Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Роль художественной литературы в формировании основ безопасности»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Доклад

«Роль художественной литературы

в формировании основ безопасности»

Подготовила – воспитатель Богданова Е.С.

«Самое дорогое у человека – это жизнь»

Н. А. Островский

Одной из глобальных проблем человечества является проблема безопасности жизнедеятельности человека, поэтому с раннего возраста нужно готовить ребенка к безопасной жизни в окружающем мире. Ведь дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дети часто попадают в ситуации угрожающие их здоровью.

Нужно готовить ребенка к встрече с трудностями, дать представление об опасных ситуациях, привить навыки безопасного поведения, дать понятия о необходимости соблюдения мер предосторожности.

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. И если мы будем постоянно одергивать ребенка, то из него вырастет запуганное, беспомощное создание.

В своей группе большое внимание уделяю формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.

Формирование основ безопасности – сложный, непрерывный, систематический процесс.

В своей работе одним из наиболее эффективных методов воспитания ребенка считаю – ознакомление с художественной литературой. То, что воспитатель пытается донести до детского сознания путем прямых указаний, советов, ребенок прекрасно усваивает с помощью художественного произведения. В работе с детьми использую иносказательный стиль, доступный и понятный.

Художественное слово – неиссякаемый родник мудрости, средство познания мира. Оно являюется источником формирования у ребенка представлений об окружающей природе и как себя вести, чтобы не навредить своему здоровью.

Именно детская литература питает ум, воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения.

Ребенок наследует различные модели поведения через книгу: как разрешить конфликты, как стать другом, как избежать опасности в той или иной ситуации.

При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение.

Детям дошкольного возраста очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу.

Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что поступил как Буратино.

Дети не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший».

В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В дошкольном возрасте у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

Литература учит ребенка думать, задавать вопросы.

Если ребенок начнет осознавать «литературные уроки», отвечать на вопрос «Чему учит литературное произведение», соотносить ответы со своим поведением, то он научится взаимодействовать с другими людьми, с любовью относиться к природе, заботиться о своем здоровье, сможет сформировать основы безопасного поведения в окружающем мире.

Роль педагога – помочь сравнивать ситуации из художественной литературы с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

С помощью художественных произведений развиваю и закрепляю представления и навыки о безопасном поведении ребенка в окружающей его среде, а так же решать следующие

Задачи -

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе:

-Формировать основы экологической культуры

Безопасность на дорогах:

Безопасность собственной жизнедеятельности.

-Воспитание культурно – гигиенических навыков.

-Воспитывать бережное отношение к своему организму.

-Формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.

-Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипедах, катание на санках, коньках, лыжах).

-Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.

В группе имеется мини- библиотеки, в которой имеются познавательная и художественная литература, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. Особое место уделяю сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость.

Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.

В соответствии с программой воспитанников знакомлю с различными сказками.

В старших группах провожу чтение художественной литературы с последующим разбором: например - Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон».

А так же в своей работе использую придумывание сказок детьми на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара… о доме, где я живу и где много электрических приборов… ».

Образовательная область «Безопасность» включает в себя множество разделов и к каждому из них подобрала художественное произведение. Например, работая с детьми над разделом

В своей работе использую подборку художественной литературы по всем возрастам .

Таким образом целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области