Нужна ли помощь специалистов вашему ребенку?
(рекомендации для родителей)
В воспитании детей огромную роль играет проблема своевременного и полноценного развития ребенка. Специалисты учреждений, как правило, первые замечают трудности в усвоении программного материала, нарушения в коммуникативной сфере, социальной адаптации в детском окружении. Да и родителям становится тревожно, если ребенок долго не начинает говорить, пассивен или наоборот, чрезмерно активен, невнимателен, плохо запоминает, не усваивает элементарные знания и существует вероятность того, что эти проблемы связаны с психофизическими особенностями ребенка.
Крайне важно вовремя объединить усилия педагогов и родителей и своевременно начать совместную работу, направленную на решение возникающих проблем.
На первых этапах работы с семьёй, социальный педагог, тщательно изучает семейный анамнез, ближайшее окружение семьи, возможные ресурсы и координирует действия родителей и специалистов.
Социальный педагог проводит разъяснительную работу, раскрывая перед родителями возможности образовательного учреждения, перспективы развития сложившейся ситуации для ребёнка, семьи. Задача этого специалиста – создать позитивный настрой на изменение методов и приёмов работы с ребёнком, расширить зону доверия родителей к специалистам. Социальный педагог в целом знакомит родителей с системой специализированной помощи детям с нарушениями в поведении, познавательной сфере, психо-эмоционального и психоречевого состояния, спецификой работы педагога-психолога, учителя – дефектолога, учителя-логопеда, направлениями их работы – разграничивает в понимании родителей компетенции специалистов, степень их участие в работе с ребёнком. Важно отметить, что создавая активное «мотивационное поле» у родителей, социальный педагог отдельное внимание уделяет непосредственному участию родителей в образовательном процессе: это и поддержка усилий педагогов, и выполнение «домашних заданий», и проявление инициативы в совместной деятельности. На протяжении всего периода присутствия ребёнка в учреждении социальный педагог оказывает помощь и поддержку семье в преодолении трудностей.
Попробуем разобраться, в чем специфика работы отдельных специалистов.
Дефектолог (специальный педагог) – специалист, владеющий широким спектром различных приемов, технологий, методик работы с разными категориями нарушений в развитии детей (задержка речевого и психического развития, интеллектуальная недостаточность, нарушения коммуникативного навыка, нарушения опорно-двигательного аппарата и т.д.)
Причиной для посещения дефектолога могут быть предположения об отставании в развитии ребенка. Специалист проведет диагностический тест, который подтвердит или опровергнет сомнения, поможет обнаружить первые признаки возможного неблагополучия, проанализирует основные этапы развития с момента рождения. Важно понимать, ранняя диагностика позволит выявить особенности развития вашего ребенка, и как можно скорее приступить к психологической и педагогической поддержке семьи.
Содержание работы дефектолога включает целый комплекс:
- изучение анамнестических данных (уточнение информации о течении беременности и родах, раннем развитии ребенка, выяснение обстоятельств возникновения и развития нарушений);
- проведение диагностических мероприятий с целью изучения психических функций и оценки уровня развития ребенка как в целом, так и отдельных его навыков;
- составление индивидуальной программы развития (определение направлений, работы, выбор нужных методов и приемов);
- проведение коррекционно-развивающих занятий, а также мероприятий, направленных на адаптацию ребенка в обществе;
- консультирование родителей.
Несмотря на индивидуальные особенности детей, можно выделить
основные направления работы учителя-дефектолога:
- развитие и коррекция психических процессов (мышление, внимание, память, восприятие, воображение);
- развитие и коррекция сенсомоторной сферы (развитие представлений о цвете, форме, величине, свойствах предметов);
-формирование элементарных математических представлений (счетный, арифметический навыки);
-формирование пространственно-временных представлений (развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве относительно себя, на плоскости и т.д.; формирование представлений о признаках, последовательности времен года, дней недели, частей суток);
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи (расширение кругозора, обогащение словарного запаса);
- развитие коммуникативной деятельности и игровой способности (развитие навыка продуктивного общения со взрослыми и сверстниками, развитие умения выражать свои чувства);
- формирование предпосылок учебной деятельности (развитие познавательных интересов, навыка самоконтроля, целенаправленности деятельности);
- адаптация и социализация ребенка среди сверстников и в обществе (привыкание к новым обстоятельствам и новой обстановке).
Педагог-психолог оказывает психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, нарушениями в развитии и социальной адаптации.
Основные направления работы специалиста:
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.
Психологическая профилактика нарушений поведения.
Психологическое консультирование родителей (законных представителей).
Психологическая коррекция поведения и развития детей.
Психологическая диагностика психо-эмоционального состояния детей.
Выявив проблему, причины её возникновения педагог-психолог составляется программу коррекции нарушений в поведении или развитии. Такие программы могут быть составлены как для групповых занятий, так и для индивидуальных (в зависимости от проблематики).
В течении всего процесса психолого-педагогической коррекции специалист регулярно отслеживает результативность тех или иных технологий, подходов, разъясняет родителям (законным представителям) наиболее важные аспекты работы.
Длительность работы с ребенком определяется степенью выраженности нарушений и динамикой в процессе обучения. Методики и дидактический материал подбираются, исходя из индивидуальных возможностей ребенка.
Таким образом, рассмотрев наиболее важные вопросы оказания помощи детям с нарушениями в поведении, развитии, можно сделать вывод о том, что правильный и своевременный выбор специалиста позволяет как можно раньше оказать влияние на дальнейшую жизнь вашего ребёнка.