Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 10 « Теремок» г.Омутнинска
Программа
“Сопровождение
талантливых и
одаренных детей в ДОУ»
2019г.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Нормативно-правовая база программы
3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми
4. Основные направления реализации программы
5. Методы диагностики в ходе реализации программы:
6. Планируемые результаты:
7.Основные этапы реализации программы
8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
9. Список литературы
10. Приложения:
Приложение 1. Виды одаренности.
Приложение 2.Принципы тестирования.
Приложение 3. Методики для выявления компонента одаренности в дошкольном возрасте.
Приложение 4. Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения одарённого ребёнка
Приложение 5. Заинтересованные лица и организации.
Приложение 6. Модель выявления, развития и поддержки одарённых детей.
1. Пояснительная записка
Актуальность темы. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества
состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые
задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных
детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психологопедагогической
науки и практики. Самым сензитивным периодом для развития способностей
является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна
высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в
умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых
образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста
является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого,
проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Выявление, поддержка,
развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач
современного образования.
Одаренные дети - это особый мир детства. Эти дети отличаются
от других:
■ Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
■ Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной
самостоятельностью;
■ Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
■ Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (логопеда,музыкального руководителя), родителей.
Программа рассчитана на 2018 - 2020 учебные года.
Цель программы: Создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи.
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития талантливых и одаренных детей в детском саду.
2. Нормативно-правовая база программы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей
ООН 20 ноября 1989 г.;
- Основные положения «Декларации прав ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 г.; - Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002г.
3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и
талантливыми детьми:
- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;
- принцип развивающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип возрастания роли дополнительного образования.
4. Основные направления реализации программы
Работа с одаренными и талантливыми детьми:
1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках
образовательного процесса:
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам.
2. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное время от непосредственно-образовательной деятельности:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности, развивающих уголков;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
Работа с педагогами:
- педагогические советы;
- педагогическое проектирование;
-открытые мероприятия;
- выступления из опыта работы;
- презентации;
- семинары - практикумы;
- консультации, рекомендации.
Работа с родителями:
- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки - рекомендации, папки - передвижки, консультации, рекомендации;
- совместные детско - родительские проекты; -презентации; - совместные праздники, соревнования, конкурсы; - помощь в создании развивающей среды;
5. Методы диагностики в ходе реализации программы:
- наблюдения;
- беседы;
- педагогическая диагностика
- изучение продуктов детского творчества;
- ведение индивидуальных карт развития.
6. Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
3. Положительная динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;
4. Повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей;
5. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сопровождения
талантливых и одаренных детей.
7. Основные этапы реализации программы. I этап - организационный.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными детьми в ДОУ.
Задачи:
- изучение нормативной базы;
- анализ материально - технических, педагогических условий реализации программы;
- разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.
II этап - практический.
Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.
Задачи:
- диагностика способностей воспитанников;
- разработка методических разработок по работе с талантливыми и одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями;
- формирование методической библиотеки детского сада по работе с талантливыми и одаренными детьми;
- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с талантливыми и одаренными и детьми.
III этап - аналитический.
Цель: переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми в режим функционирования.
Задачи: - анализ итогов реализации программы;
- осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливых и одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ;
- обобщение результатов работы детского сада в реализации программы.
8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.
Этапы реализации программы | № | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Организационный | 1. | Создание творческой группы воспитателей по составлению программы «Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ». | Сентябрь 2018г. | Филатова Ю. С. |
2. | Разработка программы «Сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ». | Сентябрь 2018г. | Творческая группа. | |
3. | Рассмотреть и изучить на заседании педагогического совета программу «Сопровождение талантливых и одарённых детей в ДОУ» | Октябрь 2018г. | Педагоги ДОУ. | |
4. | Работа по определению способностей талантливых и одаренных детей. Изучение интересов и наклонностей детей. | Октябрь 2018г. | Педагоги ДОУ. | |
5. | Уточнение критериев одарённости. | Октябрь 2018г. | Творческая группа. | |
6. | Подбор комплекса диагностических методик. | Октябрь 2018г. | Творческая группа. | |
7. | Познакомить родителей с основными направлениями в работе с детьми, имеющими предпосылки к одарённости. | Ноябрь 2018г. | Педагоги ДОУ. | |
8. | Диагностика детей | Ноябрь 2018г. | Педагоги ДОУ. | |
9. | Составление банка данных одарённых детей. | Ноябрь 2018г. | Педагоги ДОУ, творческая группа. | |
10. | Составление плана работы с одарёнными детьми, индивидуальных маршрутов. | Ноябрь (2018,2019 г.) | Педагоги ДОУ. | |
Практический | 1. | Проведение мероприятий с талантливыми и одаренными детьми, используя разнообразные формы и методы. | В течение года.(2018-2020) | Педагоги ДОУ, специалисты. |
2. | Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, самостоятельную деятельность. | В течение года. .(2018-2020) | Педагоги ДОУ, специалисты. | |
3. | Функционирование кружков. Организация и проведение спортивных соревнований, эстафет, праздников, выставок среди талантливых и одаренных детей. | В течение года. .(2018-2020) | Педагоги ДОУ, специалисты. | |
4. | Участие в районных, всероссийских и международных конкурсах. Поощрение талантливых и одаренных детей. | В течение года. .(2018-2020) | Педагоги ДОУ, специалисты. | |
5. | Анкетирование родителей с целью определения их компетенции по воспитанию детей с предпосылками к одаренности. | В течение года. .(2018-2020) | Педагоги ДОУ, специалисты. | |
6. | Проведение различных форм работы с педагогами и родителями по работе с талантливыми и одаренными детьми. | В течение года. .(2018-2020) | Педагоги ДОУ, специалисты. | |
7. | Организация совместного творчества родителей и детей. Выставки детских работ. | В течение года. .(2018-2020) | Педагоги ДОУ, специалисты. | |
8. | Проведение промежуточной диагностики. | Январь (2019, 2020г.) | Педагоги ДОУ, специалисты. | |
Аналитический | 1. | Итоговая диагностика | Май( 2019, 2020г.) | Педагоги ДОУ, специалисты. |
2. | Обсуждение итогов работы, выявление проблем. | Май( 2019, 2020г.) | Педагоги ДОУ, специалисты. | |
3. | Обобщение материалов по работе с талантливыми и одаренными детьми на педагогическом совете, размещение материалов на сайте ДОУ. | Май 2020г. | Педагоги ДОУ, специалисты. |
9. Список литературы:
1.Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная //
Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.
2.Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И.
Галянт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7.С. 31-38.
3. Н.В. Алексеева, Развитие одаренных детей, 2011, В.
4.Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное
воспитание. - 2010. № 6.С. 48-55.
5.Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой
одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 42-46.
6.Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М, 1991. - 112 с.
7.Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное
воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.
8.Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской
одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 27-31.
9.Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова // Дошкольное
воспитание. - 2007. - № 5. С. 54-58.
10.Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические
рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007
11.Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник
// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.
12.Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.
13 .Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 - 7 лет. Программа и методические
рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2009
14.Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. -
2006. - N 4. С. 43-45.
15.Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен
[Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-3
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ
Виды различий | Виды одарённости |
По широте проявлений | общая одаренность (интеллектуальная, творческая). специальная одаренность. |
По типу предпочитаемой деятельности | творческая; академическая; психомоторная; коммуникативная. |
По интенсивности проявлений | повышенная способность к обучению (способные); одаренные; высокоодаренные (талантливые). |
По темпу психического развития | снормальным темпом психического развития; со значительным опережением возрастного темпа развития. |
По возрастным особенностям проявления | стабильная; приходящая (возрастная). |
Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой
деятельности
Академическая одарённость | Мотивационно- личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому. |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов. | |
Творческая одарённость | Художественная одарённость | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки). |
Вокальная одарённость | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух. | |
Литературная одарённость | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов. | |
Артистическая одарённость | Умение «вжиться» в роль держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память. | |
Конструкторская одарённость | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации. | |
Психомоторная одарённость | Спортивная одарённость | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость. |
Хореографическая одарённость | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память. | |
Коммуникативная одарённость | Социально- Личностная одарённость | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты. |
Лидерская одарённость | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Диагностика детей проводится в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая, творческая одаренность) проводится по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога.
Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим
методикам производится психологом детского сада.
Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте.
Название методики | Предназначение методики | Возрастные ограничения |
Анкета Ф.Татла, Л.Беккера | Определение способностей | С 4 лет |
Анкета А. де Кафа -Г. Хаана | Определение компонента одаренности | С дошкольного возраста |
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.А. Лосева | Определение сфер проявления талантов | С 5 лет |
Методика «Карта одаренности» А.И. Савенкова | Свойство личности | С 4 лет |
Фигурный тест Е. Торренса | Творческий компонент | С 5 лет |
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко | Творческий компонент | С 3 лет |
Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. (автор Казакова Т. Г.) | Творческий компонент | С 4 лет |
Портрет художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.) | Творческий компонент | С 5 лет |
Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.) | Творческий компонент | С 5 лет |
Глубина интереса (автор Блащук Л.П.); | Творческий компонент | С 5 лет |
Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С) | Творческий компонент | С 5 лет |
Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) | Творческий компонент | С 5 лет |
Метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей (авторы Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко) | Психомоторный компонент | С 4 лет |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Индивидуальный «маршрут» психолого-педагогического сопровождения
одарённого ребёнка
Ф.И.О. (возраст) ребёнка_____________________________________________
Вид одарённости:_______________________________________________________________
Наименование учреждения: МКДОУ детский сад № 10 «Теремок» г.Омутнинска
1. Сведения о ребёнке
Ф.И.О. ребёнка: ________________________________________________________________
Дата рождения: ________________________________________________________________
Адрес проживания:______________________________________________________________
Краткая характеристика ребёнка________________________________________________
2. Социальная характеристика семьи.
Ф.И.О. матери:_____________________________________________
Ф.И.О. отца:_______________________________________________
Степень участия в воспитании:_____________________________
3. Цель сопровождения
4. Задачи:
5. Группа сопровождения
Педагоги:
6. Организация работы
Содержание работы | Форма работы | Сроки |
7. Взаимодействие с семьёй.
8. Дополнительное образование:
9. Срок реализации индивидуальной программы:
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
ПРИЛОЖЕНИЕ №6