Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Реализация регионального компонента через проектную деятельность в ДОУ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Авторы: Пайгамова Марина Кадиралиевна, Сорокина Светлана Александровна

Должность: воспитатели МОУ детский сад №23 г. Волгограда

Аннотация

Проект «Моя малая родина» помогает решать вопросы нравственно-патриотического воспитания посредством воспитания у дошкольников любви к Родине, первой и важной ступенью которого является воспитание любви к близкому – семье, родному дому, родному городу. Ребёнку в первую очередь необходимо осознать себя членом семьи, частью малой родины, а уже потом гражданином своей большой и необъятной Родины. Данная разработка раскрывает особенности организации различных видов детской деятельности, формы работы с участниками проекта, способствующие активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях детского сада и семьи. Проект адресован воспитателям и специалистам ДОУ.

Ι. Введение

На современном этапе основой системы образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на этом этапе формируется личность ребёнка. Но патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воздействия, которое начинается с самого детства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной. Современные дошкольники зачастую не испытывают чувства гордости за свою Родину. Во многих семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными, родители всё меньше внимания уделяют детям. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, город. Формирование у детей любви к России необходимо начинать с понимания того, что их семья, родной дом, родной город является частью большой страны. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы все являемся. При этом необходимо создать условия для формирования у воспитанников эмоционально насыщенного образа дома, детского сада, родного города. Дети должны научиться не только брать, но и с детства отдавать заботу о близких людях, внимание друг к другу, помощь словом и делом.

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания является метод проектов, который развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

ΙΙ. Особенности реализации проекта «Моя малая родина»

Название проекта: «Моя малая родина»

Авторы проекта:Пайгамова М.К., Сорокина С.А.

Сроки реализации: 15.04.2019-28.04.2019г.

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели и родители группы.

Место реализации проекта: МОУ «Детский сад №23 Дзержинского района Волгограда»

Тип проекта: познавательный, информационно-творческий, детско-взрослый, групповой, краткосрочный.

Цель-результат проекта: воспитание гордости за свою малую родину, уважения к истории родного города, его культурным ценностям.

Задачи:

формирование чувства привязанности к дому, семье, близким, друзьям, детскому саду; создание эмоционально благополучной атмосферы;

формирование понятия «малая родина»;

формирование первичных представлений о Волгограде: истории возникновения, символике, достопримечательностях;

развитие познавательного интереса у воспитанников к истории и культуре своего города, формирование чувства гордости и желания сохранить его красоту;

развитие творческих способностей, воображения, мышления, речи;

повышение педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию;

активизация творческого потенциала воспитанников и родителей посредством вовлечения в проектную деятельность.

Актуальность проекта

Одна из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень - воспитание любви к семье, родному дому, малой родине. Ребёнок сначала должен осознать себя членом семьи, затем неотъемлемой частью малой родины и только потом гражданином России. Начинать воспитание любви к Родине нужно с малого: любви к самым близким людям, к тому месту, где родился и вырос, осознания красоты родного края.

Проблема: Как сформировать интерес  к истории родного города, достопримечательностям своей малой родины?  

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, игровая, двигательная, чтение художественной литературы.

Обеспечение проекта: ноутбук, проектор, семейные фото, подборка иллюстраций и фотографий по истории города Волгограда, художественных произведений по теме, материалы для творческой деятельности детей.

Предполагаемый результат: формирование у воспитанников интереса к своей семье, истории родного города, его достопримечательностям, вовлечение родителей в жизнь группы и детского сада.

Продукт проектной деятельности: альбомы «Моя семья», «Моя малая родина».

Этапы реализация проекта

Ι Подготовительный этап

Выявление проблемы, постановка целей, определение задач проекта.

Подбор методической литературы, составление плана мероприятий для реализации проекта.

Подбор наглядно-дидактического и фотоматериала, художественной литературы.

Мониторинг знаний детей на начальном этапе проекта по темам «Что такое «малая родина», «Что я знаю о Волгограде».

Организация развивающей среды в группе, пополнение иллюстрациями, краеведческим и фотоматериалом по теме проекта.

Обсуждение проекта с родителями.

Оформление консультаций для родителей по теме проекта «Семья и семейные ценности», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «История возникновения Волгограда», «Растим гражданина», рекомендаций родителям «Как воспитать патриота», по совместному с детьми посещению достопримечательностей родного города, памятных мест.

ΙΙ Основной этап

№ п/п

Основные направления деятельности

Мероприятия

Задачи

Ι неделя «Моя семья, мой детский сад»

1.

Познавательная деятельность

1. Беседа «Мой дом – моя крепость»

Воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, объяснить смысл словосочетания «Мой дом – моя крепость», закреплять представления о членах семьи, родственных отношениях.

2.Беседы «Моя семья», «Чья это улица, чей это дом?», «Я люблю свою улицу», «За что я люблю детский сад», «Кто работает в детском саду», «Профессии моих родителей»

Формировать понятие «малая родина», расширять словарный запас, развивать наблюдательность, речь, память.

3.Наблюдение «Дома вокруг»

Обогащать представления детей об окружающем мире.

4.Экскурсии по детскому саду, по улице, на которой находится детский сад

Уточнять представления о детском саде, его местонахождении, развивать умение рассказывать об увиденном.

5.Рассматривание альбомов «Моя семья», «Моя группа», «Профессии»

Закреплять представления о понятии «семья», родственных отношениях, формировать доброжелательные отношения со сверстниками.

6.Д/и «Чей малыш», «Кто здесь живёт», «Как мы живём в детском саду», «Найди предметы»

Формировать и уточнять представления об окружающем мире.

2.

Коммуникативная деятельность

1.Составление рассказов «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду», «За что я люблю детский сад», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть», «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители»

Развивать связную речь, её грамматический строй, умение отвечать на вопросы, воспитывать эмоциональную отзывчивость, внимательное отношение к окружающим.

2.Чтение пословиц и поговорок о семье

Помочь запомнить и понять смысл и содержание пословиц и поговорок по теме.

3.Чтение С.Капутикян «Моя бабушка», Р.Гамзатов «Мой дедушка», Ю.Яковлев «Мама», Н.Носов «Заплатка», С.Маршак «О мальчиках и девочках», К.Ушинский «Вместе тесно, врозь скучно», В.Берестов «Мы едем по городу», С.Михалков «Улица нашего города»

Формировать интерес и потребность в чтении по теме, развивать художественное восприятие текстов произведений.

4.Заучивание стихотворений Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Л.Квитко «Бабушкины руки», Е.Благинина «Вот так мама»

Помочь запомнить стихотворения, развивать выразительность речи, интерес к художественной литературе.

5. Д/и «Я расту», «Назови ласково»

Развивать речь, активизировать словарь, уточнять представления об окружающем мире.

6.Загадки на тему «Семья», «Детский сад»

Формировать интерес к отгадыванию загадок.

3.

Игровая деятельность

1.Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Дом», «День рождения»

Развивать коммуникативные способности, обогащать социальный опыт детей, развивать навыки диалогической речи.

2.Д/и «На улицах города», «Кто где живёт», «Большие и маленькие», «Как мы живём в детском саду», «Клубочек», «Кому что нужно для работы»

Формировать, уточнять и систематизировать представления об окружающем мире.

4.

Продуктивная деятельность

1.Рисование «Дом, в котором я живу»

Побуждать детей к рисованию дома, в котором они живут развивать художественные способности.

2.Аппликация «Многоэтажный дом», «Транспорт на улицах города»

Формировать умение передавать свои впечатления в продуктивной деятельности.

3.Конструирование «Дом, в котором я живу», «Дома на нашей улице», «Наш детский сад»

Развивать интерес к конструированию, совершенствовать конструкторские навыки, упражнять в создании построек по замыслу.

5.

Взаимодействие с родителями

1.Создание альбомов «Моя семья», «Семейные традиции»

Привлекать родителей к совместной с детьми деятельности по созданию альбомов.

2.Консультация «Семья и семейные ценности»

Формировать у родителей представление о семейных ценностях в современных семьях, создать предпосылки для формирования отношения к семье как одной из главных ценностей.

ΙΙ неделя «Мой родной город»

1.

Познавательная деятельность

1.Рассматривание материалов по истории родного города, иллюстраций достопримечательностей, памятных мест.

Воспитывать гордость за героическое прошлое города.

2.Беседа «Что я знаю о своём городе»

Расширять имеющиеся представления о родном городе.

3.Непосредственно-образовательная деятельность «Улицы родного города»

Уточнять и закреплять представления о родном городе, развивать связную речь.

4.Просмотр презентаций «Путешествие по городу Волгограду», «Памятные места нашего города»

Расширять имеющиеся представления, воспитывать гордость за свою малую родину.

2.

Коммуникативная деятельность

1.Составление рассказов «Где я люблю бывать», «Самое красивое место в родном городе»

Развивать связную речь, её грамматический строй, умение отвечать на вопросы, воспитывать эмоциональную отзывчивость, внимательное отношение к окружающему.

2.Чтение стихов о Волгограде, Е.Благинина «Родина»

Знакомить с литературными произведениями по теме проекта, расширять кругозор.

3.Чтение пословиц и поговорок о Родине

Помочь запомнить и понять смысл и содержание пословиц и поговорок по теме.

3.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры «Экскурсия», «Путешествие по городу»

Развивать коммуникативные способности, обогащать социальный опыт детей, развивать навыки диалогической речи.

4.

Продуктивная деятельность

1.Участие в районном конкурсе «Россия – Родина моя»

Развивать творческую активность воспитанников.

2.Помощь в оформлении альбома «Моя малая родина»

Формировать интерес к совместной творческой деятельности, обогащать социальный опыт детей.

5.

Взаимодействие с родителями

1.Фотосессия «Мы по городу идем», создание фотоальбома «Мой любимый город – Волгоград», помощь в создании альбома «Моя малая родина»

Привлечение родителей к жизни группы и детского сада, к совместной с детьми деятельности по подбору фото и стихотворного материала для оформления альбома.

2.Родительское собрание «Гражданин воспитывается с детства». Презентация проекта и альбома «Моя малая родина»

Привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников.

ΙΙΙ Заключительный этап

1.Мониторинг знаний детей на заключительном этапе проекта.

2.Оформление и анализ результатов проекта.

3. Презентация проекта

ΙΙΙ. Заключение

Проект показал, что организованная в группе деятельность способствовала достижению поставленной цели. У воспитанников были сформированы и систематизированы представления о семье как неотъемлемой части малой родины, о родном городе. Знакомство с историей города способствовало воспитанию гордости, уважения к его культурным ценностям. У детей сформирован интерес к дальнейшему изучению темы

Участие в проекте родителей способствовало активизация их творческого потенциала посредством вовлечения в проектную деятельность.

Полученные детьми в ходе реализации проекта знания будут основой для проекта «Моя Родина – Россия» в предстоящем учебном году.

ΙV. Список использованной литературы

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, М, 2015г.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников, М, 2016г.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением, М, 2016г.

Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры. Ростов-на-Дону, 2014г.

Интернет-ресурсы

Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М, 2-14г.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации в детском саду. М, 2016г.

Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. 2019г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области