Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 «Сказка»
КОНСПЕКТ
НОД по ознакомлению с окружающим
(экспериментальная деятельность)
«Как Лунтик воздух и воду искал»
(средняя группа)
Воспитатель: Пархоменко Н.Ю.
2019
Цель:
-обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха и воды.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
-обобщить и закрепить знания о воде и ее свойствах;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование:
Полиэтиленовые мешочки (по количеству детей), салфетки бумажные, веера, фонарики, банка прозрачная, крышка с дырочками, лед (снег), стаканчики с водой, гуашь, мелкие камешки.
Ход НОД:
I часть
Воспитатель:
-Ребята, давайте поздороваемся и согреем друг друга своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова:
«Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».Воспитатель :
- ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?Дети: солнышко!Воспитатель:
-правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
-Солнышко, солнышкоМы твои лучи.Быть людьми хорошимиТы нас научи.
Воспитатель:
-ребята, кажется к нам кто-то стучится, пойду посмотрю.
Дверь открывается и входит сказочный герой Лунтик (переодетый ребенок подготовительной группы), здоровается с ребятами:
-Здравствуйте, ребята, я слышал, что вы все знаете и пришел к вам за помощью.
Воспитатель:
-А какая помощь тебе нужна, Лунтик?
Лунтик:
-Мне сказали, что нас окружает воздух, он везде, но я никак не могу его найти. Воздух не нашел и решил поискать воду. Но и воду не нашел, кругом только снег, снежинки, лед и сосульки, а воды нигде нет.
Воспитатель:
- Ребята, давайте поможем Лунтику найти воздух и воду…
- Я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями и помочь Лунтику. Вы хотите?Дети: Да!Воспитатель:
-Тогда надевайте скорее специальную одежду (дети надевают халаты и головные уборы). А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.Он невидимый, но все же,Без него мы жить не сможем.Он нам нужен, чтоб дышать,Чтобы шарик надувать.С нами рядом каждый час,Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?Дети: Нет, не видим.Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столу). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (с полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?Дети: Он пуст.Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.Воспитатель:
- Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Опыт2. Воспитатель предлагает детям взять по вееру, открыть и помахать.
Воспитатель:
-Ребята, что вы чувствуете…(ветерок), правильно. Ветер-это движение воздуха и этот опыт тоже показывает нам, что воздух вокруг нас.
Опыт3.
Воспитатель:
- А как вы думаете какого цвета воздух? (ответы детей).
На столах у меня фонарики, посвятите ими на пакет. Что вы увидели?Дети: Свет фонарика проходит через пакет.Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!
Воздух с вами мы искалиИ в пакет его поймали!Посмотрели, посветилиИ на волю отпустили!
Воспитатель:
Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
Что воздух прозрачный, бесцветный;- что воздух постоянно нас окружает;- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;-Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому).
Воспитатель обращается к Лунтику:
-Ну что Лунтик, помогли тебе ребята воздух найти?
Лунтик: - да, я теперь все о воздухе знаю и всем друзьям расскажу.
II часть
Раздается шум дождя. Воспитатель всех детей зовет к себе.
Физкультминутка «Дождик»
«Капля первая упала – кап!
(Присаживаются показывают первую каплю на дорожке)
И вторая прибежала – кап! (То же самое)
Мы на небо посмотрели, (Встают, смотрят вверх)
Капельки кап-кап запели,
(отбивают капли пальчиками на коленях)
Намочились лица.
Мы их вытирали. (движения согласно тексту)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят)
Плечами дружно поведем (Движение плечами)
И все капельки встряхнём. (Встряхивают кистями рук)
От дождя мы убежим, (Бег на месте)
Под кусточком посидим (Нагибают голову, прикрывая её руками).
Воспитатель:
-Ну что, ребята, про воздух Лунтику все рассказали, давайте теперь его с водой знакомить.
(на столе стоят стаканчики прозрачные с водой, мелкие камешки, гуашь, кисти).
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на столе стаканчики с водой, можете взять их рассмотреть воду, понюхать пахнет ли она чем ни будь (нет):
-вода не имеет запаха.
Опыт 4
Воспитатель:
-давайте возьмем камешки бросим в стаканчики, что вы можете сказать?
-вода прозрачная, камешки видно.
Воспитатель предлагает взять кисточки и покрасить воду гуашью.
Воспитатель:
-что произошло, ребята? –теперь камешки не видно.
-можно сделать вывод, что вода прозрачная и не имеет запаха.
Воспитатель:
-ребята, а почему Лунтик на улице зимой не мог найти воду, где она спряталась?
(дети берут карточки с изображением снежинок, сугроба, сосулек, льдинок и объясняют Лунтику, что это тоже вода)
Воспитатель:
-да ребята, вы правильно сказали Лунтику, что это все вода, а теперь давайте ему покажем, как из всего этого получается вода.
Опыт 5
(В литровую банку налита горячая вода. Банка закрыта крышкой с дырочками, сверху нужно положить несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.)
-Ребята, посмотрите, я беру баночку с горячей водой, накрываю ее крышечкой с дырочками и еще мне надо положить лед (снег) сверху крышечки.
- Ребята, посмотрите, и у нас в баночке пошел дождик.
-А как вы думаете, почему? (ответы детей: лед начал таять, и вода начала капать в баночку).
- Ребята, положите кусочки льда на ладошку. Что произошло? Почему лед таял на крышке баночки?
- В ваших руках? (ответы детей: лед начал таять, от горячей воды в баночке, от тепла рук)
-Правильно, лед тает от теплого воздуха, горячей воды и в отверстия в крышечки стекает талая вода. И на ладошках лед тает от вашего тепла.
- Ребята, а как вы думаете, как из воды получить лед? (ответы детей: зимой вынести на улицу, вода от холода замерзнет. Или поместит воду в холодильник, в морозилку.)
Вода без вкуса и прозрачна,
Но всем всегда нужна нам,
Больше, чем еда.
Наступят холода, превратиться в лёд вода,
А тепло придет вода снова потечет.
Вода лучший растворитель,
Растворит все без труда
Наша спутница вода.
Воспитатель:
-ну что Лунтик, тебе понравилось путешествие в нашей лаборатории, теперь ты знаешь где воздух и где вода.
Лунтик благодарит детей и уходит.
Воспитатель:
-ребята, а вам понравилось в нашей лаборатории?
-что вы сегодня узнали?
-что вам запомнилось больше всего?
Дети отвечают и вместе с воспитателем делают выводы.