Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Познавательная самостоятельность - залог результативности обучения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Познавательная самостоятельность - залог результативности обучения

Происходящие в обществе перемены диктуют и необходимость перемен в системе образования. Обществу нужны образованные, творческие граждане, способные определять направления своего развития, выстраивать свой образовательный маршрут. Состоятельность личности в познавательной самостоятельности определяют умения, мотивы, ценности и воля. Обучающийся должен уметь организовывать свою деятельность, находить разнообразные способы достижения цели, доводить работу до логического завершения, быть ответственным за результат, исправлять ошибки, если его усилия привели к неправильному ответу. На более высоком уровне развития самостоятельности он должен проводить анализ и оценку своей деятельности. По факту многие старшеклассники способны лишь к репродуктивной деятельности, к решению типичных задач, не умеют переносить полученные знания в иные условия, теряются при нестандартно заданном вопросе. Сдача выпускных экзаменов в формате ЕГЭ подтолкнула учителей к «натаскиванию» на умение решать типовые задания. У большинства учащихся вызывают затруднения те задания в которых надо перефразировать вопрос или условие . В процессе обучения, учащихся нужно знакомить не только со знаниями, но и со способами их получения, и не только знакомить, а в ходе систематических упражнений по применению этих способов получения новых знаний применительно к материалу разных тем, делать достоянием учащихся экспериментальные и теоретические методы познания. Познавательная самостоятельность рассматривается в педагогике как свойство личности, включающее в себя способность индивидуума к овладению общеучебными и специальными знаниями, умениями и навыками, а также к их применению без посторонней помощи при решении новых познавательных задач.

Признаками познавательной самостоятельности являются инициативность, уверенность, настойчивость. Важными принципами развития самостоятельности являются принцип обязательности, посильности, обучения новым формам и методам самостоятельной работы, интересности. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив, и как стойкую черту личности, и как средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Именно творческий, исследовательский характер математических заданий влечет к себе молодые силы растущего интеллекта учащегося. Математика несет в себе сильный развивающий заряд, так как формирует определенную гибкость мышления, умение рассматривать нестандартные и проблемные ситуации. Чтобы развивать мышление учащихся необходимо знать, что конкретно для этого нужно делать и почему.

Каждый обучающийся ,на каждом уроке должен выполнить пусть небольшое задание, решить задачу, провести вычисление, привести примеры, сформулировать правило, прокомментировать алгоритм, записать формулу, перефразировать условие, вопрос, найти информацию, определить к какому разделу, теме, типу относится задание и т.д. На уроках математики важно понимание математической модели, а затем уже знание свойств, формул, алгоритмов. Так в заданиях на нахождение значения выражения формулировку – вычислить, или - найти значение выражения нужно конкретизировать. Например, в задании:

Вычислить:* учащийся должен определиться, что ему надо умножить степени с одинаковыми показателями, вспомнить правило умножения степеней с одинаковыми показателями и только затем вычислить значение выражения 25 =32. Формирование познавательной самостоятельности не нарушает естественного хода учебного процесса и обеспечивает достаточно высокий уровень подготовленности учащихся к активной познавательной деятельности, умению учиться.Она вносит индивидуализацию в общий учебно-воспитательный процесс учащихся, благодаря чему обеспечивается наиболее благоприятные условия для работы учащихся , происходит приспособление индивидуального стиля деятельности к конкретным условиям, создаются условия для развития таких необходимых для будущей жизни качеств, как активность, самостоятельность, инициативность, умение организовать свою деятельность, осуществлять ее самоконтроль и коррекцию.Общеизвестно, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90-95%. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»Когда говорят о цели обучения математике в школе, то обычно имеют в виду усвоение школьниками определенной системы математических знаний, умений и навыков. Безусловно, это одна из наиболее важных задач, стоящих перед школой. Однако нельзя сводить всю проблему математического образования в школе к передаче учащимся определенной суммы знаний и навыков. Это неправомерно ограничивало бы роль математики в общем образовании, поэтому перед современной школой стоит и другая, не менее важная задача, – задача развития учащихся, в том числе и математического развития. Математика несет в себе сильный развивающий заряд, так как формирует определенную гибкость мышления, умение рассматривать нестандартные и проблемные ситуации. Тот кто изведал благородную радость творческого достижения, никогда уже не пожалеет усилий, чтобы вновь ее испытать. Для развития творческих способностей учащихся на уроках математики необходимо использовать специально подобранные задания, которые учили бы видеть связи и отношения между предметами и числами, предугадывать результат с той или иной степенью правдоподобия, основанный на аналогии, размышлять над решением и изобретать новые интересные задания. Задачи такого характера вырабатывают различные мыслительные навыки, помогают лучше узнать свои интересы и наклонности, оказывают большую помощь в усвоении школьного материала, прививают интерес к предмету, который станет основой развития ребенка.

Необходимым условием также является развитость не только аналитического, но и образного мышления. Тренировка внимания, памяти, развитие пространственного и логического мышления имеет место и на других уроках, но, прежде всего, на математике. Умение задавать вопросы, находить связь между величинами и событиями, теорией и практикой, формулировать и решать разнотипные задачи, работать с учебной и справочной литературой формируется в ходе решения развивающих задач, которые позволяют поддерживать устойчивый интерес к предмету, формируют положительную мотивацию, активизируют мыслительную деятельность. Способность действовать в уме – одна из важнейших сторон мышления. В развитом виде эта способность содержит три основных компонента мыслительной деятельности:

анализ условия задачи;

планирование ее решения;

осознание обобщенного способа решения.

Предлагаю ряд упражнений для тренировки умения классифицировать объекты, заданные терминами, наблюдать, сравнивать, находить аналогии, выделять существенные признаки фигур, развивать абстрактное мышление.

Написать как можно больше математических терминов, содержащих букву «п».

Продолжить следующие последовательности, обнаружив признак:а) Активный, благородный, внимательный, гуманный, Ответ: первые буквы слов – буквы алфавита, следовательно следующее слово может быть: доброжелательныйб) О, д, т, ч, п, ш, с, в, д,... ?Ответ: первые буквы числительных …

Расшифровать высказывание Н. Карамзина.2 16 4 1 20 19 20 3 1633 9 29 12 16 19 20 282 16 4 1 20 19 20 3 1614 29 19 13 6 11Ответ: богатство языка есть богатство мыслей.

 10a2 – площадь.14a – ?Ответ: периметр.

Исключите лишнее число:Ответ: 5/13.

Назвать все цифры от 9 до 0 в обратном порядке.

Петя утверждает, что держит в кулаке две монеты на общую сумму 15 рублей, причем одна из этих монет не 5 рублей. Какие монеты держит Петя?Ответ: 10 рублей.

Сумма в 9 тысяч, 9 сотен и 9 рублей записывается в виде 9909. Запишите быстро сумму в 12 тысяч, 12 сотен, 12 рублей.Ответ: 13212.

В равенстве 101 – 102 = 1 необходимо передвинуть одну цифру так, чтобы оно стало верным.Ответ: 101 – 102=1.

Как разделить 7 яблок между 12 мальчиками поровну, если ни одно яблоко нельзя резать более чем на 5 частей.Ответ: сначала 3 яблока, потом 4.

Подсчитай в уме значение выражения: 12345678902 – 1234567889 • 1234567891.Ответ: 1.

Найти недостающее число в ряду: 1, 5, 6, 11, ... , 28, ...Ответ: 17 и 45.

Решите устно уравнение: 12*12*12=6*X*6Ответ: 48.

Какое число лишнее: 1, 5, 6, 11, 14, 17, 28?Ответ: 14.

Сумма двух чисел равна… Одно из них в … раз больше другого. Найти эти числа. Поставить в условие задачи вместо точек такие числа, чтобы при ее решении было составлено уравнение x + 5x =108.Ответ:18 + 90 = 108.

Исключите лишнюю фигуру:Ответ: 1.

Летела стая уток. Одна впереди, две позади; одна позади и две впереди; одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток?Ответ: летели одна за другой три утки.

Сколько яиц можно съесть натощак?Ответ: только одно.

Два отца и два сына нашли на дороге три монеты и быстро поделили их между собой, причём каждому досталось по монете. Как им удалось справиться с задачей?Ответ: их было трое: дед, отец и сын.

В завещании умершего отца семейства говорилось, что имевшихся в хозяйстве 17 лошадей следует поделить между тремя наследниками в отношении одна вторая к одной третьей к одной девятой. Как выполнить завещание?Ответ: пропорцию 1/2:1/3:1/9 достаточно умножить на 18, чтобы получить 17.

Позавчера Феде было 17 лет. В следующем году ему будет 20 лет. Как такое может быть?Ответ: утверждение сделано 1 января. День рождения Феди 31 декабря. Позавчера ему было 17 лет. Вчера ему исполнилось 18. В этом году будет 19, а в следующем – ровно 20.

Работа над заданиями – это пока небольшие самостоятельные открытия, но это путь в большой мир серьезных математических проблем. Математика, даже в занимательной форме, – это труд, и как любой труд требует настойчивости, трудолюбия и терпения. Мы, учителя, должны сделать всё, чтобы простая детская любознательность переросла в устойчивый интерес. Это и является новой ступенью в развитии познавательной самостоятельности ребенка.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области