Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Древо жизни -символ мироздания".

Цель создание условий для формирования у учащихся понимания образа древа в разных видах искусства как древнейшего символа жизни, плодородия, земного блага. Задачи выявить значение дерева в древности и жизни современного человека познакомиться со схематичным изображением «Древа жизни» расширить знания по краеведческому наследию малой родины научиться выполнять рисунок дерева в коллажной технике.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 села Казаки

Елецкого района Липецкой области

Технологическая карта урока

по изобразительному искусству в 5 классе по теме

"Древо жизни -символ мироздания".

Учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Шамрина Татьяна Александровна

2019г.

Тема урока: "Древо жизни" - символ мироздания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока:  создание условий для формирования у учащихся понимания образа древа в разных видах искусства как древнейшего символа жизни, плодородия, земного блага.

Планируемые результаты

Предметные: узнают как живописец, график, народный мастер создают образ реального и сказочного дерева в искусстве, научатся выполнять рисунок дерева в коллажной технике.

Метапредметные: овладеют способами понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.

Оборудование

Для учителя: презентация по теме урока, инструкционная карта, элементы наглядности (гербы Липецкой области, Елецкого района, схема "Древо жизни", репродукции картин художников-пейзажистов, модель для составления кластера). Для учеников: бумага, простой карандаш, акварель, гуашь, кисти, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага, вырезки из журналов, ткань разной фактуры, пуговицы, кружево.

Межпредметные связи:

Биология (тема"Значение растений в жизни человека"), литература (тема"Сказки А.С. Пушкина", творчество С.Есенина), география ("Государственные символы "), технология (тема "Создание и защита проекта").

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент .

Эмоциональный настрой на урок.

Слайд №1

-Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте улыбнемся гостям и друг другу.

-Я вижу, что у вас отличное настроение. На уроке вас ожидает много интересных заданий. Я желаю вам работать дружно и открыть что-то новое. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.Проверка готовности к уроку.

Оценивают свою готовность к уроку.

2. Актуализация

знаний

-Предлагаю вам отгадать загадку:

Его весной и летомМы видели одетым,А осенью с бедняжкиСорвали все рубашки.

-Правильно, дерево. Слайд №2

(Сингапурская обучающая структура СИ-ФИНК-УАНДЭ.

С целью развития культуры критического мышления).

Давайте проанализируем эту картинку. Слайд №3

- Что вы видите на этой картине? (дерево, человек)

- Что вы думаете об этом? (большое и маленькое)

- О чём это заставляет вас задуматься? (дерево это вселенная, а человек часть её)

- Благодаря дереву человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу. Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

-Правильно, ребята! Слайд № 4 Тема нашего урока образ дерева, взятый в более широком смысле этого слова "Древо жизни" – символ мироздания» Как вы понимаете смысл фразы - символ мироздания? (это образ всего мира).

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, анализируют .

3.Постановка учебной задачи

- Чтобы изучить эту тему какую цель поставим к уроку? (определение значения художественного образа «Древо жизни» в  разных видах искусства как древнейшего символа жизни и плодородия.) Слайд №5

- Чтобы достигнуть поставленную цель, какие задачи необходимо решить?

Слайд №6

выявить значение дерева в древности и жизни современного человека;

познакомиться со схематичным изображением «Древа жизни»;

расширить знания по краеведческому наследию малой родины.

Рассуждают об актуальности новых знаний и умений.

4. «Открытие нового знания»

-Ребята, а у вас есть любимое дерево? Слайд №7 Назовите его. Как вы думаете, какое значение имеет в жизни человека лес?(лечит от различных заболеваний; дает материал для строительства; кормит (в пищу могут использоваться разные органы растений: листья, плоды, стебель, корень); защищает от неблагоприятных условий; очищает воздух; дает тепло, краски и т.п.)

-В древности мог ли человек выжить без деревьев, без леса?Слайд №7а А современный человек? Слайд №7б(Нет, деревья в результате фотосинтеза выделяют в атмосферу кислород.)Слайд№8

Слайд№9 Дерево для людей всегда имело большое значение . На Руси из дерева строили дома, изготавливали посуду, делали мебель, игрушки для детей. Вот поэтому дерево и было для человека центром всего мироздания, символом жизни и продолжения рода.

Слайд№10 Структура дерева складывалась из 3 частей:ИЛИСхематичное изображение древа складывалась из трех уровней: нижний — корень, который символизировал подземный мир ( это наше прошлое, предки), средний — ствол (жизнь на Земле, настоящее) и верхний (небесный мир) — ветви (будущие потомки), тем самым обеспечивалась связь времен: прошлого, настоящего и будущего. К каждому уровню относились определенные живые существа. На верхнем уровне изображали птиц, вблизи ствола —лосей, оленей, человека, оленей и пчел, а у корней — рыб, лягушек, змей. Вся картина мира полностью помещалась в этом образе.

Работа в группах по составлению кластера "Древо жизни". Сл.11-20

(Составление кластера помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, содействует самообразованию учащихся).

-Теперь нам необходимо разделиться на группы для выполнения работы по составлению кластера "Древо жизни". Каждая группа будет выполнять свое задание, используя информацию из учебника "Изобразительное искусство", дополнительный материал.

(Необходимо привести примеры использования образа дерева в разных видах искусства)

- народный фольклор.

- классическая литература -живопись (И.И.Шишкин(«Березовая роща», «Дубы», «На севере диком…» .

- в музыке

-декоративно-прикладное творчество

Вывод, образ дерева - один из древнейших и любимейших символов в искусстве. Слайд№21

Образ дерева используется вгеральдике,Слайд№22 то есть в символике государств, располагается на гербах городов и районов нашей страны.

«Слайд№23 Дерево жизни» — главный элемент государственных символов Липецкой области (липа) и Елецкого района (ель).

Липа  — олицетворение сердечности и доброжелательности, семейного счастья.

Оленьпо Византийской геральдике символизирует победу христианства над язычеством. Город, построенный в 1146 году, долгое время оставался оплотом (опора, надежная защита) православия.Ельявляется вечнозеленым деревом, поэтому является воплощением древа жизни. Она символизирует возрождение, долголетие.

-Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называют Малой Родиной. А как называется наше село? (Казаки) Наше село имеет богатую историю, свои исторические корни.

-Исследовательский проект "Село Казаки. Через прошлое к будущему". Слайд№24-40

Слушают учителя. Размышляют над ролью лесов и деревьев в древности и жизни современного человека.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя. Знакомится со схематичным изображением «Древа жизни». Рассматривают схему "Структура мирового дерева"

Работают в группах по составлению кластера "Древо жизни", используя информацию из учебника "Изобразительное искусство", дополнительный материал.

Рассматривают использование образа древа жизни в геральдике своего района, области.

Слушают выступления одноклассников (демонстрация презентации с комментированием слайдов учащимися 5 кл.).Знакомятся с историческим наследием малой родины.

6. Закрепление изученного материала

Игра: «Папаху одеваю — на вопросы отвечаю!»

-Проверим, казачата, внимательно ли вы слушали выступление одноклассников. Учитель надевает на ученика папаху и задаёт вопросы:

-Кем и когда основано село Казаки? (елецкими казаками в 16 веке)

-В каком году впервые документально упоминается наше село?(в 1628 г.)

-Назовите святого - покровителя казаков,  воинов, земледельцев.(Георгий Победоносец)

-В каком веке в нашем селе был построен храм? (в 16)

-Для сохранения культурного наследия была создана община казаков"Казачья станица". В каком году произошло это событие?(в 2013)

-Какое знаменательное событие произошло в нашей школе в 2014 г.?(открылся первый казачий кадетский класс).

-Молодцы, ребята! Отвечая на вопросы, мы вспомнили прошлое нашего села, посмотрев презентацию -увидели настоящее, а будущее - перед нами. Это вы!

В феврале ко Дню Защитника отечества состоится торжественное посвящение в казаки-кадеты. Своими поступками старайтесь продолжать традиции наших предков, чтобы наша малая родина с каждым годом становилась все краше!

Осмысливают и перерабатывают полученную информацию. Отвечают на вопросы учителя.

5. Динамическая пауза

Слайд № 41 Давайте мы с вами попытаемся создать свое « Древо жизни».Выросли деревья в поле.Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)Каждое старается,К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)Вот подул веселый ветер,Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)Даже толстые стволыНаклонились до земли. (Наклоны вперед)Вправо-влево, взад-вперед –Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)Он их вертит, он их крутит.Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)Ветер стих. Взошла луна.Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Выполняют физические упражнения

6. Творческая практическая деятельность.

Работа в парах. Слайд №42

Выполнение художественно-творческого задания "Коллаж "Чудо-дерево".

-Давайте вспомним, что такое коллаж? (Коллаж - (франц. collage, букв. — наклеивание) прием в изобразительном искусстве, который заключается в наклеивании на основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре).

Это могут быть ткани, газета, цветная бумага, веревка, тесьма, пуговицы, кружева, блестки, элементы флористики (засушенные листья цветы, стебли. Коллаж может быть дорисован любыми другими средствами —гуашью, акварелью, тушью.

Вы уже 5-й класс, творческие люди, поэтому , я думаю, что композиции коллажа у всех будут разные. Совсем скоро произойдет чудо: перед вами появится неповторимая картина - веселый коллаж под названием «Чудо - дерево». Такая картина сделает вашу комнату уютной и красивой. Через много лет она напомнит вам, что вы когда-то были детьми и сами выполнили эту работу на уроке изобразительного искусства.

- Перед тем, как начать практическую работу ознакомьтесь с карточкой-инструктажом. Слайд №43

Инструктаж к работе над коллажем

1. Положите на парту подложку, чтобы не испачкать клеем рабочую поверхность.

2. Используйте клей-карандаш или клей ПВА.

3.Создайте проект на бумаге. Рисуя скелет дерева, следите, чтобы толщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла. Чем выше, тем тоньше ветви дерева и тем больше их становится. Рисунок коллажа должен быть декоративным. Все объекты его – стилизованными.

4. Необходимо аккуратно вырезать детали, соблюдая осторожность при работе с ножницами. Приложите все детали на основу, создавая композицию.

5.Приклейте вначале крупные детали , затем мелкие.

-Сели поудобнее и приступаем к творческой работе, которая потребует от вас фантазии, мастерства и усердия. А звуки природы помогут вам погрузиться в лесное царство. Слайд№44

(Учитель контролирует работу учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь.)

Выставка работ.

-Вижу, многие ребята уже справились с заданием.(По мере выполнения задания, работы вывешиваются на доску)

-Ребята, посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась.

Подготавливают рабочее место. Выполняют задание. Защита проектов.

Осуществляется сплочение учебной группы, формируются общие интересы, возникает атмосфера непринужденного и легкого общения.

9. Рефлексия

Ребята, возможно за время обучения в школе вы многое узнали о деревьях. Так ли это? Получили вы новые знания? Давайте подумаем. (Этот урок дал нам новые знания об образе дерева в искусстве, помог понять, почему необходимо охранять природу, научились изображать деревья в коллажной технике).

Оцените свою работу на уроке, закончив предложение: Слайд 45

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Было трудно...

Я научился...

Меня удивило...

У меня получилось …

Все ребята справились с заданием. Вы работали старательно и аккуратно, поэтому у вас получились замечательные работы.

Рассматривают и оценивают выполненные творческие работы одноклассников.

10. Информация о домашнем задании

Д/з: Слайд№46

рисунок «Генеалогическое древо моей семьи»;

сообщение «Образы дерева в символике стран мира» (по выбору).

В завершении подведем итоги. Выставление отметок.

Как вы считаете, решили ли задачи, поставленные нами в начале урока?

-А завершить урок мне хочется такими словами: Слайд 47-50

Жизнь каждого человека можно представить как дерево. Пусть каждый представит свое...

Я хочу пожелать чтобы ваша семья была вам надежной опорой и защитой как корни для дерева.

Ствол -это возвышение, восхождение к вершинам познания. Пусть его не смогут сломить никакие жизненные ветра -трудности,

а пышная крона будет иметь не только красивые цветы, но и богата плодами: знаниями, хорошими поступками и добрыми делами.

Урок окончен!

Запись домашнего задания в дневники.

Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/librar...e-obrazy-v-iskusstve

http://multiurok.ru/elenamirzoyan/files/drievo-zhizni-simvol-mirozdan-ia.htm

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области