МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №61» г. Брянска
Рассмотрено на заседании МО учителей математики и физики Руководитель МО ___________(Шевелева И.М.) Протокол № 1 от «29»августа 2017 г. | Согласовано Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ №61 _____________Лепеева Р.Н. «29» августа 2017 г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №61 _____________ Синявина В.С. Приказ №125 от «30» августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
в 7 а,б,в классе
на 2019-2020 учебный год.
(учебник Геометрия. 7 – 9: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.:Просвещение, 2016.)
Составила:
Громова Ирина Владимировна,
учитель математики
2019 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
2.Содержание учебного предмета
Наглядная геометрия. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр.
Геометрические фигуры. Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство биссектрисы угла.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр, хорда.
Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла.
Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур (треугольника).
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Периметр треугольника.
Градусная мера угла.
Решение задач на вычисление и доказательство с использование изученных формул.
Теоретико-множественные понятия. Множество. Элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
Элементы логики. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.
Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если…, то…, в том и только в том случае, логические связки и, или.
Геометрия в историческом развитии. Возникновение геометрии из практики. От землемерия к геометрии. «Начала» Евклида. История пятого постулата.
3. Тематическое планирование
№ | Содержание материала | Количество часов | В том числе к/р |
1 | Начальные геометрические сведения | 11 | 1 |
2 | Треугольники | 17 | 1 |
3 | Параллельные прямые | 13 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 19 | 2 |
Повторение. Решение задач. | 9 | 1 | |
Итого | 69 | 6 |
4. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Геометрия», 7а,7б,7в класс
Учебник: Геометрия. 7 – 9: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.:Просвещение, 2016
Количество часов в неделю по учебному плану - 2
Количество часов по рабочей программе с учетом всех учебных календарных дней - 69
Из них:
-контрольных работ – 6
Форма годовой промежуточной аттестации - годовая контрольная работа
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1. Начальные геометрические сведения | 11 | |||
1 | Прямая и отрезок | 1 | 4.09 | |
2 | Луч и угол | 1 | 6.09 | |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | 11.09 | |
4 | Измерение отрезков | 1 | 13.09 | |
5 | Измерение отрезков | 1 | 18.09 | |
6 | Измерение углов | 1 | 20.09 | |
7 | Решение задач по теме «Измерение отрезков и измерение углов» | 1 | 25.09 | |
8 | Перпендикулярные прямые | 1 | 27.09 | |
9 | Смежные и вертикальные углы | 1 | 2.10 | |
10 | Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы» | 1 | 4.10 | |
11 | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 | 9.10 | |
2. Треугольники | 17 | |||
12 | Работа над ошибками. Первый признак равенства треугольников | 1 | 11.10 | |
13 | Первый признак равенства треугольников | 1 | 16.10 | |
14 | Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников» | 1 | 18.10 | |
15 | Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников» | 1 | 23.10 | |
16 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 1 | 25.10 | |
17 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | 8.11 | |
18. | Решение задач по теме «Свойства равнобедренного треугольника» | 1 | 13.11 | |
19 | Решение задач по теме «Свойства равнобедренного треугольника» | 1 | 15.11 | |
20 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | 20.11 | |
21 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 1 | 22.11 | |
22 | Решение задач по теме «Второй и третий признаки равенства треугольников» | 1 | 27.11 | |
23 | Решение задач по теме «Второй и третий признаки равенства треугольников» | 1 | 29.11 | |
24 | Задачи на построение | 1 | 4.12 | |
25 | Построение циркулем и линейкой | 1 | 6.12 | |
26 | Решение задач по теме «Построение циркулем и линейкой» | 1 | 11.12 | |
27 | Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» | 1 | 13.12 | |
28 | Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» | 1 | 18.12 | |
3. Параллельные прямые | 13 | |||
29 | Работа над ошибками. Признаки параллельности двух прямых | 1 | 20.12 | |
30 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | 25.12 | |
31 | Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых» | 1 | 27.12 | |
32 | Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых» | 1 | 10.01 | |
33 | Аксиомы параллельных прямых | 1 | 15.01 | |
34 | Аксиома параллельных прямых | 1 | 17.01 | |
35 | Аксиомы параллельных прямых | 1 | 22.01 | |
36 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | 24.01 | |
37 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей | 1 | 29.01 | |
38 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | 31.01 | |
39 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | 5.02 | |
40 | Решение задач по теме «Аксиома параллельных прямых» | 1 | 7.02 | |
41 | Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» | 1 | 12.02 | |
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника | 19 | |||
42 | Работа над ошибками. Сумма углов треугольника | 1 | 14.02 | |
43 | Сумма углов треугольника | 1 | 19.02 | |
44 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 21.02 | |
45 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | 26.02 | |
46 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | 28.02 | |
47 | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | 4.03 | |
48 | Работа над ошибками. Прямоугольные треугольники | 1 | 6.03 | |
49 | Прямоугольные треугольники | 1 | 11.03 | |
50 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | 13.03 | |
51 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | 18.03 | |
52 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | 20.03 | |
53 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | 1.04 | |
54 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | 3.04 | |
55 | Решение задач по теме «Построение треугольника по трем элементам» | 1 | 8.04 | |
56 | Решение задач по теме «Построение треугольника по трем элементам» | 1 | 10.04 | |
57 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | 15.04 | |
58 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | 17.04 | |
59 | Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | 22.04 | |
60 | Работа над ошибками | 24.04 | ||
Повторение. | 9 | |||
61 | Повторение. Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 | 29.04 | |
62 | Повторение. Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | 6.05 | |
63 | Повторение. Решение задач по теме «Треугольники» | 1 | 8.05 | |
64 | Повторение. Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» | 1 | 13.05 | |
65 | Повторение. Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 | 15.05 | |
66 | Повторение. Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 1 | 20.05 | |
67 | Годовая контрольная работа. | 1 | 22.05 | |
68 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 27.05 | |
69 | Повторение. Решение задач по теме «Построение треугольника по трем элементам» | 1 | 29.05 | |
Всего | 69 |
График контрольных работ по геометрии в 7 а, б, в классах
2019-2020 учебный год
№ п/п | Тема | № урока | Дата проведения |
Контрольная работа№1 «Начальные геометрические сведения» | № 11 | 9.10 | |
Контрольная работа №2 «Треугольники» | № 28 | 18.12 | |
Контрольная работа №3 «Параллельные прямые» | № 41 | 12.02 | |
Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | № 47 | 4.03 | |
Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники» | № 59 | 22.04 | |
Годовая контрольная работа. | № 67 | 22.05 |