Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Формирование УУД через проектную деятельность учащихся"

Обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Формирование проектной деятельности у учащихся необходимо путем организации инновационной или экспериментальной работы, используя приемы внедрения проектной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Все чаще приходится слышать о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием. В этом и заключается актуальность данной работы.

Цели и задачи: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Формирование проектной деятельности у учащихся необходимо путем организации инновационной или экспериментальной работы, используя приемы внедрения проектной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Как достичь поставленную цель?

Выдвигаем гипотезу: предположим, что формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Предполагаемые результаты:

Формирование УУД через проектную деятельность позволит

обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Овладение учащимися УУД создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Вот поэтому я использую в обучении и внеурочной деятельности метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс задач.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем.

На основе предложенного материала учитель с учениками формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.

Метод проектов требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях, что формирует универсальные учебные действия. Через проектную деятельность происходит становление современного человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания, учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.

1.1 Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей целевую  направленность,  ценностно-смысловую характеристику.

Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

1.3 Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:  личностный,  регулятивный  (включающий также действия саморегуляции), познавательный  и  коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом:  какое значение и какой смысл имеет для меня учение?  — и уметь на него отвечать;

нравственноэтическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

1.3.1 Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия  обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

1.3.2 Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий

составляют  знаково-символические действия:

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

1.3.3 Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Сейчас я имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

Учёт интересов детей.Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включенности нет, нет и проекта.

Учение через деятельность.Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

Сотрудничество участников педагогического процесса.Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы: 1) сбор сведений по теме проектной деятельности; 2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей. В 1 классе учу выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта. Учимся искать нужную информацию. Учу оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися. Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»;

адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности: 1 этап. Погружение в проект.На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.  2 этап. Организационный.На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. 3 этап. Осуществление деятельности.Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Все учебные проекты я поделила (условно) на 3 группы: общие (в них участвуют дети всего класса), групповые (для детей, с высокой познавательной активностью и учебной мотивацией) и индивидуальные (предполагается участие одаренных детей).

2.1 Учебный проект «Альбом подсказок по русскому языку» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Проект творческий, долгосрочный. В его реализации участвуют все учащиеся класса. Работа проводится учителем совместно с детьми на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. В оформлении продукта принимают участие и родители.

Работа над этим проектом началась в 1 классе с периода обучения грамоте, и будет продолжаться до окончания 4 класса. В «Альбом подсказок» попадают таблицы и кластеры по мере изучения тем по русскому языку. На первых порах учитель дает ученикам готовые таблицы, но по мере взросления дети самостоятельно учатся составлять их в том виде, в котором они будут удобны для понимания, заучивания или использования.

Вот, например, итогом всех полученных знаний по разделу «Обучение грамоте» была подготовлена таблица:

Данная таблица стала началом альбома. В ней представлены все буквы и звуки русского алфавита. Данная таблица позволяет работать на уроках русского языка, выполнять звуко-буквенный анализ слова. Во втором классе эту таблицу дополняет новая схема, но уже разработанная самими учащимися. В ней содержится алгоритм звуко–буквенного анализа слова, составленный уже самими учащимися на основе материала учебника.

Таким образом, каждый ученик в процессе работы над данным учебным проектом получает свой «Альбом подсказок по русскому языку», который помогает ему работать как на уроке, так и во время приготовления домашних заданий. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Методы работы с альбомом на уроках могут быть различными. К примеру, наиболее трудные к изучению правила русского языка «Правописание гласных и согласных в корне слова» становятся более простыми и понятными, если преобразовать их в схемы. Такую работу мы выполняли на открытом уроке по закреплению темы «Правописание гласных и согласных в корне слова». Ребята на протяжении всего урока выявляли основные опорные слова и фразы, а в конце урока каждый из них смог собрать правила и алгоритм работы над данными орфограммами. Работали ребята при помощи индивидуальных карточек на партах и точно таких же карточек на интерактивной доске. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Теперь попробуем рассмотреть, каким же образом этот проект помогает в формировании УУД у школьников. Работая с готовыми таблицами или составляя новые, получают новые знания, систематизируют, анализируют. Поэтому даже у самого слабого ученика происходит формирование познавательных и регулятивных универсальных действий. А умение применять схемы на практике, делают ученика самостоятельным, активным на уроках, мотивируют к получению новых знаний. Мы можем уверенно говорить так же о формировании коммуникативных и личностных УУД.

2.2 Учебно – социальный проект «Школьная газета» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Подготовительная работа над данным проектом началась с 1 класса. Необходимо было выяснить, имеется ли заинтересованность ребят в данном проекте и возможна ли помощь родителей. На подготовительном этапе так же выявлена рабочая группа. В эту группу вошли ребята класса, которые имеют высокую познавательную активность.

Начало работы над газетой началось во 2 классе. (Подробнее об этапах работы над проектом смотри в Приложении 4). Первый выпуск был подготовлен мною и имел презентационный характер. Ребята увидели, что их школьная жизнь может иметь отражение на бумаге и носить информационный характер. А вот уже следующие выпуски подготавливались совместно с детьми.

За учебный год были подготовлены несколько выпусков газеты. Тематика выпусков была разнообразной. Мы старались охватить мероприятия, которые касались не только нашего класса, но и охватывали все школьные мероприятия. Работа очень увлекла ребят. Образовалась инициативная группа, которая продолжила работу над газетой и во время летних каникул. Во время организации школьного лагеря работал кружок «Журналисты 21 века». Для его реализации мною была разработана программа кружка. И за время его работы были напечатаны несколько номеров, посвященных школьному лагерю. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

В рамках работы этого кружка была осуществлена экскурсия в редакцию газеты «Новости Заволжья», которая получила свое отражение на страницах городской газеты.

( ПРИЛОЖЕНИЕ 5). А уже позднее, ребята отправили в газету и свою статью о жизни лагеря, которая успешно была напечатана. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Следует отметить, что работа над этим проектом увлекла не только детей, но и родителей. Так, на страницах и школьной газеты, и газеты «Новости Заволжья» появилась статья, написанная родителями ребят ( ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Таким образом, удалось вовлечь детей в очень увлекательную, познавательную и, конечно, результативную работу. Это в свою очередь позволило развитию у детей всех видов УУД. Поиск новой информации, обработка ее в статью, подбор фотографий по теме, систематизация в одно целое – все это говорит о формировании регулятивных и познавательных УУД. А умение взять интервью или презентация готового продукта помогают развиваться коммуникативным и личностным УУД.

Работа над выпусками газеты будет продолжена и в этом учебном году. Планирую в эту работу вовлечь всех учеников класса, а так же и заинтересованных учеников параллельных классов.

2.3 Проектно – исследовательская деятельность. Работа с одаренными детьми.

Вот уже 6 лет в нашей школе проводится научно-практическая конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере». В рамках этой конференции ученики начальной школы работают над исследовательскими проектами и представляют свои работы.

Как я ранее говорила, что работа в этом направлении может вестись в начальной школе только с детьми с высокой учебной мотивацией и высоким уровнем интеллектуальной подготовки. Таких детей сейчас довольно часто называют одаренными детьми. В рамках внедрения ФГОС в начальную школу такие дети должны быть выделены и с ними проводится особая работа.

Таким образом, вот уже два года подряд в 2015 – 2016 учебном году и в 2016 – 2017 учебном году, я проводила такую работу с учениками своего класса.

Всем известно, что исследовательская работа очень трудоемкая. Она требует повышенных знаний, чем школьная программа. Прежде чем начинать ее, был определен круг ребят, которые бы могли выполнить такой исследовательский проект. В эту группу вошли всего лишь несколько учеников. Далее для родителей класса было проведено родительское собрание на тему «Исследовательская работа в начальной школе» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

Таким образом, после предоставленной информации, работу в школьном научном обществе начали два ученика класса: Егорова Софья и Мухин Артем. Ребята посещали подготовительные и обучающие занятия общества, ходили на экскурсии в библиотеку для развития умений работы с научной литературой. Но основная работа проводилась с учителем. Были определены темы работ, основное содержание, подобрана необходимая для выполнения проекта литература.

В 2015 – 2016 учебном году Егорова Соня представила работу на тему «Добро и зло в русских народных сказках» и заняла I место среди учеников 1 классов. Исследовательская работа, представленная ученицей, имела глубокую исследовательскую направленность, но удивила и своим творческим подходом.

В следующем 2016-2017 учебном году Егорова Соня снова не дала шансов другим ребятам из параллели. Она работала над исследовательским проектом «Цветение тюльпанов зимой», достойно представила свою работу и заняла I место. Работа была выполнена очень грамотно. Тема проекта изучена глубоко. На этот раз Соня поразила участников конференции и творческой изюминкой, и социальной значимостью своего проекта. Выращенные ею цветы стали замечательным подарком в день юбилея Арюткиной В.Г. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

Параллельно с работой в НОУ, мы разрабатывали еще один творческий проект, который участвовал в Межрегиональном молодежном проекте «Александр Невский - Слава, Дух и Имя России». На суд жюри был представлен музыкальный клип о родной школе. Слова песни собственного сочинения ученицы, а клип был снят и оформлен с помощью родителей. Творческий проект был отмечен Дипломом участника от Епархии Городецкого района. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

Самое главное, что Соня смогла увлечь своими работами и ребят из класса. Было принято решение с опорой на ее опыт разработать и выполнить социальный проект «Летняя сказка зимой». В рамках этого проекта дети на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности изучали биологические данные о цветущих растениях, условиях выгонки цветов, выполняли подготовительную работу для осуществления данного проекта. Цветы, которые мы запланировали вырастить, будут подарены учителям – ветеранам нашей школы. Этот проект долгосрочный, и его выполнение запланировано на текущий учебный год. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Ребята, которые участвовали в работе НОУ, имеют отличные оценки за все учебные четверти и за год, а так же являются победителями школьных предметных олимпиад. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10). Конечно, это является подтверждением того, что у детей, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, на очень высоком уровне сформированы все универсальные учебные действия.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Каждый учитель, когда говорит об уровне сформированности у учащихся универсальных учебных действий, должен опираться в первую очередь на диагностические карты. Такие карты были составлены руководителями школьного методического объединения нашей школы для отслеживания уровня сформированности УУД у учеников начальной школы.

Каждая карта индивидуальна для ребенка и заполняется учителем в процессе обучения, по четвертям (ПРИЛОЖЕНИЕ 11). Данная карта позволяет отследить рост каждого ученика, определить проблемные моменты, чтобы в дальнейшем сформировать план работы с каждым учеником в отдельности. Следует отметить, что заполнение карты происходит на основе наблюдений за ребенком, анализе его контрольных и проверочных работ, а также опирается на результаты психолого - педагогических тестов, которые проводит педагог – психолог школы.

На основе заполнения диагностических карт за 1 и 2 класс было выявлено повышение уровня сформированности УУД у учеников класса. Графики и сводная таблица, которые служат доказательством, представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 12.

Получить точную картину учителям так же помогает выполнение комплексных работ, которые проводятся в конце учебного года и направлены на контроль за уровнем сформированности УУД. Проанализировав комплексные работы за 1 и 2 классы я сделала вывод, что все универсальные учебные действия учащихся на конец 2 класса значительно повысились. Данные анализа комплексных работ и графики находятся

в ПРИЛОЖЕНИИ 13

Таким образом, представленная мною гипотеза о том, что проектная деятельность дает хорошие результаты для формирования у школьников универсальных учебных действий, действительно имеет подтверждение.

Результаты практического исследования позволяют говорить том, проектная деятельность, как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий, эффективна. Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

2. Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе. — М.: Аркти, 2008.

3. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. — 2010. — № 6.

4.  Бухаркина М. Ю. разработка учебного проекта. — М., 2003. — 26 с.

5. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2010.

6. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова — М.: Академия, 2010. — 338 с.

7. Воронцова А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. — М., 2003. — 303 с.

8. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Под ред. В. В. Давыдова. — М., АСТ, 2008 — 671 с.

.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области