Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация с родителями по проблеме преодоления дизартрии у дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация с родителями по проблеме преодоления дизартрии у дошкольников

Часто у детей бывает невнятная речь, смазанная дикция, он говорит, как будто каша во рту. С течением времени, речь у ребёнка сама собой не исправится. Не следует тянуть и ждать, необходимо сразу же обратиться к логопеду и неврологу.

В последнее время дизартрия у детей — встречается часто и пугает всех родителей. Дизартрия у детей – неврологическое нарушение речи, суть которого выражается в нарушении звукопроизношения (искажении произносимых звуков, замене одних звуков другими, нарушении артикуляции) и просодических компонентов речи (интонации, темпа и выразительности). Она возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы.

Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для её характеристики применяют выражение – «как будто каша во рту». Отличие от других нарушений речи заключается в том, что страдает не артикуляция отдельных звуков, а произношение слов в целом. Основным признаком является то, что ребёнок просто не может говорить из-за разной степени парализованности языка.

Кроме того, у таких детей зачастую наблюдаются и нарушения моторики – как мелкой, так и крупной, а также сложности с жевательными и глотательными движениями.

Каковы же причины дизартрии у детей?

Причины и наиболее частые перинатальные (во время беременности) факторы дизартрии:

•гипоксия плода (кислородное голодание плода);

•токсикозы беременности;

•резус-конфликт;

•соматические болезни матери;

•травмы при родах;

•патологическое течение родов;

•асфиксия новорожденного;

•гемолитическая болезнь новорожденного (желтуха);

•недоношенность;

•хронические заболевания матери и вредные привычки;

•психические и физические травмы во время беременности;

Основными симптомами дизартрии выступают:

1. Нарушение артикуляционной моторики:

•спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;

•гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией (повышенным слюнотечением), несмыканием губ, назализацией голоса (носовым оттенком);

У детей с дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну.

2. Нарушение звукопроизношения сопровождается искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена.

Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. Нарушения звукопроизношения влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность.

3. Нарушение речевого дыхания. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный, истощающийся к концу фразы. Часто дети говорят в нос. Также страдает и физиологическое дыхание: вместо диафрагмального наблюдается грудной тип дыхания.

4. Общая моторная сфера детей с дизартрией характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. У них ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

5. Мелкая моторика: Дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф, самостоятельно шнуровать ботинки и т. д.

Также дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, не могут контролировать силу нажима, пользоваться ножницами, руки бывают напряжены. У большинства детей с дизартрией впоследствии плохой почерк. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т. к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

6. Просодика: Интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартрией резко снижена. Страдает голос, появляется иногда назальный оттенок. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна. Голос детей во время речи тихий. Голос не способен передавать выразительность, интонационные характеристики. Бывает, что голос иссякающий, затухает к концу фразы. Голос слабый, дрожащий.

Помимо всех перечисленных симптомов у детей с дизартрией наблюдаются снижение словаря, сложно с лексико-грамматическими операциями, также дети испытываются трудности с пространственной ориентацией. Дети с дизартрией должны направляться на ПМПК, чтобы получать помощь в специализированном детском саду.

Таким образом, дизартрия - сложное речевое нарушение, которое имеет свои особые симптомы проявления. Если вы замечаете трудности питания у ребенка, особенности речи и моторики - не следует ждать, терять время, нужно сразу же идти к неврологу и логопеда. Так как своевременно выявленное нарушение и качественно оказанная коррекционная помощь повышают эффективность проводимой работы. Следует понимать, что в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, коррекционная работа включает в себя как медикаментозное лечение, так и логопедическое воздействие. Только в комплексе можно подействовать на данное нарушение.

Как же преодолеть дизартрию?

Целью коррекции и лечения дизартрии является достижение речи, понятной окружающим. Для хорошего результата необходимо комплексное воздействие, сочетающего медикаментозную терапию и логопедическую коррекцию.

Дизартрия — тяжелое речевое нарушение неврологического статуса. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаментозное же лечение назначается психоневрологом.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение дизартрии предполагает назначение таких препаратов, которые оказывают влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка.

Физиотерапевтическое лечение, которое улучшает регуляцию жизненно важных функций, нормализует работу нервно-мышечного аппарата и нервной системы.

Также необходимо развивать крупную и мелкую моторику рук, которая тесно связана с речевыми функциями. Для этого можно использовать пальчиковую гимнастику, перебирание и сортировку мелких предметов, собирание конструкторов и пазлов.

Логопедическая работа

Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова. Дети, имеющие дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Дети с дизартрией должны направляться на ПМПК, и далее в специализированные группы детского сада, где им будет оказывать необходимая логопедическая помощь, что повышает процент социализации ребенка.

Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как данное речевое нарушение предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга.

Также следует понимать, что логопедическая работа будет длительная, так как особенностью дизартрии является то, что поставленные звуки плохо автоматизируются, закрепляются в речи детей. При таком тяжелом речевом нарушении допускается постановка не "чистого", а "примерного" звука, что будет способствовать общему понимаю речи ребенка.

Поскольку при дизартрии отмечаются поражения нервной системы, то трудно прогнозировать результаты лечения. Однако, если подойти к процессу своевременно, серьёзно и комплексно, набраться сил, терпения, желания заниматься с ребенком, то можно добиться неплохих результатов.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области