участие каждого ребенка в жизни группы, раскрывала его потенциал, способствовала успешной социализации в обществе.
Основные препятствия в обучении для нас педагогов связаны с неконтактностью детей и их плохо управляемым поведением. Для решения и корректировки этих проблем, наибольшее внимание мы уделяем игре и экскурсиям по ознакомлению с окружающим миром. Для того, чтобы заинтересовать детей и обучить игровым действиям, мы применяли разные способы показа, подражания. Например, педагог обращал внимание на то, что кукла лежит на полу, плачет и ее надо поднять, успокоить, погладить. При этом все действия педагог выполнял сам, чтобы дети видели их последовательность. Или во время нахождения детей в игровой зоне акцентировали внимание на то, что кукла хочет кушать и ее надо покормить, показывая все действия и др. Таким же образом учили игровому действию с машинкой, показывая, что она выехала из гаража и везет на стройку кубики, или отвезет мишку домой. Использовали в своей работе таблицы – схемы с последовательным выполнением действий с игрушкой, иллюстрации, предварительно раскладывая их по порядку, просматривали цикл действий на электронном носителе, а так, как многие из этих детей читают, выкладывали из букв порядок игрового действия. Постепенно дети начали повторять действия с игрушкой, предметом, более того их действия становились разнообразнее. В то же время, показывая ребенку игровое действие, обращали внимание на поведение куклы: она не кричит, не балуется, слушается. Участие педагога в показе игровой ситуации обязательно, т.к. он передает игровые действия, развивает игровое общение с детьми, учит их взаимодействовать друг с другом. Нами проделана большая работа по оснащению и оформлению игрового уголка, насыщение его всеми необходимыми атрибутами для игровой деятельности.
Огромную роль в познании окружающего мира и развитии игровых действий у ребенка с РАС сыграли экскурсии по ознакомлению с нашим городом и трудом людей живущих в нем. Такие мероприятия возможны только с участием родителей этих детей. И они помогали нам в их осуществлении. Всей нашей дружной семьей мы побывали в живом уголке дома детского творчества, в пожарной части, в продуктовом магазине, в книжном магазине, в батутном центре, в конном клубе. Активное взаимодействие родителей, педагогов и детей нашей группы дает возможность детям посмотреть труд людей, их действия, результат. Дети познают окружающее, используя затем увиденное в своих играх. Родители имеют возможность увидеть своего ребенка, его взаимодействие с другими взрослыми, его включение в различные этапы действий с людьми разных профессий.
Конечно, не все получается сразу и для того, чтобы вызвать хотя бы интерес к игровому действию, приходится преодолевать трудности в течение очень длительного времени, но появившиеся малейшие результаты (дети берут игрушку, производя действие, кормят куклу, укладывают ее спать, возят на прогулку, строят гараж для машины и др.) радуют нас , вселяют уверенность в ребенка, расширяют его опыт.
Группа «Теремок»
Педагоги: Лисова Н.П.
Савинич Л.А.