План работы по самообразованию по теме: Использование дидактических игр для развития логического мышления и математических способностей у младших дошкольников.
Группа «Ромашки»
Воспитатель Зенкова И.В.
2019
Актуальность темы:
Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию, овладению приемами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач. Развитие элементарных математических представлений и логического мышления дошкольников - это исключительная часть интеллектуального и личностного развития дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО дошкольное, образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика и логика обладают уникальным развивающим эффектом. «Математика – царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, развивает логическое мышление. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мы живем в интересное время, когда есть возможность выбора: школы, программы, учителя. Вся наша современная жизнь – семья, телевиденье, кино, обилие игрушек – способствует раннему развитию детей. Исследования, да и опыт работы показывают, что трудности в начальных классах чаще испытывают не те дети, которые имеют небольшой объем знаний, а те, у которых не сформирована привычка думать, инертные и пассивные, с узким кругозором, недостаточным опытом общения со сверстниками.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Тема | Содержание работы | Практический выход | Сроки проведения |
Подготовительный этап | Изучение метод. Литературы по данной теме. | Изучение литературы: Корнеева Г.А. «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет». – М., 2008; Леушина А.М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005. | Сентябрь |
Основной этап. | Формирование картотеки дидактических игр, направленных на ФЭМП у детей, изготовление материала для игр. Продолжение изучения литературы по теме. | 1.Наличие картотеки дидактических игр по ФЭМП. 2.Литература: 1. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. «Геометрия для малышей». – М.: 2006; Ерофеева Т.И. и др. 2. «Математика для дошкольников». – М., 2006; | Октябрь |
Создание дидактических игр. Консультация для родителей по теме | 1.Д/и: по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики». - Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме». 2.Консультация для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». | Ноябрь-декабрь | |
Продолжить формирование картотеки дидактических игр, направленных на ФЭМП у детей. Изучение литературы. Создание дидактических игр | 1.Наличие картотека по ФЭМП. 2.Литература: 1. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л.А,Венгер 2. «Веселая математика» М.А.Беженова. 3. Д/и: - Знакомство с понятиями «один», «много»: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат». - Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше): «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы». | Январь-февраль | |
Продолжать создавать дидактические игры. Консультации для родителей по теме. | 1.Д/и: по объединению предметов в группу по цвету, форме, размеру: «Найди пару», «Разложи по коробочкам». - по выделению части группы. Нахождение «лишних» предметов: «Что лишнее?», «Что изменилось?» - Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством. Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже): «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам». 2. Консультации для родителей: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов». | Март-апрель | |
Подведение итогов по проделанной работе | Отчет по проделанной работе | Май. | |