Учимся писать комментарий проблемы в задании 27 ЕГЭ по русскому языку
Наверное, многие учителя- словесники сталкивались с трудностями при подготовке будущих выпускников к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работая последние годы в старших классах, я практически каждые два года выпускала одиннадцатиклассников. Особую сложность у учеников вызывал комментарий проблемы, за который ставится теперь наибольшее количество баллов-5.Целесообразно показать ученикам критерии оценивания сочинения, особенно обратить их внимание на критерий К-2, прокомментировать его.
Работу по подготовке к написанию сочинения ( комментария проблемы) начинаю с анализа простого текста.
Текст
Два зернышка лежали рядом в плодородной почве.
Первое зернышко сказало:
- Я хочу расти! Я хочу направить свои корни глубоко в землю, хочу протолкнуть свои побеги сквозь кору земли надо мной. Я хочу развернуть свои нежные почки, как знамёна, извещая о приходе весны. Я хочу почувствовать тепло солнца и благословение утренней росы на своих лепестках!
И так оно росло.
Второе семечко сказало:
- Я боюсь. Если я направлю свои корни в землю подо мной, кто знает, с чем я столкнусь в темноте? Если стану проталкиваться сквозь твёрдую почву надо мной,- я могу повредить свои тонкие побеги. А что, если я раскрою почки, а улитка попробует их съесть? А если я раскрою свой цветок, маленький ребёнок может вырвать меня из земли. Нет, уж лучше обожду, пока не будет безопасно.
И так оно выжидало.
Но вот дворовая курица, разрывая ранней весной землю в поисках еды, нашла это выжидающее семечко и быстро его съела.
Тех из нас, кто отказывается от рисков и не хочет расти,- жизнь проглатывает.
(Пэтти Хансен)
Ход уроков
1 урок
Учащиеся получают распечатки притчи без последнего абзаца. В группах по 4 человека они выполняют следующие задания:
1) Какой прием лежит в основе композиции? (Антитеза)
2) Докажите, что в основе текста- антитеза. Для этого сравните в таблице позиции двух зернышек:
1 зернышко | 2 зернышко |
-Напишите глагол, которым объясняются все действия зернышек.
-Выпишите ключевые слова из речи зернышек.
-В какой связи упоминаются в речи зернышек слова: почва (земля), почки, лепестки(цветок)
-Закончите фразы о каждом зернышке: "И так оно…"
-Сформулируйте основную мысль (мораль притчи)
2 урок
После проверки учителем групповых работ начинается второй этап. Дети знакомятся с текстом целиком, сравнивают свои варианты концовок с авторским.
Так как в данном тексте в последнем абзаце сформулирована авторская позиция, то вопрос к ней ( то есть проблему текста) учащиеся формулируют без труда. Дальше остается разобраться, какие примеры взять для комментария ( по одному из каждого столбика), если между ними связь- противопоставление, написать значение каждого примера. Для этого вспоминаем прошлый урок, достаем таблицу, которую составляли в группах.
Те, кто не успел написать комментарий проблемы, должны дописать дома.
В сильном классе можно объединить первый урок и второй.
3 урок
После проверки фрагментов сочинений учитель выбирает одну из удачных работ и работу, в которой будут снижены баллы за комментарий проблемы, и предлагает ученикам побывать в роли экспертов- оценить фрагменты по критерию К-2. Таким образом, учащиеся поймут, за что снижают баллы.
Далее ученики получают задание дописать сочинение.