ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ.
Воробьёва А.С.
ГБУ АО «Ровдинский детский дом», deryaleksandra@mail.ru.
«Зависимость — особое внутреннее состояние человека. Оно всегда характеризуется утратой личностью, в той или иной степени, свободы воли — ключевого ее качества (дара Божия), выделяющего человека из прочей одушевленной твари».
Валерий Ильин
Аддиктивное поведение = патологическое пристрастие
Аддиктивное поведение— стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы...) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...).
Эта псевдожизнь постепенно начинает доминировать над реальной, вытесняя её. Воля человека ослабевает и перестаёт работать тормозом на пути к получению простейшего удовольствия.
Предпосылки зависимого поведения:
Особенности адаптации:
Поиск новых или сильных ощущений.
Низкая адаптивность к состояниям тревоги, стресса, дискомфорта, к жизненным ситуациям.
Неадекватно заниженная или завышенная самооценка.
Эмоционально – волевая сфера:
Склонность к депрессивным состояниям.
Легкая смена настроения, часто неконтролируемая.
Несформированность волевой сферы (неумение отстаивать свою позицию).
Впечатлительность.
Мировоззренческая позиция:
Фатализм или позиция не принимать ответственность за свои поступки.
Гедонизм – установка на получение удовольствия («жить нужно в кайф»).
Критерии зависимости:
игнорирование значимых ранее событий и действий, как результат зависимого поведения (снижение успеваемости или интереса к недавним увлечениям, иногда даже к собственной внешности);
распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения;
многое воспринимается как враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей,
скрытность или раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение;
чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости;
безуспешные попытки сокращать зависимое поведение.
Этапы формирования аддикции [4] :
1. Начало (исходная точка) — возникновение и фиксация в сознании связи между переживанием интенсивного изменения психического состояния и приемом определенного вещества (или осуществлением какого-либо действия). Человек с предрасположенностью к аддиктивному поведению в момент осознания данной связи на эмоциональном уровне понимает: «Это мое!».
Фиксация происходит не зависимо от того, положительные эмоции испытывал человек или отрицательные — главное интенсивность переживания.
2. Аддиктивный ритм — устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психологического дискомфорта.
Установлению аддиктивного ритма способствуют:
а) особенности личности (низкая переносимость даже кратковременных затруднений),
б) тяжелая личная жизнь (болезни и смерть близких, потеря работы),
в) ограниченный выбор стратегий выхода из стресса.
Между первым и вторым этапами может пройти несколько лет.
3. Аддикция как часть личности. Учащение аддиктивного ритма формирует стереотип реагирования на психологический дискомфорт. («Поругалась — надо съесть шоколадку»). В человеке возникают как бы две личности — «здоровая» и «аддиктивная». «Здоровая» стремится к общению, боится одиночества. «Аддиктивная», наоборот, стремится к уединению, может общаться только с такими же «аддиктами».
4. Доминирование аддикции. На этом этапе человек погружается в аддикцию и изолируется от общества. Происходит нарушение межличностных отношений — не может общаться даже с такими же аддиктами. Окружающие на этом этапе замечают, что «это уже не тот человек», былая личность «ушла», разрушилась.
5. Катастрофа. Аддикция разрушает не только психику, но и здоровье. Наблюдается общее пренебрежение к себе, к своему организму, к личной гигиене. Не фармакологические аддикции тоже разрушают здоровье (булимия приводит к ожирению, азартные игры — к заболеваниям сердца). Возвратиться к прежней жизни уже не возможно, так как здоровая часть личности уже разрушена.
Вывод: все виды аддиктивной активности приводят к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений, реальных людей с их заботами, надеждами, страданиями.
К видам аддиктивного поведения относят:
1. Химические аддикции:
а) Зависимость от психоактивных веществ
б) Алкоголя
в) Наркотиков
г) Таблеток (транквилизаторов, барбитуратов, и т.д.)
д) Табака
2. Нехимические аддикции:
а) Переедание
б) Голодание
в) Коллекционирование
г) Сексуальная
д) Азартные игры
е) Работоголизм
ж) Компьютерные игры, Интернет
з) Религиозный фанатизм
и) Фан. движения в музыке и спорте
к) Просмотр «мыльных опер»
л) Со-зависимость[3].
Человек – существо социальное и с самого рождения общество диктует как нам нужно себя вести. Семья, воспитатели, учителя, начальники и государство учат нас соблюдать социально-приемлемые нормы поведения. И конечно, находятся те, кто не приемлет правил и идет в разрез с обществом.
Период переходного возраста – нелегкое время, и если подросток не находит поддержки в семье, либо семейный климат нельзя назвать благоприятным, то поиски подростком истины могут привести к плачевным последствиям [1].
Самое эффективное средство – это профилактика, которая очень важна в нелегкий период переходного возраста подростков. Профилактика будет тем более эффективной, чем раньше ее начать. Профилактическая работа должна проводиться с помощью следующих методов: переубеждение, переключение, вовлечение в деятельность; стимулирование; сотрудничество; доверие; открытый диалог; увлечение полезным видом деятельности; личный пример. Но, прежде чем приступить к ней, нужно понимать, что сам аддикт не осознает собственных проблем, но при этом он не способен адекватно воспринимать себя и окружающую действительность. У него нарушено самовосприятие и самооценка. Не понимая причины, такой подросток постоянно находится в тяжелой стрессовой ситуации. Раннее предупреждение развития аддикции включает в себя, прежде всего, диагностический этап, который должен проводиться в образовательных учреждениях с целью выявления детей со склонностью к девиантному поведению. Профилактика зависимого поведения у подростков ставит такие цели как:
- способствовать осознанию подростками зависимости к курению и наркотикам как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность;
- развивать у подростков осознанное неприятие наркотических средств и табака как способов воздействия на свою личность;
- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенности;
- развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
-социально-психологическая адаптация[1].
Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору. Сохранные личностные черты и хотя бы элементы позитивной мотивации становятся тем фундаментом, на котором может строиться программа помощи и поддержки подростков с аддиктивным поведением [5] .
Она включает следующие мероприятия:
1. Групповые формы работы, в том числе психотерапевтической, которые:
а) открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуациях получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации;
б) обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив.
Упражнения, которые при этом выполняют участники занятий — ролевые игры, тренинги и т.п., — помогут получить новый опыт при взаимодействии с окружающими путем включения разнообразных ощущений чувств — от самых безобидных до захватывающих дух. Разыгрываются не только сцены из жизни, которая подросткам хорошо знакома, но и делается попытка проникнуть в неведомый мир взрослых. Это помогает расширить представления о жизни, о своих возможностях, чувствах, разобраться в проблемах, примерить на себя взрослые роли, понять «изнутри» своих родителей, преподавателей, воспитателей, близких, а значит, сделать еще один шаг к взрослению.
2. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий — от групповых тренингов до интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирующей его, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей его контакты с другими детьми и социумом.
3. Коррекция отношения к будущему за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры под руководством квалифицированного специалиста через фиксацию и развитие личностных смыслов происходящих изменений в социальных отношениях, целенаправленное упорядочение своей деятельности, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.
Выделяют несколько видов профилактической работы:
1. Первичная профилактика – меры, направленные на то, чтобы болезнь, процесс или проблема не появились.
2. Вторичная профилактика – меры направленные на как можно более раннее обнаружение и прекращение или изменение к лучшему течения болезни, процесса или проблемы.
3. Третичная профилактика – остановка или замедление течения болезни, процесса или проблемы и их последствий, даже если основное (патологическое) состояние сохраняется.
Первичная профилактика выглядит как:
а) информационные кампании в средствах массовой информации,
б) обеспечение соответствующих средств защиты,
в) предложение альтернативного поведения в данной общественной и культурной среде.
Вторичная профилактика включает в себя:
а) целенаправленные информационные кампании (на основе непосредственных отношений в обществе),
б) предоставление средств защиты и объяснение их использования,
в) использование фармакологических и прочих средств для воздействия на конкретного человека,
г) внесение изменений в закон с целью позитивного преобразования общества, подверженного высокому уровню риска, а также с целью предотвращения распространения данного явления,
д) обучение педагогов и лиц, реализующих профилактические программы.
Профилактика рецидивов включает в себя:
а) передача информации и обучение конкретных лиц,
б) непосредственные лечебные и реабилитационные действия,
в) создание конкретных структур и организаций (лечебно-реабилитационная база).
Первое требование любой профилактической деятельности - это предоставление информации, которая непосредственно достигает адресата и вовлекает его в активную работу.
Второе требование: информация должна быть помещена в рамки определенного контекста. Этот контекст должен обогащаться и перерабатываться в зависимости от появления нововведений, а также под влиянием индивидуальной или групповой реакции адресатов, в соответствии с их потребностями и чувствами.
В профилактической деятельности любая информация должна быть:
а) правильной,
б) соответствующей реальности,
в) полной,
г) доступной,
д) помещенной в нужном контексте,
е) систематизированной,
ж) соответствующей ситуации в обществе,
з) направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.
Таким образом, термин «профилактика» включает в себя все виды деятельности, цель которых - предотвращение появления и развития определенного явления в данном обществе.
Основная цель профилактики наркомании и алкоголизма - создать в обществе такую ситуацию, при которой члены данного общества не употребляют психоактивные вещества (за исключением случаев медицинской необходимости), а значит, не приносят вред себе и окружающим.
Эффективность профилактической работы в общеобразовательных учреждениях во многом зависит от ее координации. Проведение отдельных мероприятий (месячников, массовых акций, внеклассных мероприятий и т.д.) не дадут желаемого результата, если будут реализовываться отдельно от других. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса. Такая координация действий в полной мере обеспечивает успешную реализацию превентивных стратегий, лежащих в основе школьной политики по отношению к злоупотреблению учащимися психоактивными веществами[6] .
Список литературы.
Абдрашитова Т.А. Девиантное поведение молодежи и эффективность психологического консультирования // Вестник университета «Кайнар». - 2005. - № 2-3. - С. 66-70.
Арымбаева К. Социально-педагогический подход к пониманию девиантного поведения // Поиск. Серия гуманитарных наук. - 2006. - № 4. - С. 296-307.
Брутова, М.А. Теоретические и методические основы социально-педагогической деятельности специалиста/ М.А. Брутова, А.Н. Буторина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Фудер. гос. автоном. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сев. (Аркт) федер. ун-т им. М.В.Ломоносова», Ин-т педагогики и психологии, Каф. педагогики и нач. образования и социал. педагогики.- Архангельск: КИРА,2014-112 с.: табл., рис.ISBN978-598450-320-4.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов– 4-е изд., доп. /А.В.Мудрик, А.В. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с. : ISBN978-5-7695-5866-5.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: СК «Сфера», 2001. С. 152.
Черкашина Л.А., Склянова Н.А., Рукавишников А.И. и др. Профилактика наркозависимости в школе: Методическое пособие. Книга вторая. Ч. 1 и 2. - Новосибирск, 2001. С. 31.