Конспект образовательной деятельности
по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет
Разработал воспитатель высшей квалификационной категории Плешкова Татьяна Михайловна г. Грязи Липецкой области
Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме».
Цель: углублять и совершенствовать знания детей о диких животных.
Задачи:
- обобщать и систематизировать знания о диких животных их внешнем виде и образе жизни (подготовка к зиме), уточнять и активизировать словарь по данной теме, совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать связную речь, навыки общения; координацию речи с движением.
- воспитывать инициативность, самостоятельность.
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитные планшеты на каждого ребенка, с изображениями животного и изображение жилища животного, карточки животного и детеныша на четыре пары, презентация «Дикие животные готовятся к зиме».
Ход образовательной деятельности
(Эмоциональный настрой: дети вместе с воспитателем становятся в круг и берутся за руки).
- Ребята, давайте возьмемся за руки и через рукопожатие передадим друг другу хорошее настроение Посмотрите друг на друга, Улыбнитесь поскорей, Обнимитесь, не стесняйтесь И порадуйте гостей.
- Ребята, вы когда-нибудь ездили на поезде?
- Скажите, когда вы ехали на поезде, что вам больше всего нравилось? (Смотреть в окно).
- А что вы видели в окно, когда ехали на поезде? Как интересно.
- Я тоже недавно ехала на поезде мимо леса, любовалась осенней природой и видела животных, которые чем-то заняты. И подумала, что делают животные в осеннем лесу?
- Ребята, а вам интересно узнать, что делают животные в осеннем лесу? Как же мы можем узнать? (Ответы детей). Предлагаю вам отправиться в осенний лес.
- Лес далеко, и чтобы нам быстрей попасть, нужно произнести волшебные слова:
1,2,3- повернись и в лесу окажись!
(слайд с изображением осеннего леса и звуки леса)
— Вот мы и оказались в осеннем лесу. Посмотрите, как красиво, а воздух в осеннем лесу чистый и свежий. Давайте подышим чистым воздухом. (Дыхательная гимнастика. Вдохните через рот, выдохните через рот). Хорошо. Молодцы!
-Ребята, вспомните, как нужно вести себя в лесу? (Не шуметь, не пугать животных, не ломать гнёзда, не сорить, не разжигать костёр…)
(слайд с изображением частей тела животных)
- Ребята, смотрите, животные, наверное, испугались и спрятались от нас. Посмотрите внимательно на экран и догадайтесь какие животные спрятались за деревьями и кустами? Составьте предложения со словом значит.
Например: Я вижу лисью голову, значит это лиса.
- Я вижу заячьи уши, значит это заяц.
- Я вижу медвежье ухо, значит это медведь.
- Я вижу волчьи лапы, значит это волк.
- Я вижу беличий хвост, значит белка.
- Ребята, мы нашли всех животных, которые спрятались.
- А как назвать животных, которых мы нашли одним словом? (Дикие животные). Почему их так называют? (Потому что они живут в дикой природе, сами добывают себе корм, сами устраивают себе жилища).
- А сейчас я вам предлагаю разобраться у кого какое жилище? Проходите за столы.
-Перед вами магнитные планшеты, рассмотрите их. Вверху изображения животных, а внизу изображение жилища животных. Подумайте, кто в каком жилище живет? Возьмите маркер и с помощью волшебных ниточек соедините животное со своим жилищем. Сравните свои ответы с экраном.
-Ребята, где живёт медведь?
-Где живет лиса?
-Где живет белка?
- Где живет волк?
-Где живет заяц? Молодцы! Давайте отдохнем. Физкультминутка.
Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой.
За мамой-медведицей шёл медвежонок (дети идут вразвалочку)
За мамой лисицей крался лисёнок (идут крадучись)
За мамою-белкой скакали бельчата (дети скачут на носочках)
За мамой- зайчихой косые зайчата (дети делают ушки из ладоней)
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
- А теперь давайте посмотрим, чем же заняты животные осенью в лесу. Проходите садитесь.
- Ребята, а почему так тихо в лесу вы не знаете? (Ответы детей).
Оказывается, осенью у диких животных много хлопот, они готовятся к зиме. Посмотрите на экран. (слайд. Животные готовятся к зиме.) Поиграем в игру «Кто, что делает»?
-Что делает медведь? (Мастерит берлогу, запасает жир). А для чего он это делает? (Чтобы зимой спать).
- Кто еще зимой впадает в спячку? (Еж).
- Что делает еж осенью? (Ёж осенью сытно наедается. Он впадает в спячку и ему нужно накопить очень много жира под своей колючей шубкой, чтобы спокойно спать всю зиму).
- Что делает заяц? (Меняет серый мех на белый).
- Для чего заяц меняет мех? (Чтобы было тепло, не заметили его хищники).
- Что делает белка? (Белка готовит на зиму запасы, меняет рыжую шубку на серую).
- Что делает волк? (рыщет, ищет добычу).
- Что делает лиса? (Лиса меняет мех на теплый густой). Скажите, а волк и лиса впадают в спячку? (Ответы детей).
-А как вы думаете, зачем животные меняют свой мех? (Ответы детей).
-Ребята, а вы знаете, что означает слово линька?
- А если что – то не знаете, где можно узнать? Можно я вам расскажу.
- Я прочитала в энциклопедии, что линька — это период, когда животные меняют старый мех на новый.
- Ребята, пока животные готовились к зиме их детеныши растерялись. Давайте поможем найти животным их детенышей. Разделитесь на пары. Подойдите к столу, возьмите карточку с взрослым животным и найдите ему детеныша. Молодцы, животным помогли.
-А теперь ребята нам пора возвращаться обратно в детский сад!
Давайте произнесём волшебные слова:
(Дети закрывают глаза)
1,2,3-повернись, и в детском саду окажись!
3.Рефлексия:
-Ребята, чем же заняты дикие животные в лесу осенью? (Животные готовятся к зиме).
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было сложно для вас?
- А как вы смогли справиться с трудностями?
- С кем мы можем поделиться полученной информацией?