Инновационные технологии развития речи у дошкольников
Наиболее «проблемной зоной» развития воспитанников ДОУ остается речевое развитие. Это доказывает тот факт, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.
Образовательная область «Речевое развитие» направлена на - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
На современном этапе стало очевидно, что необходимо изменение способов работы педагогов на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников.
К ним относятся:
исследовательская деятельность
игровые технологии
проектная деятельность
информационно-коммуникационные технологии
технология проблемного обучения
Проектная деятельность
Метод проектов способствует не только формированию самостоятельности, но и глубоко мотивированной, целесообразной познавательно-речевой деятельности у детей дошкольного возраста.
Так, например, в группе № 5 был разработан детско-родительский проект «Если хочешь много знать, Нужно книгу прочитать». В рамках проекта создана библиотека для семейного чтения.
Одним из условий речевого развития детей дошкольного возраста является организация содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для такого общения может служить технология исследовательской деятельности детей.
Технология исследовательской деятельности
Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка.
На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и озвучивать собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.
Игровые технологии
Мнемотехника
Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Кинезиология
Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология.
Кинезиология ( с греческого – наука о движении). КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Кинезиологические комплексы включают в себя:
Растяжки,
дыхательные упражнения,
глазодвигательные упражнения,
телесные упражнения,
упражнения для развития мелкой моторики,
упражнения на релаксацию.
Технология проблемного обучения
Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жестким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребенку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.
Информационно – коммуникационные технологии
ИКТ – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.
Так, например, в моей группе используется программно - дидактический комплекс «Мерсибо Плюс», в которых есть игры, направленные на речевое развитие детей.
Фонематическое восприятие Звукобуквенный анализ, 6 игр Неречевой слух, 3 игры | Речь Грамматика, 4 игры Связная речь, 6 игр | Чтение Подготовка к чтению, 8 игр Слоговое чтение, 6 игр Чтение, 16 игр |
Итог.
Целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.