ЗАКРЕПЛЕНИЕ РИТМА ТРИОЛИ
ХОД УРОКА
1. Теоретическая и слуховая разминка
- знаки в тональностях (включая параллельные, одноименные, энгармонически равные);
- ступени увеличенных и уменьшенных интервалов; определение на слух (бегло): ув.2, ув. 4, ум. 7, ум. 5;
- назвать диссонирующие трехзвучные аккорды;
Определение на слух (бегло): Ум5/3, Ув.5/3, секст- и квартсекстаккорды.
2. Проверка Д/З: № 196, 198 из учебника Давыдовой.
- № 196 а), б) – стучать с тактированием;
- № 198:
1) настройка- гамма g- moll в ритме с триолями (1 такт = одна нота гаммы, распетая на несколько ритмизованных звуков);
2) определить форму: период единого строения, квадратный;
3) сольфеджировать группой;
4) по фразам – с контрритмом дуэтами (один поет, другой стучит);
5) разобрать функциональный план (на доске: t – s – D – D7),
Группа поет пример, трое учеников аккомпанируют (1- тонику, 2- субдоминанту, 3- доминанту и D7).
«Переритм»: заменяем триоль на восьмую- две шестнадцатых, пунктир на четверть- восьмую.
3. Занимательный диктант (Калинина, 4- 7 классы, № 18: Григ. Триумфальный марш):
- форма (период);
- секвенции- отметить;
- такты- разметить (для этого тактировать с акцентом на сильную долю);
- оформить ритм;
- простучать с тактированием.
4. Пение с листа (Давыдова, № 202):
- тональность, форма;
- разметить фразы;
- петь цепочкой по фразам с дирижированием под МОЙ аккомпанемент;
- найти в тактах –t- s- D- D7 с обращениями.
5. Повторение примера из предыдущего Д/З № 186:
- узнать по записи ошибки в примере (неверная группировка и другая тональность);
- сольфеджировать с дирижированием пример по памяти.
6. Итоги урока, разбор Д/З.
Д/З: - сочинить мелодию на ритм диктанта;
- выполнить гармонический анализ № 202;
- в пьесе по специальности найти и простучать предложение с триолью.