Преимущества использования фотографий для развития речи детей в средней логопедической группе
МБДОУ №49
Савченко О.Н. воспитатель
Для умственного воспитания и развития речи большое значение имеет работа с картинками. Использование картинок имеет даже некоторое преимущество перед игрушкой. Дети, рассматривая, охотнее говорят, в то время как игрушкой им, прежде всего, хочется поиграть, а не рассказывать о ней.
Воспитанники нашей группы имеют различные нарушения речи, и, переход от восприятия предмета к восприятию его изображения дается им с трудом. Мы решили попробовать вместо картинки применить фотографии. В результате пришли к выводу, что дети лучше воспринимают фотографии потому что, во-первых, фотографии изображают реальный предмет; во-вторых, на фотографии дети видят знакомые игрушки, знакомых взрослых, детей; в-третьих, фотографии вызывают у них интерес, положительные эмоции. Все это способствует речевой активности. Например, при рассматривании фотографии с изображением какого-нибудь знакомого детям сюжета, они оживляются, так как узнают на фотографии себя или детей из группы, знакомые места в родном городе, знакомые игрушки. У детей возникает потребность в речевом общении друг с другом по поводу того, что они увидели.
Мы сделали подборку фотографий: предметных - по лексическим темам; сюжетным – времена года, профессии, простой сюжет. Подобрали и разработали дидактические игры и занятия с использованием фотографий. Для знакомства с профессиями, сфотографировали взрослых, непосредственно окружающих детей.
Эта работа положительно повлияла на развитие речи детей, представления их о бытовых и природных явлениях, социальную адаптацию детей
Времена года.
Игрушки. Профессии.
и т.д.
Сравни ноябрь в разных частях земного шара.
Проведя опрос, мы выяснили, что многие отдыхали в Анапе. Мы предложили посмотреть, как выглядит южный город Анапа в ноябре и как выглядит ноябрь в
родном городе Апатиты . Ребята вспоминают, сравнивают, выявляют причинно-следственные связи.
Конечно, самый живой отклик вызывают фото животных и их детенышей. Мы стараться подбирать фото, которые максимально вызовут отклик в душе ребенка (милые, трогательные, о которых хочется поговорить и рассказать потом родителям). Все это пробуждает желание выразить свои чувства в речи.
Также речь пробуждает что-то необычное. Так мы познакомились с необычным котом породы сфинкс. Это Марсель . Он живет у Ярослава. Ярослав показывал своего любимца, задавал вопросы ребятам : чем мой кот необычен? Сравните с обычным ). Также, рассказал о том, что не смотря на то, что необычный он только в том, что без шерсти, а в остальном Марсель – обычный кот, который кушает, спит, играет и приносит радость всем членам семьи. Когда Марсель был маленький, он все время мерз
и прятался в одеяле (Как вы думаете почему? )Теперь когда Марсель мерзнет
он модно одевается .
Также, чтобы побудить ребенка к активному рассказыванию, мы предложили сделать фотографии самим ребятам. По каждой лексической теме дети фотографировали и рассказывали по своей фотографии.
Например «Профессии»
Или просто на прогулке: Какая погода была в тот день (небо, ветер и т.д.)?
Какое настроение?
Опиши, что делают ребята?
Что ты хотел показать, делая снимок? И т.д.
Или просто фантазируем: Куда идет Сава? Что задумали ребята?
И пускай фотографии получаются немного смазанные и кривые, ребенок гордится своей работой и с удовольствием о ней говорит.
Рассказывание по фотографии значительно повышает эффективность работы по развитию речи, т.к. к просто увиденному добавляются эмоции автора фотографии, а также гордость и значимость в коллективе. Все это не может не провоцировать желание говорить.
Также различные Дидактические игры с использованием фотографий.
Найди отличия: Сравни две игрушки:
Сравни фото и настоящую игрушку;
Разрезные картинки «Составь и расскажи»;
Игрушки для Маши и Даши;
Найди игрушку;
Сделай то, что видишь;
Повтори эмоцию;
Кому что нужно;
Кто спрятался? И многие другие.
Очень часто мы привлекаем и родителей. Мы всегда их призываем делать фото, а не оставлять в компьютере, хотя бы по две три фото с каждого события. Говорим, чтобы не боялись давать фотоаппарат в руки детям, пускай фотографируют и творят, украшают фото рамочками и т.д. В свою очередь мы делаем фотоотчеты, коллажи, стенгазеты, поделки с фото детей.
Любимые темы наших детей: «Мама помогает», «Папа помогает».
Так профессии нам помогал изучать папа Сони Шепелевой:
На день пожилого человека нам помогали бабушки и дедушки.
Очень любят дети мнемотаблицы. Мы активно используем фотомнемотаблицы.
- Сейчас, дорогие коллеги мы превратимся в маленьких ребяток и попробуем рассказать новогоднюю историю. А поможет нам мама Савелия Крижановского.
Вот наша замечательная мама. Ее зовут Юлия Васильевна. Давайте посмотрим на Юлию Васильевну, послушаем, что расскажет нам о своей маме Сава. (Дети должны посмотреть, узнать, сделать комментарии, чтобы не отвлекаться потом на саму маму, выслушать рассказ Савелия о своей прекрасной маме.)
А теперь расскажет историю, которая называется «Маскарад».
будет нам показывать героев или предметы, а мы называть их – так у нас получится сказка, которую мы сами и расскажем.
Однажды (Белочка), (Зайка) и (Мишка)
пригласили (Деда Мороза) на новогоднюю елку.
положил в большой (мешок) подарки:
(бочонок с медом) , сладкую (морковку),
(корзинку) с (грибами), и пошел в (лес). А там его
встретили: , и .
- Как же мне раздать подарки?- спросил .
Мне - сказала .
Мне - сказал
Мне с - сказала .
И догадался , что это , и в маскарадные костюмы нарядились.
Молодцы ребятки! Теперь вы можете рассказать и показать эту замечательную историю своей семье или Дедушке Морозу.
А вас, дорогие коллеги, я поздравляю с прошедшим Днем матери и желаю
радости, солнца и тепла,
любви, здоровья и гармонии!