«Формирование интереса к книге у младших дошкольников»
«Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать»
Сесиль Лупан
Роль книги в воспитании ребенка нельзя недооценивать. Через чтение малыш знакомится с окружающим миром, дифференцирует понятия «хорошо» и «плохо», нравственно и эмоционально развивается. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка в качестве источника информации, объекта художественного творчества и средства общения.
Существует множество причин, по которым подрастающему поколению нужно читать книги:
- обогащается словарный запас и формируется правильно поставленная речь, поэтому читать с ребенком нужно с раннего детства;
- развиваются память, интеллект и воображение. В этих целях нужно просить малыша пересказать прочитанное.
- ребенок развивается эмоционально и учится сопереживанию, представляет образ того или иного героя, наделяет его описанными качествами и переживает все события истории.
- дошкольник учится не только думать правильно, но и четко формулировать и выражать свои мысли.
Книга выполняет свою основную функцию в развитии ребенка — воспитательную. Чему учат книги детей? Через чтение малыши учатся правильному поведению в социуме, анализируют действия положительных и отрицательных героев сказок и делают выводы.
За то, каким образом ребенок будет воспринимать книгу, ответственны родители и педагоги. Ведь это они выбирают детскую литературу, которая, по их мнению, будет интересна малышу, а потом читают и передают ему эмоции прочитанного. Именно взрослые должны научить ребенка бережному отношению к книге как результату труда многих людей, от автора до иллюстратора. В процессе приобщения к книжной культуре будет не лишне использовать определенный ритуал: место и настроение должны создавать торжественность момента, ребенок должен осознавать значимость предстоящего совместного чтения.
Формирование книжной культуры в рамках литературного образования дошкольников регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В качестве одного из направлений воспитания выделяется использование чтения, в том числе семейного.
Эффективность формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих условий:
- создание речевой развивающей среды;
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- взаимодействие с родителями воспитанников.
Как правило, эти условия решаются путем создания в каждой группе детского сада «Центра увлекательного чтения», «Библиотечки», «Книжкиной лечебницы». Дети 2-4 лет с удовольствием рассматривают красочные сказочные иллюстрации, которые легко могут взять с полки.
Особенно полюбившиеся книжечки «зачитывают до дыр», что, в свою очередь, способствует незамедлительному развертыванию «полевого госпиталя» для книг: мы, воспитатели, показываем детям, с помощью каких материалов можно «полечить» странички и переплет. Вместе с этим постоянно напоминаем детям правила бережного отношения с книгой.
Формировать понимание ценности книги как продукта кропотливого труда помогают книжки-самоделки. И здесь большую роль играет помощь родителей, т.к. благодаря их творческой активности и фантазии малыши знакомятся с уникальными произведениями ручного труда. Наверняка мама, мастерившая на глазах у своего ребенка книжку, постаралась донести до малыша, что ее кропотливый труд желает быть вознагражденным интересом, вниманием, рачительностью.
Так же при участии родителей в нашей группе периодически пополняется «Уголок театральной деятельности», и о том, в какой степени ребенка заинтересовал сюжет сказки, можно судить по его увлеченности игрой-драматизацией. Дети с удовольствием разыгрывают в настольном театре услышанные сказки.
С не меньшим энтузиазмом выкладывают на фланелеграфе фигурки персонажей, сопровождая свои действия хорошо знакомым текстом. В особенный восторг малыши приходят, когда предоставляется возможность подсказать воспитателю текст сказки при просмотре ее в теневом театре.
И, все-таки, каким бы насыщенным не было влияние детского сада на дошкольника в плане приобщения его к книжной культуре, роль семьи в этом направлении остается ключевым моментом. Ребенок никогда не станет страстным книголюбом, если дома нет библиотеки, если родители не контролируют состояние учебников старших детей, если в семье нет традиции чтения. А это нетрудно увидеть, если отметить про себя, кто из малышей стремится принести в детский сад новую игрушку, а кто – бежит похвастаться новой книжечкой.
Книга полезна на всех этапах развития детской личности. Она учит основам правильного поведения, способствует адаптации в обществе и порождает веру в чудеса, что делает каждого ребенка более счастливым. Чтение является не только развлекательным времяпрепровождением, но и ценным вкладом в образование детей. И не стоит ограничиваться книгами только детской тематики. Чтобы запустить глубинные механизмы языковой памяти, можно читать фрагменты произведений литературной классики – прежде всего поэзии. Литературовед Мариетта Омаровна Чудакова сказала: «Нет книг, которые читать рано».
Литература:
Гурович Л.М. «Ребенок и книга», СПб., «Детство-Пресс», 2010г.
Лупан С. «Поверь в свое дитя», TheLib.Ru электронная библиотека
Тимофеева И.Н. «Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти», СПб, 2000г.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» М., «Владос», 2014г.
Электронный сайт dohcolonok.ru