ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы классного руководителя 5-9 классов направлена на реализацию Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МАОУ «СОШ №21».
Программа воспитания и социализации учащихся МАОУ «СОШ № 21» на уровне основного общего образования учащихся разработана в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016 – 2020 годы», Устава МАОУ «СОШ № 21», с учетом опыта реализации воспитательной работы МАОУ «СОШ № 21».
Программа воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования (далее Программа) строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Целью программы воспитательной работы классного руководителя является реализация Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования МАОУ «СОШ №21» посредством создания условий для планирования, организации и управления воспитательным процессом в классных коллективах старшего звена школы.
Педагогические задачи программы воспитательной работы классного руководителя:
организация и проведение воспитательной работы с классом в соответствии с особенностями воспитательного процесса образовательного учреждения;
определение содержания и объёма воспитательной работы с конкретным классным коллективом, контингентом учащихся;
реализация мероприятий по приоритетным направлениям воспитательной деятельности.
Функции программы
нормативная (документ, обязательный для выполнения в полном объеме);
целеполагающая (определяет ценности и цели воспитания);
определение содержания воспитания (фиксирует состав элементов воспитательного процесса, подлежащих усвоению учащимися);
процессуальная (определяет организационные формы, методы, средства и условия воспитания, логическую последовательность усвоения учащимися элементов содержания воспитательной деятельности);
оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания воспитательной деятельности, объекты контроля и критерии оценки уровня воспитанности учащихся).
Отличительной особенностью программы является разделение на три блока. Первый блок – организационно-документационная работа классного руководителя; второй блок - работа с учащимися; третий блок - работа с родителями.
1.Типологические характеристики возрастного периода.
Особенности деятельности руководителя
Типологические и возрастные особенности учащихся | Особенности деятельности классного руководителя |
2 ступень - средние школьники | |
- половое созревание - интенсивное формирование чувства взрослости - стремление утвердить свое достоинство -кризис отношений между подростком и взрослым Заметно проявляется направленность в деятельностях: -умственной - поведенческой, трудовой - коммуникативной, организаторской Формируется абстрактное мышление - понимание категорий: честь, совесть, достоинство, благородство, долг, ответственность. Могут проявляться: - непослушание - пререкания -своенравие -агрессивность | Процесс изучения подростка довольно сложный из-за противоречивости возраста - диагностика: * состав класса * интересы * положение в коллективе * культуры общения * ценностные ориентации * трудовая активность * участие в детских и молодежных организациях * участие в деятельности внешкольных учреждений * самостоятельность * саморегуляция * самоопределение в сфере свободного общения. - Наблюдение за старшими подростками, - беседы с учащимися и родителями, - закрепление общественного поручения, - оценка организаторских способностей, - изучение общественного мнения о данном учащемся: - анкетирование, тестирование, -влияние лидеров детского коллектива на жизнедеятельность класса, отличие между активистами и действительными вожаками ребят, - выявление детей "изгоев", "причины их обособления, отстранения, плохого отношения к ним со стороны большинства одноклассников, - беседы с детьми и их родителями, о взаимоотношениях мальчиков и девочек, - программы индивидуальной поддержки учащихся |
1.2. Цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России и народа Республики Коми.
На уровне основного общего образования для достижения поставленной цели духовно- нравственного развития, воспитания и социализации учащихся решаются следующие задачи:
- освоение учащимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
- вовлечение учащегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие учащимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
- овладение учащимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»; укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности гимназиста поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
формирование морали - осознанной учащимися необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом; усвоение учащимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России и народов Республики Коми; укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм; формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора; осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности; формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, родной республики, российской гражданской нации; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны и Республики Коми; развитие патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования; формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп; формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе; укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям; усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России; формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России и Республики Коми.
В области формирования семейной культуры: укрепление отношения к семье как основе российского общества; формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; укрепление у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.; формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи; знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей родной республики, других народов России.
Основные направления воспитания и социализации учащихся:
1.обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности, гуманистических, демократических и традиционных ценностей, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, собственности, гражданской позиции; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу, образа допустимых способов диалога, процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, формирование готовности и способности вести переговоры, противостоять негативным воздействиям социальной среды);
2.формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству (приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности);
3.включение обучающихся в процессы общественной самоорганизации (приобщение обучающихся к общественной деятельности, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных объединениях, в ученическом самоуправлении, участие обучающихся в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города; социальная самоидентификация обучающихся в процессе участия в личностно значимой и общественно приемлемой деятельности; приобретение опыта конструктивного социального поведения, приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством);
4.формирование партнерских отношений с родителями (законными представителями) в целях содействия социализации обучающихся в семье, учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
5.формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии (развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся; формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения; создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями); информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);
6.формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования (развитие мотивации и способности к духовно-нравственному самосовершенствованию; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации);
7.формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни (осознание обучающимися ценности целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни;формирование устойчивого отрицательного отношения к аддиктивным проявлениям различного рода – наркозависимость, алкоголизм, игромания, табакокурение, интернет-зависимость и др., как факторам ограничивающим свободу личности);
8.формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе (формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения);
9.формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере искусства (формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитие потребности в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
1.4. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся)
Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по обеспечению принятия обучающимися ценности Человека и человечности, формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания предусматривает:
формирование во внеурочной деятельности «ситуаций образцов» проявления уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания с другими людьми;
информационное и коммуникативное обеспечение рефлексии обучающихся межличностных отношений с окружающими;
формирование у обучающихся позитивного опыта взаимодействия с окружающими, общения с представителями различных культур, достижения взаимопонимания в процессе диалога и ведения переговоров.
В решении задач обеспечения принятия обучающимися ценности Человека и человечности целесообразно использование потенциала уроков предметных областей «Филология», «Общественно-научные предметы», совместных дел и мероприятий внеурочной деятельности, Интернет-ресурсов, роль организатора в этой работе призван сыграть классный руководитель.
Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству предполагает получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к Отечеству, который обеспечивается в ходе внеурочной деятельности (воспитательных мероприятий), в составе коллектива ученического класса, организатором здесь выступает классный руководитель и педагоги школы.
Включение обучающихся в сферу общественной самоорганизации может быть осуществляться в школе (приобщение обучающихся к школьным традициям, участие в ученическом самоуправлении), в деятельности детско-юношеских организаций и движений, в школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в военно-патриотических объединениях, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, партнерства с общественными организациями и объединениями, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных).
Включение обучающихся в сферу общественной самоорганизации предусматривает следующие этапы:
авансирование положительного восприятия школьниками предстоящей социальной деятельности – обеспечение социальных ожиданий обучающихся, связанных с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов;
информирование обучающихся о пространстве предстоящей социальной деятельности, способах взаимодействия с различными социальными субъектами, возможностях самореализации в нем; статусных и функциональных характеристиках социальных ролей;
обучение школьников социальному взаимодействию, информирование обучающихся о способах решения задач социальной деятельности, пробное решение задач в рамках отдельных социальных проектов;
организация планирования обучающимися собственного участия в социальной деятельности, исходя из индивидуальных особенностей, опробование индивидуальной стратегии участия в социальной деятельности;
содействие обучающимся в осознания внутренних (собственных) ресурсов и внешних ресурсов (ресурсов среды), обеспечивающих успешное участие школьника в социальной деятельности;
демонстрация вариативности социальных ситуаций, ситуаций выбора и необходимости планирования собственной деятельности;
обеспечение проблематизации школьников по характеру их участия в социальной деятельности, содействие обучающимся в определении ими собственных целей участия в социальной деятельности;
содействие школьникам в проектировании и планировании собственного участия в социальной деятельности.
Этапы включения обучающихся в сферу общественной самоорганизации могут выстраиваться в логике технологии коллективно-творческой деятельности: поиск объектов общей заботы, коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективная подготовка мероприятия, коллективное проведение, коллективный анализ.
При формировании ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности приоритет принадлежит культивированию в укладе жизни школы позитивного образа компетентного образованного человека, обладающего широким кругозором, способного эффективно решать познавательные задачи через пропаганду академических успехов обучающихся, поддержку школьников в ситуациях мобилизации индивидуальных ресурсов для достижения учебных результатов.
Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии предполагается осуществлять через информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах). Деятельность по этому направлению включает сотрудничество с предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями); различные Интернет-активности обучающихся.
Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе поможет сформировать изучение предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также наразличные формы внеурочной деятельности.
Реализация задач развития эстетического сознания обучающихся может быть возложена на уроки предметной областей «Филология», «Искусство», а также на различные формы внеурочной деятельности.
Задача по формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, может быть возложена на уроки предметных областей «Общественно-научные предметы», «Естественнонаучные предметы», различные формы внеурочной деятельности.
1.5.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Структура программы такова
Сроки реализации программы – 5 лет (5-9 классы)
БЛОК
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДОКУМЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
Цели работы: организация деятельности классного коллектива , документационное обеспечение учебно-воспитательного процесса.
Модуль. 1 Циклограмма организационной деятельности работы классного руководителя
ЕЖЕДНЕВНО | |
1 | Работа по соблюдению учащимися правил внутреннего распорядка МАОУ «СОШ №21: работа по профилактике опозданий; выяснение причин отсутствия учеников на занятиях; контроль за соблюдением делового стиля одежды учащимися. |
2 | Организация питания учащихся |
3 | Организация дежурства по классу и по школе |
4 | Индивидуальная работа с учащимися |
5 | Индивидуальная работа с родителями учащихся (при необходимости) |
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО | |
1 | Контроль за успеваемостью учащегося, оформление дневника уч-ся |
2 | Проведение классного часа (классного собрания, классного мероприятия) в соответствии с планом воспитательной работы |
ЕЖЕМЕСЯЧНО | |
1 | Посещение уроков с целью соблюдения единых требований к учащимся (10 классы), осуществления индивидуального подхода к различным категориям учащихся (ОВЗ, инвалиды, одаренные, трудные и пр.); отслеживания нагрузки учащихся с целью преодоления их перегрузки |
2 | Работа с активом класса |
3 | Организация работы классного уголка |
ОДИН РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ | |
1 | Проведение классного родительского собрания |
ОДИН РАЗ В ГОД | |
1 | Анализ работы с классом |
2 | Организация недели открытых дверей для родителей учащихся |
Модуль 2. План-сетка работы классного руководителя с документацией и предоставлением отчетов (по воспитательной работе)
месяц | Документация | Отчеты | ||||||
Суть, название | Форма | Сроки | Кому сдавать | Суть, название | Форма | Сроки | Кому сдавать | |
сентябрь | Об учащихся, не приступивших к учебе по неустановленной причине | Письменная информация | 01 сентября | Заместитель директора по УВР | ||||
Об итогах летнего отдыха учащихся | Письменная информация | До 05 сентября | Заместитель директора по ВР | Составление характеристики классного коллектива | Письменный анализ | До 05 сентября | В план ВР | |
Список сдающих ГТО | Список | До 15 сентября | ||||||
О посещении уроков учащимися группы риска | Письменная информация | Ежедневно | Социальный педагог | Внеурочная занятость учащихся класса | Письменный отчет | До 01 октября | Заместитель директора по ВР | |
Составление (внесение изменений) в программу воспитательной деятельности, план работы с классом | Программа План | До 10 сентября | Заместитель директора по ВР | Внеурочная занятость учащихся группы риска | Информация + отчет о проведенной работе | До 01 октября | Социальный педагог | |
Составление плана индивидуальной работы с учащимися и семьями группы риска | План | По необходимости, в течение | Социальный педагог | Список учащихся, допускающих пропуски уроков без уважительной причине | Список с указанием количества пропущенных уроков + информация о проведенной работе | До 20 сентября | В совет профилактики | |
Сбор сведений для «Сетевого города» | Списки Информация | До 05 сентября | Ответственный за сайт | |||||
Ведение ведомости посещения уроков учащимися | Информация | Ежедневно | «Сетевой город» | |||||
Сбор согласия на медицинские вмешательства | Письменные согласия | По необходимости | Медицинский работник школы | |||||
Сбор согласия родителей на проведение психолого-педагогического сопровождения учащихся | Письменные согласия | До 10 сентября | Психолог школы | |||||
Уточнение списков учащихся | Информация | До 10 сентября | Секретарь школы | |||||
Предоставление списков учащихся класса | Список | До 05 сентября | Учителя-предметники | |||||
Протокол классного родительского собрания | Протокол | - | В план ВР | |||||
Акты обследования ЖБУ, посещение семей | Акты | - | Социальный педагог | |||||
Октябрь-июнь | О посещении уроков учащимися группы риска | Письменная информация | Ежедневно | Социальный педагог | Внеурочная занятость учащихся класса | Письменный отчет | До 01 октября | Заместитель директора по ВР |
Составление (внесение изменений) в программу воспитательной деятельности, план работы с классом | Программа План | По необходимости | Заместитель директора по ВР | Внеурочная занятость учащихся группы риска | Информация + отчет о проведенной работе | 1 числа каждого месяца | Социальный педагог | |
Составление плана индивидуальной работы с учащимися и семьями группы риска | План | По необходимости, в течение | Социальный педагог | Список учащихся, допускающих пропуски уроков без уважительной причине | Список с указанием количества пропущенных уроков + информация о проведенной работе | До 20 сентября | В совет профилактики | |
Протокол классного родительского собрания | Протокол | - | В план ВР | По отдельным направлениям работы | Письменный отчет | По запросу администрации | Заместители директора | |
Ведение ведомости посещения уроков учащимися | Информация | Ежедневно | «Сетевой город» | По итогам успеваемости за учебные четверти (полугодия) | Письменный отчет | По запросу администрации | Заместители директора | |
Акты обследования ЖБУ, посещение семей | Акты | - | Социальный педагог | Протокол классного родительского собрания | протокол | До 30 мая | Заместитель директора по ВР | |
Предварительная занятость учащихся группы риска в летний период | информация, список | Апрель, май | Социальный педагог | Об итогах работы с учащимися (семьями) группы риска | Письменный отчет | До 30 мая | Социальный педагог | |
Анализ деятельности ученического коллектива | Письменный анализ реализации программы воспитания | До 30 мая | Заместитель директора по ВР | |||||
Итоги поступления учащихся в ОУ после окончания школы | Список | До 31 августа | Заместитель директора по УВР |
Модуль 3. Диагностическая (исследовательская) работа с учащимися
месяц | Цель | Используемые методы, методики | Участники (респонденты) | Кто проводит | Результат |
Сентябрь | Изучение социальной среды учащегося | Анкета | Уч-ся, родители | Классный руководитель | Социальная карта класса |
Предварительный прогноз продолжения образования выпускниками | Опрос | Учащиеся 9 классов | Ответственный за профориентационную работу | Справка | |
Октябрь | Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, токсических веществ и курению | Наблюдение Сбор и анализ информации | Учащиеся | Классный руководитель | Список уч-ся группы риска |
Изучение особенностей личности учащегося | Профориентационное тестирование | Учащиеся 9 классов | Ответственный за профориентационную работу | Справка | |
Изучение статуса каждого ученика в ученическом коллективе | Социометрия | Учащиеся | Психолог 9по запросу администрации, классного руководителя) | Справка | |
Изучение хода процесса адаптации учащихся в средней школе | Анкетирование | Учащиеся 5-х классов | Психолог | Справка | |
Ноябрь | Изучение степени риска вовлеченности несовершеннолетних в употребление психоактивных веществ | Опросник | Учащиеся 6-9 классов | Заместитель директора по ВР | Приказ, справка |
Определение уровня и типа агрессии | Тест | Учащиеся | Психолог (по запросу классного руководителя/ или директора школы) | Справка | |
Изучение уровня осведомленности с процедурой проведенияГИА | Опросник Чибисовой | Учащиеся 9 классов | Психолог | Справка | |
Декабрь | Выявление фактов жестокого обращения с несовершеннолетними | Опрос | Учащиеся | Классный руководитель, социальный педагог | Справка |
Мониторинг удовлетворенности организацией учебно-воспитательной работы в школе | Анкета | Учащиеся5-9 классов, родители. | Классный руководитель, заместитель директора по ВР, УВР | Справка | |
Январь | Выявление признаков аутоагрессивного поведения | Опросник «Шкала депрессии Цунга» | Учащиеся | Психолог | Справка |
Март | Предварительный прогноз продолжения образования выпускниками | Опрос | Учащиеся 9 классов | Ответственный за профориентационную работу | Справка |
Определение уровня готовность к сдаче ГИА | Опросник | Учащиеся 9 классов | Психолог | Справка | |
Изучение уровня личностной и школьной тревожности выпускников | Тест | Учащиеся 9 классов | Психолог | Справка | |
Апрель | Предварительный прогноз летней занятости учащихся | Опрос | Учащиеся | Классный руководитель, заместитель директора по ВР | Банк данных |
В течение года | Выявление референтных групп в ученическом коллективе, статуса учащегося в коллективе | социометрия | Учащиеся | Психолог В течение года по запросу классного руководителя | Справка |
Изучение особенностей личности и поведения учащегося, особенностей семейного воспитания | Тесты, опросники | Учащиеся | Психолог В течение года по запросу классного руководителя | Справка |
БЛОК
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ
Модуль 1. Индивидуальная работа с учащимися
С отдельными группами учащихся
Задачи | Категория учащихся | Методы | Ответственные | Сроки | |
1 | Выявление причин отклонений в поведении учащихся | Учащиеся, имеющие отклонения в поведении и развитии | Наблюдение Заявления и докладные учителей, учащихся, родителей. Диагностические методики Посещение семьи | Классный руководитель По запросу : Психолог Социальный педагог | В течение |
2 | Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов | Учащиеся-стороны конфликта | Медиация | Классный руководитель По запросу : Психолог Социальный педагог | В течение |
3 | Изучение особенностей личности учащегося с целью определения эффективных методов педагогического воздействия | Учащиеся класса | Наблюдение Диагностики | Классный руководитель По запросу : Психолог Социальный педагог | В течение |
4 | Развитие познавательных интересов и потребностей | По отношению к учебе – сильные учащиеся | Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, научно-исследовательской работе | Классный руководитель Учителя-предметники | В течение |
5 | Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности, развитие творческих способностей | По отношению к общественной жизни: Очень активные учащиеся | Привлечение к организации общественных дел в классе. Помощь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество | Классный руководитель Педагоги дополнительного образования | В течение |
6 | Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива | По отношению к общественной жизни: пассивные | Постоянная поддержка и поощрение. Посильные поручения. Вовлечение в жизнь класса | Классный руководитель Педагоги дополнительного образования | В течение |
7 | Коррекция поведения учащихся | Учащиеся, состоящие на различных видах учета | Мероприятия по плану индивидуальной коррекции поведения | Классный руководитель, социальный педагог | В течение |
Работа со слабоуспевающими обучающимися
Задачи:
выстроить систему взаимодействия с учителями-предметниками, СПС, родителями школьников, завучами по УВР в решении задач по успешности обучения детей;
организовать индивидуальную работу со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимся
№ п/п | Мероприятие | Срок | Методы | Результат |
1 | Выявление причин неуспеваемости обучаемого | В течение | Индивидуальные беседы, анкетирование, наблюдение, посещение семьи. | Определение причин неуспеваемости, отставания. |
2 | Контроль за пропусками занятий | Ежедневно | Работа с документацией (классный журнал). | Учет пропущенных уроков в классном журнале. |
3 | Информирование родителей обучающегося, допустившего пропуски уроков | В день пропусков | Устное информирование (беседа). | Информированность родителей. |
4 | Организация индивидуальной помощи в учебе слабоуспевающему ученику | При необходимости | Организация взаимопомощи в классе. Организация консультаций с педагогами. | Оказание взаимопомощи обучаемому. |
5 | Составление графика еженедельных консультаций учителей-предметников с: Обучающимися. Родителями. | 1 раз в ½ года | Письменное информирование родителей | Вклеенный в дневник график консультаций (под подпись родителей). |
6 | Информирование родителей о ситуации с успеваемостью обучающегося. | Систематически | Выписки отметок по предметам из классного журнала -1 раз в месяц. Выставление отметок в дневники обучающихся –1 раз в неделю. Выставление предварительных отметок за четверть –не позднее 2-х недель до окончания четверти. Письма в адрес родителей- по необходимости | Информированность родителей о ситуации с обучением ребенка. |
7 | Работа по формированию высокой учебной мотивации и обучение обучающихся навыкам самоорганизации, планирования в ходе проведения тематических классных часов | В течение года | Беседы, деловые игры, игры, выставки, творческие работы обучающихся, конкурсы и пр. | Высокий и средний уровень мотивации учения обучающихся. |
8 | Проведение родительских собраний | Не реже 4 раз в год. | Групповые консультации с учителями-предметниками, тематические родительские собрания | Достаточный уровень педагогической грамотности родителей, их информированность о ходе учебного процесса. |
9 | Составление перечня необходимых учебных пособий, принадлежностей для обучения. | Ежегодно , в апреле-мае . | Опрос учителей-предметников. | Письменный список необходимого. |
10 | Разработка совместно с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, заместителем директора по УВР индивидуального плана учебной деятельности слабоуспевающего обучающегося. | В течение | Малый педагогический совет. | План учебной деятельности слабоуспевающего обучающегося. |
11 | Составление (совместно с учителями-предметниками) индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего обучающегося на текущую четверть. | При необходимости | Малый педагогический совет. | Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего обучающегося на текущую четверть. |
12 | Стимулирование учебных успехов обучающихся | Постоянно | Награждение по итогам четверти, года. Создание ситуации успеха. Побуждение к активному труду. Поздравление в классном уголке и пр. | Высокий и средний уровень мотивации учения обучающихся. |
13 | Информирование социального педагога, администрации школы о проблемах с посещением уроков и успеваемостью обучающихся класса | При необходимости | Письменное информирование | Докладная на имя социального педагога, администрации школы с приложением отчета о проведенной работе. |
14 | Обеспечение участия родителей слабоуспевающего обучающегося в профилактических мероприятиях | При необходимости | Письменное и устное информирование родителей (беседа, убеждение…) | Участие родителей в профилактических мероприятиях. |
Модуль 2. Организация внеурочной деятельности учащихся
5-7классы
Программа внеурочной деятельности “Познай себя” по социальному направлению разработана для учащихся 5-7 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Период обучения с 5 по 7 класс совпадает с подростковым возрастом учащихся, одной из особенностей которого является живой интерес к самопознанию. Этот период является периодом становления личности подростка, формированию своего «Я».
Цель программы: создание условий для формирования личности подростка.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
Образовательных:
- расширение представлений учащихся о себе и своих социальных ролях;
- обучение навыкам социальной организации.
- Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Воспитательных:
1. Способствовать развитию мотивации у подростков к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Создавать условия для развития социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
3. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 39 часов в год в 5 классе, 31 часа в 6 классе, 31 часа в 7 классе (итого 101 час). Время одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности 1 раза в неделю. Программа комплексная, включает в себя семь модулей по основным направлениям воспитания: «Я- общество», «Я- гражданин», «Я- Искусство», «Я-патриот», «Я – труд», «Я – природа», «Я – здоровье».
Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность (игры, тренинги, практические занятия, диспуты).
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты программы распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями
научиться контролировать собственное агрессивное поведение
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности
адекватно воспринимать оценки учителей
уметь распознавать чувства других людей
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни
уметь формулировать собственные проблемы
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями
формулировать свое собственное мнение и позицию
учиться толерантному отношению к другому человеку
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в различной деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:
улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
Содержание курса внеурочной деятельности, формы организации и виды деятельности (5-7 классы)
1 модуль. «Я - общество» (26 часов). Данный раздел предусматривает проведение мероприятий, направленных на обеспечение принятия учащимися ценности Человека и человечности, гуманистических, демократических и традиционных ценностей. Мероприятия раздела способствуют формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, собственности, гражданской позиции; а также формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. В ходе занятий создаются «ситуации образцов» проявления уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания с другими людьми; обеспечивается информационная и коммуникативная рефлексия обучающихся в межличностных отношений с окружающими, формируется позитивный опыт взаимодействия с окружающими, общения с представителями различных культур, достижения взаимопонимания в процессе диалога и ведения переговоров.
2 модуль. «Я - гражданин» (20 часов). Мероприятия раздела включают учащихся в сферу общественной самоорганизации, обеспечивая информирование учащихся о пространстве предстоящей социальной деятельности, способах взаимодействия с различными социальными субъектами, возможностях самореализации в нем; статусных и функциональных характеристиках социальных ролей, о способах решения задач социальной деятельности, пробное решение задач в рамках отдельных социальных проектов. В ходе занятий учащиеся обучаются социальному взаимодействию, получают навыки планирования собственного участия в социальной деятельности, исходя из индивидуальных особенностей; апробируют индивидуальную стратегию участия в социальной деятельности. Занятия данного блока содействуют учащимся в осознании внутренних (собственных) ресурсов и внешних ресурсов (ресурсов среды), обеспечивающих успешное участие гимназиста в социальной деятельности; демонстрируют вариативность социальных ситуаций, ситуаций выбора и необходимости планирования собственной деятельности.
3 модуль. «Я - Искусство» (10 часов). Цель раздела - формирование мотивационно-ценностных отношений обучающихся в сфере искусства. Мероприятия раздела способствуют формированию основ художественной культуры учащихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитию эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитию способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитие потребности в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
4 модуль. «Я-патриот» (13 часов). Цель модуля - Формирование мотивов и ценностей учащегося в сфере отношений к России как Отечеству. В ходе занятий учащиеся получают возможность сложить системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении. На занятиях создаются условия для понимания и одобрения учащимися правил поведения в обществе, осознания конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины. Учащиеся получают системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории. Формируется негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
5 модуль. «Я – труд» (6 часов) направлен на формирование мотивов и ценностей учащегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии, путем приобретения опыта собственного участия в различных коллективных работах, в том числе в разработке и реализации учебных и внеучебных проектов. На занятиях создаются условия для личностного усвоения установки на нетерпимость к лени, небрежности, незавершенности дела, к небережливому отношению к результатам человеческого труда независимо от того, в какую историческую эпоху этот труд был совершен; формирования безусловного уважения к любому честно трудящемуся человеку. На занятиях организуется общение с профессионально успешными людьми с целью обсуждения роли полученного образования (общего, профессионального, пост профессионального, самообразования и т.д.) и универсальных компетентностей в этом успехе. Учащиеся на занятиях данного модуля приходят к пониманию необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве, подводятся к осознанию важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни; осознанию нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ. Учащиеся обучаются азам планирования трудовой деятельности, умению рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно- трудовых проектов. Формируется позитивное отношение к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски. На занятиях раздела обсуждаются вопросы бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьном имуществу, учебникам, личным вещам; поддержания чистоты и порядка в классе и гимназии; готовность содействовать в благоустройстве школы и ближайшего окружения. учащиеся знакомятся с трудовым законодательством.
6 модуль. «Я – природа» (9 часов). Цель - мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере отношений к природе, путем формирование целостного представления о природном окружении, как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней. На занятиях учащиеся обучаются методам познания окружающего мира, воспитывается эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой. Вырабатывается ответственность за экологическое благополучие окружающей среды. На занятиях учащиеся получают начальных опыт защиты природной среды. Формируется экологическое мышление и экологическая культура учащихся.
На занятиях обсуждаются вопросы противоречивой роли человеческой деятельности в отношении природы; принятия тезиса об эволюции человека и природы как безальтернативного выхода из глобального экологического кризиса. Учащиеся расширяют представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления, развивают способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека. На занятиях и мероприятиях модуля учащиеся получают опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность.
7 модуль. «Я – здоровье» (12 часов). Цель формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере здорового образа жизни. На занятиях и мероприятиях модуля осуществляется физическое развитие учащихся, формируется потребность в здоровом образе жизни; вырабатывается ответственность за собственное благополучие (экологию своего тела).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование (5 класс)
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 модуль | «Я - общество» | 10 | 5 | 5 |
1 | Праздник Первого звонка. Урок Знаний «Школа – наш общий дом» | 1 | 1 | |
2 | Трудовая акция «Чистый двор» (Октябрь, май) | 2 | 2 | |
3 | Мероприятия, посвященные Дню Учителя (октябрь) | + | ||
4 | Мероприятия, посвященные Дню Пожилых людей (октябрь) | + | ||
5 | Операция «Ветеран живет рядом» (май) | + | ||
6 | Праздник Католического Рождества (декабрь) | 2 | 1 | 1 |
7 | Акция «Спеши делать добро» (благотворительная помощь приютам для бездомных животных «Друг» и «Кошкин дом») | 1 | 1 | |
8 | «Все о себе» - классный огонек (сентябрь) | 1 | 1 | |
9 10 | Классный час «Общение в жизни человека» (октябрь) Классный час-практикум «Что такое этикет. Правила поведения в театре, музее, кафе» (декабрь) | 1 1 | 1 | 1 |
11 | Беседа «Как правильно просить и отказывать» (апрель) | 1 | 1 | |
2 модуль | «Я - Искусство», | 2 | - | 2 |
1 | День Театра (в течение года). | + | ||
2 | Экскурсия в Национальный музей - отдел природы «По страницам Красной книги» Ул. Коммунистическая, 6 | 1 | 1 | |
3 | Экскурсия в Национальный музей - отдел истории «Коми АССР в годы Вов» ул. Ленина, 57 | 1 | 1 | |
4 | Общешкольные мероприятия | + | ||
5 | Цикл занятий «Язык изобразительного искусства» Национальная галерея | 1 | 1 | |
3 модуль | «Я – гражданин» | 11 | 6 | 5 |
1 | Классный час, посвященный Дню Конституции России» (декабрь) | 1 | 1 | |
2 | Линейка «Посвящение в 5-классники» (сентябрь) | 1 | 1 | |
3 | Мероприятия, в рамках профилактики правонарушений (ноябрь) | 2 | 1 | 1 |
4 | Классный час, посвященный Дню народного Единства (ноябрь) | 1 | 1 | |
5 | Урок финансовой грамотности (сентябрь) | 1 | 1 | |
6 | День Самоуправления (октябрь) | 1 | 1 | |
7 | Инструктажи о правилах поведения в общественных местах, соблюдении законов (в течение года) | 1 | 1 | |
8 | Конкурс рисунков «Коррупции – НЕТ!» (декабрь) | 1 | 1 | |
9 | Беседа с инспектором ОПДН «Как не стать жертвой преступления?» (Январь) | 1 | 1 | |
10 | Классный час по Конвенции ООН о правах ребенка | 1 | 1 | |
4 модуль | «Я-патриот», | 7 | 4 | 3 |
1 | Встреча с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами. | 1 | 1 | |
2 | Участие в конкурсах и концертах, посвященных правовой и патриотической тематике. | + | ||
3 | Благотворительная акция «Марафон Победы» | + | ||
4 | Общешкольные мероприятия: День рождения школы (октябрь) | + | ||
День памяти В. Порошкина (октябрь) | + | |||
Праздник «Честь имею» (февраль) | 1 | 1 | ||
Посещение музеев, библиотек, экскурсии по памятным местам города, республики. | 1 | 1 | ||
Экскурсии в Зал Боевой Славы (в течение года) | 1 | 1 | ||
Литературные работы (стихотворение, сочинение, эссе) на тему: «Письмо ушедшему солдату Великой Отечественной войны». | ||||
День памяти В. Смирнова «Афганистан болит в душе моей» (февраль) | 1 | 1 | ||
Мероприятия ко Дню Победы (май) | ||||
Уроки Мужества и Героизма | 2 | 2 | ||
5 модуль | «Я – труд» | 1 | 1 | 1 |
1 | Беседа «Кем быть? Зачем учиться?» | 1 | 1 | |
2 | Экскурсии на предприятия | + | ||
6 модуль | «Я – природа» | 3 | 1 | 2 |
1 | Путешествия и экскурсии (в том числе и заочные) | 1 | 1 | |
2 | Конкурсы рассказов, рисунков, фотографий, плакатов | 1 | 1 | |
3 | Экологические акции «День Земли», «Вторая жизнь» | + | ||
4 | Урок экологической грамотности | 1 | 1 | |
7 модуль | «Я – здоровье» | 6 | 3 | 3 |
1 | День здоровья | 1 | 1 | |
2 | Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия, в т.ч. акции «А тебе слабо сдать нормы ГТО?» и пр. | + | ||
3 | Конкурсы рассказов, рисунков, фотографий, плакатов на тему ЗОЖ | + | ||
4 | Всемирные дни Здоровья: 26 сентября – День Сердца 10 октября – День психического здоровья 29 октября – День борьбы с инсультом 16 ноября – День отказа от курения 01 декабря - День борьбы со СПИДом 7 апреля – Всемирный День Здоровья 31 мая – Всемирный День без табака | + | ||
5 | Беседа «Профилактика простудных заболеваний» (в течение года) | 1 | 1 | |
6 | Беседа «Режим дня 5-классника» (сентябрь) | 1 | 1 | |
7 | Практикум «Осанка ученика от А до Я» (октябрь) | 1 | 1 | |
8 | Беседа «Что такое ПАВ?» (февраль) | 1 | 1 | |
ИТОГО | 39 | 19 | 20 |
Тематическое планирование (6 класс)
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 модуль | «Я – общество» | 9 | 3 | 6 |
1 | Праздник Первого звонка (сентябрь). Урок России» | 1 | 1 | |
2 | Трудовая акция «Чистый двор» (Октябрь, май) | 2 | 2 | |
3 | Общешкольные мероприятия Мероприятия, посвященные Дню Учителя (октябрь) Мероприятия, посвященные Дню Пожилых людей (октябрь) Праздник Католического Рождества (декабрь) Акция «Спеши делать добро» (декабрь) | + + + + | ||
4 | Классный час «Дружно не трудно» (сентябрь) | 1 | 1 | |
5 | Беседа «Как создать позитивные дружеские отношения» (октябрь) | 1 | 1 | |
6 | Беседа «Культура отношений между мальчиками и девочками» (ноябрь) | 1 | 1 | |
7 | Тренинг «Уметь слушать» (декабрь) | 1 | 1 | |
8 | Тренинг «Шаг навстречу» (февраль) | 1 | 1 | |
9 | Этическая беседа «Быть внимательным к окружающим» (февраль) | 1 | 1 | |
2 модуль | «Я – Искусство» | 4 | 4 | |
1 | День Театра (в течение года). | 1 | 1 | |
2 | Экскурсия в Национальный музей: Отдел этнографии «Пасхальные радости» Ул. Коммунистическая, 2 | 1 | 1 | |
3 | Экскурсия в Национальный музей: Отдел истории «Стефан Пермский - создатель коми азбуки» Ленина, 57 | 1 | 1 | |
4 | Цикл занятий «Язык изобразительного искусства» Национальная галерея | 1 | 1 | |
5 | Общешкольные мероприятия | + | ||
3 модуль | « Я – гражданин» | 8 | 8 | |
1 | Классный час, посвященный Дню Конституции России» (декабрь) | 1 | 1 | |
2 | Классный час «День народного Единства» (ноябрь) | 1 | 1 | |
3 | Урок финансовой грамотности (в течение года) | 1 | 1 | |
4 | День Самоуправления (октябрь) | 1 | 1 | |
5 | Инструктажи о правилах поведения в общественных местах, соблюдении законов (в течение года) | 1 | 1 | |
6 | День борьбы с коррупцией (декабрь) | 1 | 1 | |
7 | Встреча с инспектором ОПДН «Несовершеннолетний преступник – какой он?» (январь) | 1 | 1 | |
8 | Классный час по Конвенции ООН о правах ребенка (ноябрь) | 1 | 1 | |
4 модуль | «Я-патриот», | 3 | 3 | |
1 | Посещение музеев, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами. | 1 | 1 | |
2 | Мероприятия месячника, посвященного Дню защитника Отечества. | + | ||
3 | Благотворительная акция «Марафон Победы» | + | ||
4 | Общешкольные мероприятия: День рождения школы (октябрь) День памяти В. Порошкина (октябрь) Праздник «Честь имею» (февраль) Посещение музеев, библиотек, экскурсии по памятным местам города, республики. Экскурсии в Зал Боевой Славы (в течение года) День памяти В. Смирнова «Афганистан болит в душе моей» (февраль) Мероприятия ко Дню Победы (май) | + + + + + + | ||
5 | Уроки Мужества и героизма | 2 | 2 | |
5 модуль | «Я – труд» | 2 | 2 | |
1 | Беседа «Для чего мы учимся?» | 1 | 1 | |
2 | Беседа «Человек как творец жизни» | 1 | 1 | |
6 модуль | «Я – природа» | 3 | 1 | 2 |
1 | Путешествия и экскурсии (в том числе и заочные) | 1 | 1 | |
2 | Конкурсы рассказов, рисунков, фотографий, плакатов | 1 | 1 | |
3 | Экологические акции «День Земли», «Вторая жизнь» | + | ||
4 | Урок экологической грамотности | 1 | 1 | |
7 модуль | «Я – здоровье» | 3 | 1 | 2 |
1 | Классный час «Суд над курением» (ноябрь) | 1 | 1 | |
2 | Беседа «Как развивать свои физические возможности?» | 1 | 1 | |
3 | День здоровья | 1 | 1 | |
4 | Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия, в т.ч. акции «А тебе слабо сдать нормы ГТО?» и пр. | + | ||
5 | Конкурсы рассказов, рисунков, фотографий, плакатов на тему ЗОЖ | + | ||
6 | Всемирные дни Здоровья: 26 сентября – День Сердца 10 октября – День психического здоровья 29 октября – День борьбы с инсультом 16 ноября – День отказа от курения 01 декабря - День борьбы со СПИДом 7 апреля – Всемирный День Здоровья 31 мая – Всемирный День без табака | + | ||
ИТОГО | 31 | 20 | 11 |
Тематическое планирование (7 класс)
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 модуль | «Я - общество» | 7 | 5 | 2 |
1 | Беседа «Я в мире людей. Люди, которые рядом» | 1 | 1 | |
2 | Диспут «Культура и речь человека» (декабрь) | 1 | 1 | |
3 | Беседа «Что такое мужественность?» (февраль) | 1 | 1 | |
4 | Беседа «Что такое женственность» (март) | 1 | 1 | |
5 | Праздник Первого звонка (сентябрь). Урок России» | 1 | 1 | |
6 | Трудовая акция «Чистый двор» (Октябрь, май) | 2 | 2 | |
7 | Общешкольные мероприятия Мероприятия, посвященные Дню Учителя (октябрь) Мероприятия, посвященные Дню Пожилых людей (октябрь) Праздник Католического Рождества (декабрь) Акция «Спеши делать добро» (декабрь) | + + + + | ||
2 модуль | «Я - Искусство», | 4 | 4 | |
1 | День Театра (в течение года). | 1 | 1 | |
2 | Отдел истории «Дорога к победе» , ул. Ленина, 57 | 1 | 1 | |
3 | Дом-музей Морозова «Морозов И.П.: судьба человека в истории республики» Ул. Кирова, 32 | 1 | 1 | |
4 | Цикл занятий «Язык изобразительного искусства» Национальная галерея | 1 | 1 | |
5 | Общешкольные мероприятия | + | ||
3 модуль | «Я- гражданин» | 9 | 9 | |
1 | Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака Классный час «Безопасность в интернете» | 1 | 1 | |
2 | Классный час «Экстремизм или обыкновенный фашизм?» (январь) | 1 | 1 | |
3 | Классный час, посвященный Дню Конституции России» (декабрь) | 1 | 1 | |
4 | Классный час «День народного Единства» (ноябрь) | 1 | 1 | |
5 | Урок финансовой грамотности (в течение года) | 1 | 1 | |
6 | День Самоуправления (октябрь) | 1 | 1 | |
7 | Инструктажи о правилах поведения в общественных местах, соблюдении законов (в течение года) | 1 | 1 | |
8 | День борьбы с коррупцией (декабрь) | 1 | 1 | |
9 | Классный час по Конвенции ООН о правах ребенка (ноябрь) | 1 | 1 | |
4 модуль | Я - патриот | 3 | 3 | |
1 | Посещение музеев, встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами. | 1 | 1 | |
2 | Мероприятия месячника, посвященного Дню защитника Отечества. | + | ||
3 | Благотворительная акция «Марафон Победы» | + | ||
4 | Общешкольные мероприятия: День рождения школы (октябрь) День памяти В. Порошкина (октябрь) Праздник «Честь имею» (февраль) Посещение музеев, библиотек, экскурсии по памятным местам города, республики. Экскурсии в Зал Боевой Славы (в течение года) День памяти В. Смирнова «Афганистан болит в душе моей» (февраль) Мероприятия ко Дню Победы (май) | + + + + + + | ||
5 | Уроки Мужества и героизма | 2 | 2 | |
5 модуль | «Я – труд», | 3 | 3 | |
1 | Беседа «Выбор профессии. основные понятия» | 1 | 1 | |
2 | Эссе «Кем я хочу быть и почему?» | 1 | 1 | |
3 | Беседа «Что такое способности» | 1 | 1 | |
6 модуль | «Я – природа» | 3 | 1 | 2 |
1 | Путешествия и экскурсии (в том числе и заочные) | 1 | 1 | |
2 | Конкурсы рассказов, рисунков, фотографий, плакатов | 1 | 1 | |
3 | Экологические акции «День Земли», «Вторая жизнь» | + | ||
4 | Урок экологической грамотности | 1 | 1 | |
7 модуль | Я- здоровье | 2 | 2 | |
1 | Классный час – тренинг «Давление, влияние, ситуации» (тренинг) | 1 | 1 | |
2 | День здоровья | 1 | 1 | |
3 | Массовые спортивно-оздоровительные мероприятия, в т.ч. акции «А тебе слабо сдать нормы ГТО?» и пр. | + | ||
4 | Конкурсы рассказов, рисунков, фотографий, плакатов на тему ЗОЖ | + | ||
5 | Всемирные дни Здоровья: 26 сентября – День Сердца 10 октября – День психического здоровья 29 октября – День борьбы с инсультом 16 ноября – День отказа от курения 01 декабря - День борьбы со СПИДом 7 апреля – Всемирный День Здоровья 31 мая – Всемирный День без табака | + | ||
ИТОГО | 31 | 25 | 6 |
8-9 классы
Программа внеурочной деятельности “Мир профессий ” по социальному направлению разработана для учащихся 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у учащихся психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.
Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что учащиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора учащихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Цель: формирование у учащихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «В мире профессий» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов учащихся.
Личностные результаты:
- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;
- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
- высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Данная Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 33 часа в год в 8 классе, 25 часов в 9 классе (итого 58 часов). Время одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности 1 раза в неделю.Программа включает в себя два модуля: профессии вокруг нас и «Мои жизненные планы: перспективы и возможности».
Занятия по Программе комбинированного типа. Они включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность (игры, тренинги, практические занятия, диспуты).
Содержание курса внеурочной деятельности, формы организации и виды деятельности (8-9 класс)
Профессии вокруг нас (33 часа)
Этот раздел даёт информация о мире профессий, знакомство с профессиями своих родителей, трудовыми династиями, расширяет знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека. Труд – как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд как основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Труд как средство развития мышления, способностей, интересов человека, приобретения знаний, умений и навыков, совершенствования воли и формирования характера. Содержание труда как функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и особенностями организации производственного процесса (ответственность и сложность труда, уровень технической оснащенности и другие). Процесс труда: затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства и производственные взаимодействия работников друг с другом по горизонтали и вертикали. Условия труда как совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, отношение человека к труду и эффективность труда.
«Мои жизненные планы: перспективы и возможности» (25 часов)
Этот раздел помогает учащимся разобраться в себе, что они хотят в этой жизни, что могут, и что им не по силам. Направляет на понятие что ему нужно сделать, чтобы его планы были осуществимыми. Составляется маршрут учащихся после школы: пойдут учиться, работать, будут создавать семью.
Тематическое планирование (8 класс)
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Профессии вокруг нас | 33 | 18 | 15 |
1.1 | «Что такое профессия?» Беседа | 1 | ||
1.2 | Участие в акции «Портфель другу», Знакомство с профессией – социальный работник | 1 | ||
1.3 | Что такое темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии. | 1 | ||
1.4 | «Профессии по типу «Человек – человек» Беседа | 1 | ||
1.5 | КТД «День самоуправления», знакомство с профессией - учитель | 1 | ||
1.6 | Участие в ток-шоу «Сто вопросов к взрослому» | 1 | ||
1.7 | «Профессии, которые нас окружают» Беседа | 1 | ||
1.8 | «Профессии наших родителей» Беседа | 1 | ||
1.9 | Экскурсия в ЦЗН г.Сыктывкара | 1 | ||
1.10 | «Мои умения и навыки» Беседа | 1 | ||
1.11 | Кл. час «Профессии по типу «Человек – природа» | 1 | ||
1.12 | Анкетирование " Профессиональное самоопределение" | 1 | ||
1.13 | «Профессии по типу «Человек – художественный образ» Беседа | 1 | ||
1.14 | Защита проектов «Профессия, в которой я себя вижу» | 1 | ||
1.15 | «Профессии по типу «Человек – знаковая система» Беседа | 1 | ||
1.16 | КТД "Все работы хороши" | 1 | ||
1.17 | «Профессии по типу «Человек – техника» Беседа | 1 | ||
1.218 | Экскурсия в музей Пожарной безопасности | 1 | ||
1.19 | «Профессионализм. Что это?» Беседа | 1 | ||
1.20 | Карта интересов (А.Е.Голомшток в модификации Е.Резапкиной) | 1 | ||
1.21 | Экскурсия в Национальную библиотеку Республики Коми. Знакомство с профессией библиотекаря. | 1 | ||
1.22 | «Определение типа темперамента», методика Айзенка - диагностика | 1 | ||
1.23 | Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях. | 1 | ||
1.24 | «Понятие о профессиограмме» Беседа | 1 | ||
1.25 | Встречи с людьми интересных профессий. | 1 | ||
1.26 | «Рынок образовательных услуг и рынок труда в России» Беседа | 1 | ||
1.27 | «Рынок образовательных услуг и рынок труда в Республике Коми» Беседа | 1 | ||
1.28 | Экскурсии на предприятия г. Сыктывкара. | 1 | ||
1.29 | Экскурсии на предприятия г. Сыктывкара. | 1 | ||
1.30 | Брей-ринг «Марафон профессий» | 1 | ||
1.31 | Труд, его виды, характер труда. | 1 | ||
1.32 | Виды профессий. | 1 | ||
1.33 | Основные ошибки при выборе профессии | 1 | ||
Итого | 33 | 18 | 15 |
Тематическое планирование (9 класс)
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
«Мои жизненные планы: перспективы и возможности» | 25 | 11 | 14 | |
1.1 | «Трудовое законодательство» Беседа | 1 | ||
1.2 | Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры. | 1 | ||
1.3 | Уметь представить себя, презентовать себя, оформление резюме.Портфолио | 1 | ||
1.4 | Круглый стол с участием школьного психолога «Как правильно сделать выбор» | 1 | ||
1.5 | «Новые профессии на рынке труда Республики Коми» Беседа | 1 | ||
1.6 | «Рынок труда Республики Коми» | 1 | ||
1.7 | "Карта интересов", модификация О.Г. Филимоновой | 1 | ||
1.8 | «Секреты выбора профессии» Беседа | 1 | ||
1.9 | «Потребности современного рынка труда в квалифицированных кадрах» Беседа | 1 | ||
1.10 | "Определение профессиональных склонностей» - методика ДДО Климова - диагностика | 1 | ||
1.11 | "Цель - Средство - Результат" методика А.А.Карманова (ЦСР). | 1 | ||
1.12 | Встречи с людьми интересных профессий | 1 | ||
1.13 | «Роль Городского Центра занятости в профориентационной и консультационной работе с учащимися» Беседа | 1 | ||
1.14 | Информация, необходимая при выборе учебного заведения. Беседа | 1 | ||
1.15 | « Куда пойти учиться» Беседа | 1 | ||
1.16 | Анкетирование «Личные интересы» | 1 | ||
1.17 | Встречи с людьми интересных профессий | 1 | ||
1.18 | «Здоровье и выбор профессии» Беседа | 1 | ||
1.19 | «Секреты успешной карьеры». Встреча с выпускниками. | 1 | ||
1.20 | Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях. | 1 | ||
1.21 | Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях. | 1 | ||
1.22 | "Якоря карьеры" методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова) | 1 | ||
1.23 | Опросник для определения профессионал Л. Н. Кабардовой. | 1 | ||
1.24 | Основные этапы становления субъекта труда | 1 | 1 | |
1.25 | Профпригодность. Профотбор. Профподбор. | 1 | 1 | |
Итого | 25 | 11 | 14 |
БЛОК - РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
Принципы работы с родителями:
ориентация на «партисипативность» (вовлечение родителей в управление образовательным процессом, решение проблем, участие в решении и анализе проблем, принятии решений и даже их реализации в той или иной форме, возникающих в жизни образовательной организации);
недопустимость директивного навязывания родителям обучающихся взглядов, оценок, помощи в воспитании их детей (без вербализированного запроса со стороны родителей), использование педагогами по отношению к родителям методов требования и убеждения как исключительно крайняя мера;
наличие границ сотрудничества педагогов с родителями и вероятность конфликта интересов семьи и школы, умеренность ожиданий активности и заинтересованности родителей обучающегося в разрешении тех или иных противоречий, возникающих в процессе образования их ребенка, неэффективность тактики просто информирования педагогом родителей о недостатках в обучении или поведении их ребенка,
безальтернативность переговоров как метода взаимодействия педагогов с родителями, восприятие переговоров как необходимой и регулярной ситуации взаимодействия.
Цель работы: создание единого воспитательного пространства «Школа-семья»
Задачи:
создавать условия для развития педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;
содействовать в формулировке родительского запроса образовательной организации,
оказывать помощь в определении родителями объема собственных ресурсов, которые они готовы передавать и использовать в реализации цели и задач воспитания и социализации.
Модуль 1. Циклограмма работы с родителями
ЕЖЕДНЕВНО | Форма работы |
Информационное обеспечение родителей (индивидуальное, через соцсети (при необходимости) | Индивидуальная, групповая |
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО | |
Информирование родителей о ситуации с успеваемостью, посещением уроков уч-ся | Индивидуальная |
ЕЖЕМЕСЯЧНО | |
Информирование родителей о ситуации с успеваемостью, посещением уроков уч-ся | Индивидуальная |
Посещение семей уч-ся (при необходимости) | Индивидуальная |
ОДИН РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ | |
Проведение классного родительского собрания | Групповая |
Организация консультаций родителей с учителями-предметниками по вопросу затруднений в учебе учащихся | Индивидуальная |
ОДИН РАЗ В ГОД | |
Проведение Недели открытых дверей в школе для родителей | Групповая |
Выборы родительского актива класса | Групповая |
Проведение опроса родителей «Степень удовлетворенности работой школы» (11 классы) | Групповая |
ПОСТОЯННО | |
Поддержание связи с родителями с целью обмена информацией | |
Вовлечение родителей в жизнь класса, приобщение к проведению классных и общешкольных мероприятий | |
Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения |
Модуль 2. Тематика общешкольных родительских собраний (+ тематика родительского лектория)
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||
10 класс | 11 класс | 10 класс | 11 класс | 10 класс | 11 класс | 10 класс | 11 класс |
«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» | «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» | «Профилактика гриппа» | «Пути продолжения образования после окончания школы» | «Профессиональное самоопределение учащихся» | «Как подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ» | «Порядок сдачи ЕГЭ» | |
«Анализ уровня правонарушений и преступлений, совершенных учащимися школы» | «Анализ уровня правонарушений и преступлений, совершенных учащимися школы» | «Профилактика гриппа» | «Ответственность родителей за воспитание детей» |
Модуль 3. Работа по выявлению семей группы риска
№ | Мероприятия | Ответственные | Используемые методы, средства | Сроки реализации | Результат деятельности |
1 | Наблюдение учителей, классного руководителя. | Классный руководитель, учителя-предметники | 1. Контроль за успеваемостью, посещаемостью. 2 .Наблюдения за изме- нениями в поведении уч-ся. 3. Индивидуальные беседы с уч-ся. | постоянно постоянно в теч. года | Предварительный список проблемных семей. |
2 | Изучение условий жизни и воспитания уч-ся. | Классный рук-ль. Учителя-предметники социальный педагог. | 1.Посещение семей. 2. Изучение жалоб соседей. | в теч. года не менее 2 раз | Акт обследования условий жизни и воспитания. |
3 | Диагностика внутрисемейных отношений уч-ся. | Психолог, социальный педагог. | 1.Анкетирование 2.Опросы 3.Тестирование 4.Методика «Рисунок семьи» 5.Индивидуальные беседы с родителями, уч-ся. | в соответствии с планом | Выявление отклонений в семейном воспитании. |
4 | Составление банка данных о семьях уч-ся, социальной карты школы. | Классные рук-ли, социальный педагог | 1.Анкетирования 2.Опросы | в соответствии с планом | Банк данных, социальная карта и социальный паспорт школы. |