Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование интереса к художественному слову у дошкольников

Использование содержания книг для формирования гармоничной личности ребенка. Развивать память, мышление, воображение научить грамотно формулировать свои мысли, транслировать свое отношение к поступкам и ситуациям воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Формирование интереса к книге у младших дошкольников»

«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать»

Сесиль Лупан

Роль книги в воспитании ребенка нельзя недооценивать. Через чтение малыш знакомится с окружающим миром, дифференцирует понятия «хорошо» и «плохо», нравственно и эмоционально развивается. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка в качестве источника информации, объекта художественного творчества и средства общения.

Существует множество причин, по которым подрастающему поколению нужно читать книги:

- обогащается словарный запас и формируется правильно поставленная речь, поэтому читать с ребенком нужно с раннего детства;

- развиваются память, интеллект и воображение. В этих целях нужно просить малыша пересказать прочитанное.

- ребенок развивается эмоционально и учится сопереживанию, представляет образ того или иного героя, наделяет его описанными качествами и переживает все события истории.

- дошкольник учится не только думать правильно, но и четко формулировать и выражать свои мысли.

Книга выполняет свою основную функцию в развитии ребенка — воспитательную. Чему учат книги детей? Через чтение малыши учатся правильному поведению в социуме, анализируют действия положительных и отрицательных героев сказок и делают выводы.

За то, каким образом ребенок будет воспринимать книгу, ответственны родители и педагоги. Ведь это они выбирают детскую литературу, которая, по их мнению, будет интересна малышу, а потом читают и передают ему эмоции прочитанного. Именно взрослые должны научить ребенка бережному отношению к книге как результату труда многих людей, от автора до иллюстратора. В процессе приобщения к книжной культуре будет не лишне использовать определенный ритуал: место и настроение должны создавать торжественность момента, ребенок должен осознавать значимость предстоящего совместного чтения.

Формирование книжной культуры в рамках литературного образования дошкольников регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В качестве одного из направлений воспитания выделяется использование чтения, в том числе семейного.

Эффективность формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих условий:

- создание речевой развивающей среды;

- повышение профессиональной компетентности педагогов;

- взаимодействие с родителями воспитанников.

Как правило, эти условия решаются путем создания в каждой группе детского сада «Центра увлекательного чтения», «Библиотечки», «Книжкиной лечебницы». Дети 2-4 лет с удовольствием рассматривают красочные сказочные иллюстрации, которые легко могут взять с полки.

Особенно полюбившиеся книжечки «зачитывают до дыр», что, в свою очередь, способствует незамедлительному развертыванию «полевого госпиталя» для книг: мы, воспитатели, показываем детям, с помощью каких материалов можно «полечить» странички и переплет. Вместе с этим постоянно напоминаем детям правила бережного отношения с книгой.

Формировать понимание ценности книги как продукта кропотливого труда помогают книжки-самоделки. И здесь большую роль играет помощь родителей, т.к. благодаря их творческой активности и фантазии малыши знакомятся с уникальными произведениями ручного труда. Наверняка мама, мастерившая на глазах у своего ребенка книжку, постаралась донести до малыша, что ее кропотливый труд желает быть вознагражденным интересом, вниманием, рачительностью.

Так же при участии родителей в нашей группе периодически пополняется «Уголок театральной деятельности», и о том, в какой степени ребенка заинтересовал сюжет сказки, можно судить по его увлеченности игрой-драматизацией. Дети с удовольствием разыгрывают в настольном театре услышанные сказки.

С не меньшим энтузиазмом выкладывают на фланелеграфе фигурки персонажей, сопровождая свои действия хорошо знакомым текстом. В особенный восторг малыши приходят, когда предоставляется возможность подсказать воспитателю текст сказки при просмотре ее в теневом театре.

И, все-таки, каким бы насыщенным не было влияние детского сада на дошкольника в плане приобщения его к книжной культуре, роль семьи в этом направлении остается ключевым моментом. Ребенок никогда не станет страстным книголюбом, если дома нет библиотеки, если родители не контролируют состояние учебников старших детей, если в семье нет традиции чтения. А это нетрудно увидеть, если отметить про себя, кто из малышей стремится принести в детский сад новую игрушку, а кто – бежит похвастаться новой книжечкой.

Книга полезна на всех этапах развития детской личности. Она учит основам правильного поведения, способствует адаптации в обществе и порождает веру в чудеса, что делает каждого ребенка более счастливым. Чтение является не только развлекательным времяпрепровождением, но и ценным вкладом в образование детей. И не стоит ограничиваться книгами только детской тематики. Чтобы запустить глубинные механизмы языковой памяти, можно читать фрагменты произведений литературной классики – прежде всего поэзии. Литературовед Мариетта Омаровна Чудакова сказала: «Нет книг, которые читать рано». 

Литература:

Гурович Л.М. «Ребенок и книга», СПб., «Детство-Пресс», 2010г.

Лупан С. «Поверь в свое дитя», TheLib.Ru электронная библиотека

Тимофеева И.Н. «Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти», СПб, 2000г.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М., «Владос», 2014г.

Электронный сайт dohcolonok.ru

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области