МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «ОмГПУ»)
Факультет искусств
Кафедра изобразительного искусства и методики его преподавания
Экспериментальная программа по теме «Обработка бумаги»
Направление 44.03.05 Педагогическое образование
Направленность (профиль) Изобразительное искусство и дополнительное образование
Дисциплина «Современные методы и технологии дополнительного художественного образования»
Выполнила: студентка 41 группы
очной формы обучения
Грушичева Виктория Юрьевна
_______________________
(подпись)
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Савлучинская Наталья Владимировна
_______________________
(подпись)
Омск, 2019
Пояснительная записка
Экспериментальная программа «Обработка бумаги» в области изобразительного искусства (далее - программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении (далее - ОУ).
Программа составлена на основе дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное искусство» БОУ ДО «ДШИ №3» г. Омска.
Цель программы
Формирование духовной, целостной художественно-эстетически развитой личности, и приобретение обучающимися теоретических знаний и художественно-исполнительских умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства; повышение уровня компетенции в области обработки бумаги.
Задачи программы
Способствовать развитию навыков у обучающихся в области декоративно-прикладного искусства, путем овладения техникой папье-маше и др. техниками;
Направить действия учащихся на формирование умений и навыков создания художественного образа
Создать условия для воспитания детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
Сформировать у обучающихся умение использовать объемно-пространственные средства выразительности, формировать объем и пластику.
Сформировать у обучающихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями.
Выработать у обучающихся личностные качества, способствующие освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью.
Срок реализации программы – 3 года
Программа имеет рассредоточенный характер. Занятия распределяются на протяжении 3 лет обучения, имеют тенденцию к усложнению учебных задач.
В основу программы положены:
Единство воспитания, образования и развития; направленность на приобретение учащимися опыта художественной практики и опыта творческой деятельности, навыков самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства; сочетание практической работы с восприятием произведений искусства; ориентация на активное развитие эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Для выполнения творческих задач, учащиеся используют такие художественные материалы как: бумага, картон, вырезки из журналов/газет, клей ПВА, клей карандаш.
Общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 50 часов
Формы занятий.
Занятия учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме аудиторных мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Настоящая программа предназначена для обучения детей в возрасте с 10 до 13 лет, успешно прошедших творческий отбор.
Материально-технические условия реализации учебной программы предполагают наличие:
специального оборудования: столы;
материалов для занятий: бумага, картон, клей.
№ урока | Тема урока | Цели и задачи | Оборудование для учащихся; для учителя | Формулировка задания | Учебное пособие | Эквивалент детской работы |
1. | Аппликация | Цель: Знакомство с аппликацией и ее видами. Создание осеннего мотива в технике отрывная аппликация. Освоение понятия «композиция» Передача локального тонального разбора. Задачи: 1) Познакомить учащихся с техникой аппликация2) Сформировать умение передавать ритм, плановость3) Выявить способы передачи силуэта первого плана за счет выделения по тону и цвету4) Направить действия учащихся на создание формы с помощью отрывных кусочков бумаги | Оборудование для учителя: примеры обрывных аппликация, бумага, клей. Оборудование для учащихся: картон, цветная бумага, клей карандаш. | Выполнить обрывную аппликацию на тему «Осенняя пора» | Примеры работ учеников (фото из интернета) | Готовая работа (фото из интернета) |
2 | Знакомство с бумагопластикой | Цель: Знакомство с бумагопластикой и возможностями бумаги. Создание разных видов рельефов из плоского листа бумаги. Создание композиции с применением полученных рельефов. Задачи: 1) Познакомить учащихся с приемами бумагопластики2) Сформировать умение передавать рельеф в бумаге, создавать объем3) Научиться применять полученные знания в разработке композиции | Оборудование для учителя: примеры рельефов, бумага, резак Оборудование для учащихся: бумага, резак, дощечка | Выполнить упражнение на разработку рельефных модулей из бумаги. Выполнить композицию с применением полученных рельефных модулей на тему «Балет» | Примеры применения приемов бумагопластики в сюжетной композиции. (фото из интернета) | Упражнение Готовая работа (фото из интернета) |
3 | Многоплановая фактурная аппликация | Цель: Создание аппликации с использованием разного вида фактур. Передача материальности объектов. Задачи: 1) Познакомить учащихся с понятиями плановость, фактура, материальность2) Сформировать умение сочетать фактурную и обычную бумагу в одной композиции3) Научиться передавать плановость путем наслоения, с помощью выделения главного с помощью тона | Оборудование для учителя: примеры готовых работ, разнофактурная бумага, резак, клей пва. Оборудование для учащихся: разнофактурная бумага, резак, клей, дощечка | Выполнить многоплановую аппликацию с использованием разнофактурной бумаги на тему «В парке» | Примеры работ учеников (фото из интернета) | Готовая работа (фото из интернета) |
4 | Выцинанка – белорусский узор | Цель: Разработка декоративного украшения по мотивам белорусского узора «выцинанка» Задачи: 1) Познакомить учащихся с особенностями белорусского узора2) Наработать навыки разработки эскизов, и дальнейшей работы на их основе 3) Научиться работе с мелкими деталями, натренировать навык мелкого вырезания | Оборудование для учителя: примеры готовых работ, бумага, маленькие ножницы Оборудование для учащихся: бумага, маленькие ножницы | Изготовить декоративное украшение по мотивам узора «выцинанка» на тему «Зимние мотивы» | Примеры работ учеников (фото из интернета) | Готовая работа (фото из интернета) |
5 | Создание прорезной аппликации | Цель:формирование у учащихся навыков работы над декоративной композицией, создание условий для освоения приемов передачи плановости и пространства с помощью декоративных средств, а также передачи художественной целостности; формирование навыков работы над прорезной аппликацией, работы с цветовыми и тоновыми контрастами. Задачи:1) обеспечить в ходе урока закрепление понятий: пространство, плановость контраст, колорит, декоративная техника, целостность2) расширить знания в области декоративной композиции, архитектурного пейзажа, углубиться в предложенную тематику3)создать условия для отработки навыков учащихся, таких как работа с мелким вырезанием, детализация и обобщение, выявление силуэта4)познакомить учащихся с возможностями бумаги5) обозначить для учащихся роль силуэта, необходимость обобщения, расстановки акцентов для достижения художественной целостности и выразительности в работе. | Оборудование для учителя: методическое пособие «Этапы работы над декоративным пейзажем», примеры готовых работ, бумага, резак, компьютер, проектор, интерактивная доска. Оборудование для учащихся:цветная бумага, резак, дощечка, клей карандаш, простой карандаш, стирательная резинка. | Выполнить прорезную аппликацию на тему «Римская архитектура» | Примеры работ учеников (фото из интернета) | Готовая работа (авторская) |
6 | Выполнение коллажа | Цель: Знакомство с коллажом. Выяснение отличий от аппликации. Выполнение натюрморта в технике коллаж. Задачи: 1) Познакомить учащихся с техникой коллаж 2) Выявить способы передачи силуэта первого плана за счет выделения по тону, цвету и фактуре3) Направить действия учащихся на создание целостного ритмичного натюрморта | Оборудование для учителя: примеры готовых работ, бумага, журнальные и газетные вырезки, ножницы, клей карандаш Оборудование для учащихся: примеры готовых работ, бумага , журнальные и газетные вырезки, ножницы, клей карандаш. | Выполнить коллаж на тему «Натюрморт» | Примеры работ учеников (фото из интернета) | Готовая работа (фото из интернета) |
7 | Оригами | Цель: Знакомство с техникой оригами. Разработка развертки животного, выполнение работы. Задачи: 1) Познакомить учащихся с техникой оригами2) развивать пространственное мышление, мелкую моторику | Оборудование для учителя: примеры готовых работ, бумага Оборудование для учащихся: бумага | Выполнить фигуру животного в технике оригами | Примеры работ учеников (фото из интернета) | Готовая работа (фото из интернета) |
8 | Конструирование | Цель:формирование у учащихся навыков работы над конструированием из бумаги, создание условий для освоения приемов создания объема, а также создания художественного образа Задачи:1) обеспечить в ходе урока усвоение понятий: моделирование, конструирование2) расширить знания в области ДПИ,3)создать условия для отработки навыков учащихся, таких как передача характера образа4)развивать пространственное мышление | Оборудование для учителя: примеры готовых работ, бумага, клей карандаш Оборудование для учащихся: бумага, карандаш, клей карандаш | Разработать образ театральной куклы и выполнить ее из бумаги | Примеры работ учеников (фото из интернета) | Готовая работа (фото из интернета) |
9 | Папье-маше | Цель:формирование у учащихся навыков работы ы технике папье-маше, создание условий для освоения приемов создания объема, а также выполнение шкатулки из папье-маше. Задачи:1) обеспечить в ходе урока усвоение техники папье-маше 2) расширить знания в области ДПИ, декоративных орнаментов | Оборудование для учителя: примеры готовых работ Оборудование для учащихся: бумага тонкая, клей ПВА, кисти, акрил. | Разработать и выполнить шкатулка с растительным орнаментом в технике папье-маше. | Примеры работ учеников (фото из интернета) | Готовая работа (фото из интернета) |
10 | Макетирование | Цель:формирование у учащихся навыков работы над макетированием из бумаги, создание условий для освоения приемов создания объема Задачи:1) обеспечить в ходе урока усвоение понятий: макетирование, макет2) расширить знания в области ДПИ и дизайна3) создать условия для отработки навыков учащихся, таких как передача настроения с помощью линии и формы4) развивать пространственное мышление | Оборудование для учителя: примеры готовых работ, бумага, клей карандаш Оборудование для учащихся: бумага, карандаш, клей карандаш | Разработать образ города и выполнить 3д-макет из бумаги. | Примеры работ учеников (фото из интернета) | Готовая работа (фото из интернета) |
Список литературы:
Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция: учебное пособие для вузов / К.Т. Даглдиян. – Изд. 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 315 с.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 477 с.
Яворская, Н.О. О декоративности / Творчество.– М: Искусство, 1972. – 23 с.