Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Профилактическая программа по правовому просвещению и профилактике девиантного поведения социально неблагополучных семей и подростков в них

1. Социальная защита прав обучающихся, создание благоприятных условий для развития подростка, соблюдение прав. 2. Правовое просвещение обучающихся и родителей. 2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в колледже, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни. 3. Формирование личностных нравственных качеств уобучающихся.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Профилактическая программа

по правовому просвещению и профилактикедевиантного поведения социально неблагополучных семей и подростков в них

Данная программа направленана правовуюпросветительскую работу с социально неблагополучными семьями и детьми в них по профилактике девиантного поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, создание условий для физического, психического и социального благополучия, на предупреждение и преодоление проблем.

На одном из первых мест в работе с этими семьями и детьми стоит проблема низкогоуровня правовой компетентности и правовой культуры общества, которые, в свою очередь, формируются в процессе правового образования. Правовая культура личности определяется знаниями в области права, уважением к закону, сознательнымсоблюдением правовых норм, пониманием юридической ответственности, непримиримостью к правонарушениям.

Низкий уровень правовой компетентности семьи подростка может поставить молодого человека в условия социальной незащищённости, сложной адаптации к дальнейшейпрофессиональнойдеятельности, тем самым лишая его фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности. 

Цель программы

1. Социальная защита прав обучающихся, создание благоприятных условий для развития подростка, соблюдение прав.

2. Правовое просвещение обучающихся и родителей.

2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в колледже, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.

3. Формирование личностных нравственных качеств уобучающихся.

Задачи программы

Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.

Правовая-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.

Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.

Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни.

Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

Обеспечение мотивации родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему правовой просветительной работы.

Научить проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.

Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе

Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Актуальность и концептуальные идеи программы

Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.

Работа по правовому просвещению и профилактике девиантного поведения предполагает целый комплекс социально-правовых мер, которые направлены на правовое просвещение родителей и обучающихся, также мер по восстановлению социального статуса обучающегося в коллективе сверстников.

Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия классных руководителей, учителей, социального - психологической службой колледжа, родителей, работников ПДН и КДН, учреждений дополнительного образования.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Проблемы семьи и подростка

Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.

Невысокий уровень правой культуры детей «группы риска» в микросоциуме колледжа.

Отсутствие правовых знаний и сознательного воспитательного воздействия на подростка.

Сохранение физического, психического и духовного здоровья обучащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.

Защита прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.

Отличительные особенности программы

1.Тесное взаимодействие с семьёй.

2.Сотворчество педагогов и детей.

3.Развитие детской инициативы.

4.Способность педагогов к неформальному общению.

5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.

6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.

7.Совместное участие в мероприятиях детей, воспитательного отдела, классного руководителя, педагогов и родителей.

4. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением 15-17 лет.

5. Ожидаемые результаты и способы оценки

1.Выявление основных причин появления семей «группы риска».

2.Повышение уровня правой грамотности, навыков общения и культуры поведения.

3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности семей «группы риска».

4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

5. Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.

6. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

7. Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.

6. Приемы воспитательного воздействия

Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации

Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения

Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения

Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, библиография, встреча с интересными людьми)

Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:

- работа с обучающимися;

- работа с семьей;

- работа с педагогами;

- организация досуга детей

Работа с семьей

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

- проведение социально-правового консультирования по вопросам семейного воспитания;

-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;

-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;

-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;

-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей;

- проведение работы по оказанию помощи для создания комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Формы работы:

- правовая просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, консультации, дискуссии, лектории для родителей);

-психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);

-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для консультирования родителей и обучающихся.

Принцип реализации работы с семьей:

- анкетирование;

-опрос родителей и детей;

-совместные праздники;

-творческие семейные выставки

Основные направления работы с семьей:

- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;

- формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;

-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»,

Работа с педагогами

Цели и задачи:

- расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;

- дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;

- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.

Работа с обучащимися

Цели и задачи:

-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения , алкоголя, наркотиков);

-профилактика правонарушений;

-психокоррекция;

-профориентация;

-пропаганда здорового образа жизни.

- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа

- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;

- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники, спортивные мероприятия, патриотические клубы).

Направления организации досуга:

- изучение интересов и потребностей детей данной категории;

- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;

- патриотическое воспитание;

- методическое сопровождение мероприятий досуга;

- организация социально-значимой деятельности детей.

Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия.)

Профилактика правонарушений

Беседы по факту.

Операция "Внимание, дети."

Акция "Детям - заботу взрослых."

Лекции специалистов, классные часы.

Конференция "Знаешь ли ты закон?"

Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями.

Кинофильмы "Вредные привычки."

Родительские собрания.

Правовой всеобуч: Конституция, Устав колледжа.

Выступления с информацией о состоянии преступности.

Собеседования с классными руководителями по работе семьямиобучающихся.

Профилактика употребления ПАВ.

Организация летнего отдыха.

Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы.

Работа родительского комитета.

Рейды в семьи.

Работа органов ученического самоуправления.

Контроль

Индивидуальные карточки учета.

Рейды в семьи повторные.

Рейды в вечернее время.

Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН, ПДН.

Совместная работа с инспектором по охране прав детства.

Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий.

Проверка занятости после уроков.

Анализ социального паспорта семей колледжа.

Совещания при директоре.

Административные совещания.

Методические семинары.

Психологическое сопровождение

Специально - коррекционные занятия.

Индивидуальные консультации.

Программа правовой-воспитательной работы с девиантными подростками.

Диагностические методики:

- Опросник "СОП";

- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения;

- Методика диагностики эгоцентризма у подростков;

- Цветовой тест М. Люшера;

- Социометрия;

- Карта психологической характеристики личностного развития подростка;

- Карта наблюдений.

Организация педагогической помощи

Создание благоприятных условий для развития личности "трудного" ребенка.

Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" обучащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".

Формирование положительной Я - концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности обучающегося,его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.

Оказание педагогической помощи родителям "трудного" подростка. Учить их понимать своего ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи

Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.

Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи

Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.

Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени учащихся

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.

Изучение интересов и способностей детей.

Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.

Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в мероприятиях колледжа и города.

Одним из главных направлений работы вовлечение обучающихся в военно-патриотический клуб «Юный патриот» и юнармию.

Этапы работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении.

1 этап.

Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. С целью раннего выявления неблагополучных семей, организована следующая работа: в начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей о социальном паспорте класса составляет социальный паспорт колледжа, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем

Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: прововое консультирование с родителями, законными представителями, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

2 этап.

Работа классного руководителя по работе  с  семьёй СОП (ТЖС):

-обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;

-устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

-консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей (лично, через специалистов образовательного учреждения);

-организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;

-изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;

-изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения;

-контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;

-анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей.

 В профилактической работе классный руководитель может использовать широкий перечень возможных форм и методов:

-посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся; 

- индивидуальные консультации с обучающимися и родителями; 

-наблюдения за обучающимися в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей;

- привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях;

-рейды на дом;

-контроль за успеваемостью учащихся;

- вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь колледжа;

-лекции, семинары;

-практикумы для родителей;

-открытые уроки и классные мероприятия и т.д.  

3 этап.

Семья рассматривается на педагогическом совете. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.

4 этап.

Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Классный руководитель предоставляет документацию на семью: социальный паспорт, акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

5 этап.

Постановка на профилактический учет семьи в колледже, уведомление различных служб города занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. 

Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних колледжа».

Для устранения неблагополучия в семье  колледжем проводится целенаправленная работа с родителями. Основной  задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

-оказывать правовую помощь родителям;

- координировать учебную помощь родителей их детям;

- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь колледжа;

- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;

- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

- проверка жилищно-бытовых условий семьи;

- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;

- составление плана работы с семьей;

- проведение консультаций, лекций  для родителей;

- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;

- отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучныхсемей;

- организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время  и  во время каникул;

- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.

      В работе с семьей, находящейся в  СОП/ТЖС классным руководителем используется алгоритм:

Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).

Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).

Изучение личностных особенностей членов семьи.

Составление карты семьи.

Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями .

Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.

Текущие и контрольные посещения семьи.

Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

     По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупность проблем, и, опираясь на банк технологических подходов, подбирает правовое, педагогическое, социальное средство для их эффективного разрешения.

   В плане предусматриваются пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения:

Материальная:

- финансовая (УСЗН);

- консультирование родителей по вопросам получения правовой, социальной   помощи разных видов (учреждение образования, специалист по социальной работе).

 Педагогическая:

 - занятость детей в кружках, секциях, факультативах;

- контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий;

- контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам;

 - консультирование родителей по вопросам воспитания;

 - просвещение родителей с целью формирования критического  отношения к социально опасным явлениям.

 Психологическая:

 - сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (колледж);

-просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;

-коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (колледж).

 Коррекционная:

- индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где  наблюдается неуспеваемость (колледж);

- формирование у ребёнка гигиенических навыков (колледж).

Медицинская:

-если в критериях социально опасного положения указано употребление спиртных напитков родителями, обязательно прописываются мероприятия по лечению от алкогольной зависимости (врач-нарколог);

-медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (поликлиника);

- осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (прививки, контроль за соблюдением безопасностью среды)

-организация оздоровления несовершеннолетнего, направление в оздоровительный лагерь (отдел по вопросам семьи и детства).

Правовая:

если у родителей (законных представителей) или обучающегося отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:

- помощь в оформлении документации (специалист по социальной работе);

- оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов;

- консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.

Иной вид помощи:

- занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время

- посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (колледж, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства).

      Выполнение индивидуального плана профилактической работы  заслушивается на Совете по  профилактики, безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних (по плану).

  Классный руководитель формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:

1.  Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей)

2. Основание постановки на учет (Выписка из протокола Совета по профилактике о признании семьи, находящейся в ТЖС или Постановление КДН и ЗП  о признании семьи, находящейся в социально опасном положении).

3.  Акт обследования условий проживания семьи.

4. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.

5. Копии паспортов родителей.

6. Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними (им)).

8.   Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.

9. Ежемесячные  отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.

10. Ежемесячные акты и справки о посещении семьи.

11. Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости  и посещаемости.

12.Социальный паспорт семьи СОП/ТЖС.

13. Копии запросов, ходатайств, иной информации, свидетельствующей о проведённой работе с семьей СОП/ТЖС по улучшению ситуации в семье.

14. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).

15. Результаты исследования семьи и учащихся (егося) (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).

6 этап.

Представление на  комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей:

- улучшение положения и качества жизни ребенка;

- устранение причин неблагополучия;

- расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка эффективности работы с семьей:

- соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

- уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

- родители проявляют заботу о детях;

- дети посещают колледж;

- уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

- семья поддерживает контакт с колледжем, центром социальной помощи и т.д.;

- в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;

- семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

     Проводимые мероприятия индивидуальной работы с семьей зависели  от её специфики и запроса:

Семья

Вид учета

Причина

неблагополучия

Проделанная работа

Результаты

1.

Воробьева Наталья Вячеславовна

ТЖС

Невыполнени еродительских обязанностей

Посещения на дому, индивидуальные консультации, работа с инспектором, правовое просвещение матери; взаимодействие: со  специалистами по социальной работе, м по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП;  рейды в семью, вовлечение в кружки и спортивные секции (спортивная секция «Волейбол», «Проектная деятельность».

Семья рассматривалась  на заседании КДН и ЗП. Работа с матерью по посещению наркологического кабинета.

Старшая дочь вступила в Юнармию при колледже и продолжает занятия в спортивной секции «Волейбол»; принимала активное участие в правовом КВЕСТЕ«Имею право, но обязан».

Ежедневный учет посещаемости и успеваемости дал свои результаты. Домашние задания стали выполняться регулярно; дети оздоровились в санатории-профилактории «Отдых», в противоправных действиях замечены не были.

РЕШИЛИ: Продолжить индивидуальную профилактическую работу, т.к. устранение неблагополучия носит временный характер. Основная причина не решена – мать продолжает злоупотреблять спиртными напитками и формально относится к воспитанию детей.

2.

Щербановская  Ольга Николаевна

ТЖС

Ненадлежащий контроль за воспитанием детей, мать состоит на учете в наркологическом отделении, низкий материальный уровень

Посещения на дому, индивидуальные консультации, работа с инспектором,  правовое просвещение матери; взаимодействие со  специалистами по социальной работе,отделом по вопросам семьи и детства, КДН и ЗП; оказание правовой помощи в воспитании детей, рейды в семью; посещение родительских лекторий, организация полезной, летней занятости; вовлечение Алины в мероприятия колледжа; ежедневный учет посещаемости; профилактические беседы с Алиной. Вопрос рассматривался на заседаниях педсовета.

Работа с матерью по посещению наркологического кабинета для прохождения лечения.

Алина  принимала участие

во всех спортивных мероприятиях колледжа,занимается в военно-патриотическом клубе «Юный патриот», переведена на 2 курс, мать прошла курс лечения в наркологическом отделении, устроилась на работу. Алина в противоправных действиях замечена не была.

Семья снята по исправлению.  

     Эти данные подтверждают, что разработанная нами программа  и этапы работы с семьями, находящимся в тяжелой жизненной ситуации действуют, и что при их реализации есть положительные результаты. Следовательно, возможно организовать эффективную помощь неблагополучным семья и детям,  используя предложенную программу по социальной адаптации «Семья» и опыт работы  с семьями ГБОУ «СПК».

     В этой работе очень важна роль социального педагога,  каким он пользуется авторитетом у семьи, является ли он человеком, которому семья доверяет. Если социальный педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность более тесного общения с семьей. И наоборот, происходит полная изоляция социального педагога от работы с семьей, если у него нет доверия семьи.

Для дальнейшего развития данной программы ГБПОУ «СПК» планирует создать консультативный пункт оказания бесплатной правовой помощи, направленный на правовую поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, их законных представителей, лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, усыновителей, а также обучающихся и их семей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области