Методическое пособие – лэпбук "Юный пешеход"
(средний дошкольный возраст)
Цель пособия:
- формировать систему знаний, умений, навыков детей по правилам дорожного движения;
- закреплять знания о светофоре и его сигналах, дорожных знаках, о правилах перехода проезжей части;
- развивать наблюдательность, внимательность, мышление.
Актуальность темы:
-Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.
-Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице.
-Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.
Актуальность обучения детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города в наше время ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым.
Содержание работы в средней группе:
Жажда знаний, желание открывать что-то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью. Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Но обучение, ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно — это нельзя». Это скучно и не интересно детям, поэтому надо сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным.
Мы живем в современном мире, в веке автомобилей и высоких скоростей. С увеличением количества автомобилей на дорогах нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожных правил и безопасного поведения на дорогах. В связи с этим увеличивается число дорожно–транспортных происшествий, к сожалению, происходящих и с участием детей дошкольного возраста. Проблема детского травматизма становится все острее. Уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах большого города. Дидактическое пособие «Юный пешеход» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной и игровой деятельности. Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД, знают и с удовольствием слушают стихи о дорожных знаках, поговорки и пословицы о ПДД, придумывают загадки, знакомы с элементарными правилами дорожного движения. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей. Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет пройденное.
3. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому.
Это универсальное пособие может быть итогом проектной, совместной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной образовательной программой дошкольного учреждения.
Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Содержание пособия:
Наше дошкольное учреждение стремиться обеспечить высокий уровень общей культуры, дать своим воспитанникам качественное, образование, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Подготовка детей с общения с улицей начинается с младшей группы. Во время прогулок воспитатель обращает внимание детей на движение пешеходов, транспорта, знакомит со словами "дорога", "тротуар", "шофёр". В средней группе расширяется программа целевых наблюдений. Детей знакомят с простейшими правилами дорожного движения: ходить надо по правой стороне тротуара, не мешая друг другу, разъясняются понятия "пешеход", "светофор", "проезжая часть" и т.д.В группе оформляется уголок безопасности с информацией для родителей и с выставкой детских работ. Представлены дидактические, настольные игры, атрибуты для ролевых игр, которые используются в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в специально организованной форме обучения.В лэпбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми среднего дошкольного возраста.
В него входят 9 развивающих заданий:
"Дорожные знаки" ( на палочках)
Цель: Развивать память, объяснительную речь.
"Полезные машины"
Цель: Закрепить названия и назначения машин.
"Виды транспорта" (дидактическая игра на прищепках)
Цель: Систематизировать знания детей о различных видах транспорта (воздушном, водном, наземном), его назначении, профессиях.
"Загадки"
Цель: Развивать умственные способности. Воспитывать самостоятельность, быстроту реакции и смекалку.
Автобренды"
Цель: Расширять познавательный интерес.
"Стихи"
Цель: Закрепить знания детей о транспорте.
"Разрезные картинки"
Цель: Развивать память. Закреплять названия и назначения дорожных знаков.
"Правила маленького пешехода"
Цель: Формировать у детей умение ориентироваться в различных ситуациях.
"Виды транспорта" (дидактическая игра "Угадай – ка")
Цель: Создавать условия для познавательной и мыслительной деятельности.
Уникальность лэпбука состоит в том, что при неизменной форме, содержание блоков может расширяться и меняться по мере необходимости. Наглядность является основой пособия. Картинки используются не только для привлечения внимания ребят к лэпбуку, но и в качестве иллюстраций для игр, для описания ситуаций на дороге и дорожных знаков, для решения заданий на смекалку и развитие творческих способностей.