Семинар-практикум для педагогов «Организация сюжетно-ролевойигры в ДОУ»
Сл.1
Наш семинар хочу начать с высказываний великих педагогов 19-20 века о игре.
Сл.2 Антон Семенович Макаренко «…ребёнок должен играть, даже когда он делает серьезное дело. Вся его жизнь это игра»
Сл.3 Василий Александрович Сухомлинский « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него формируются определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Сл.4
Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра.
Игрa в этом возрасте представляет собой особую деятельность, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни.Игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Сл.5
По мнению Л.С. Выготского, Элькони замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием.
Сл.6
Известные педагоги, занимавшиеся изучением детской игры С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина, выделили и классифицировали виды игр:
Первый класс игр (игры, возникающие по инициативе самих детей) – самостоятельные игры, экспериментирования(экспериментирование с природными объектами и явлениями, с животными, с игрушками и другими предметами); самодеятельные сюжетные игры(сюжетно-отобразительная игра (ранний возраст), сюжетно-ролевые игры, режиссерские и театрализованные игры).
Второй класс игр (инициатива в играх принадлежит взрослому, а не ребенку) – обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, учебные (предметные) дидактические игры, «игры с правилами»); досуговые игры(интеллектуальные (шахматы, шашки и др.), игры-забавы, развлечения, театральная игра, празднично-карнавальные игры).
Третий класс игр (определяется исторической инициативой этноса, в глубинах которого они возникают) – традиционные или народные игры(обрядовые, досуговые игры).
Сл.7
Сегодня мы поговорим о сюжетно-ролевой игре.
Скажите, может ли ребёнок 2-3 лет играть в сюжетно-ролевую игру? Почему?
Сл.8
Изначально дети играть не умеют. 2-3летний ребенок не стремиться к партнерским отношениям, к сотрудничеству со сверстниками. В этом возрасте ребёнок овладевает сюжетно-отобразительной игрой, в процессе которой он усваивает способы действия с предметами. Например: он берет, например, кубик, и везет его. Это машина. Т.Е. ребёнок видел или ехал в машине и сейчас переносит этот сюжет в игру. С помощью взрослых ребенок обогащается простейшими игровыми сюжетами. На третьем году жизни на ряду с образными игрушками необходимо вводить предметы-заместители. (палочку вместо ложки, расчестки и т.д.) Следует использовать для развития воображения изображения на плоскости( например нарисованную ванную, где льется вода и т.д.)
Сл.9
Для формирования навыков сюжетно-ролевой игры требуются определенные умения, развитию которых способствуют два вида детской игры: режиссерская и образно-ролевая.
Сл.10
В младшем дошкольном возрасте дети овладевают режиссерской игрой – в этой игре они обыгрывают наблюдаемые в повседневной жизни сюжеты, а также начинают переносить функции одного предмета на другой (использование предметов-заместителей): кубик – машинка, коробка – гараж. В этом виде игры ребенок приобретает важное умение - видеть целое без составляющих элементов, таким образом развивается его воображение. У детей трех лет режиссерские игры пока носят бытовой характер.
Режиссерские игры начинаются развиваться в играх «одиночках».
Режиссёрская игра проявляется на 3-4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Роли они не называют, они просто выполняют роль, осуществляя отдельные игровые действия. Игра однообразна, дети не могут придерживаться правил очередности.
Значение режиссёрской игры.
Дети самореализуются;
У детей активизируются речь, воображение, мышление;
Сл.11
Очень удачный материал для режиссерской игры-набор кубиков, разработанный Е.М. Гаспаровой
Итак, в режиссерской игре ребенок научился соединять отдельные предметы по смыслу и начал самостоятельно придумывать сюжет игры( например сварил кашу на плите-накормил куклу). Предметы-заместители должны сочетаться с реалистической сюжетной игрушкой( например хлеб-это брусок, о тарелка настоящая) Теперь настало время вспомнить про вторую составляющую игры – про роли. В самом начале четвертого года жизни у ребенка возникает новый вид игры, который получил название игры образно-ролевой.
Сл.12
Примерно к 4-5 годам появляется новый вид игры – образно - ролевая. Ребенок начинает имитировать различных сказочных персонажей, животных, людей. Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, возникает необходимость договорится с другими детьми вместе организовать игру. Постепенно ребенок стремится к игре в парах. Такой вариант игры предполагает психологическую готовность к совместным играм со сверстниками, что является толчком для развития сюжетно-ролевых игр. Дети называют роли, стараются выполнить те действия, которые характерны для выбранной ими роли. Они могут наладить ролевое взаимодействие с 1-2 партнерами.
Сл.13
К 5-6 годам характерным развитием ролевой игры является возникновение нового содержания-социальных отношений между людьми.
Действия с предметами уходят на второй план, а на первый выходят социальные функции людей. Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда проявляются внеигровые отношения. Дети распределяют роли до начала игры и на протяжении всей игры придерживаются своей роли. Ребёнок может создать цепочку действий, объединенным одним сюжетом( купание, кормление, укладывание ко сну т.д.) и не нарушает логическую последовательность. В ходе игры дети контролируют действия друг друга, указывают, как должен вести себя ребенок, взявший на себя определенную роль. Усиливается связь между членами игровой группы; коллективы играющих детей становятся более многочисленными и существуют сравнительно долго. Если для детей раннего и младшего возраста роль воспитателя была ведущей, то с детьми шестого года роль воспитателя уходит на второй план.(например ребёнок-шофер, воспитатель -пассажир)
Сл.14
К 6-7 годам центром игры становится такое выполнение роли, в котором основными являются отношения людей друг к другу. Старшие дошкольники очень внимательны к правилам. Они договариваются о них в начале игры, могут вносить дополнения, если упустили какой-то момент, а в процессе игровых действий понадобились новые регламенты. Участники пристрастно следят за партнерами, не нарушают ли они условия и договоренности. Коллективные игры обеспечивают всесторонний контроль над выполнением правил.
Количество необходимых предметов для игры сокращается, а один и тот же атрибут может использоваться в нескольких назначениях. Воображение приобретает символическую функцию, позволяя опираться на представление о том, как поступает взрослый или специалист, в роли которого выступает ребенок.
Сл.15
Сл.16
Задание 1 Попробуйте развить сюжеты следующих игр в соответствии с видами развития игровой деятельности
Сл.17
(Автобус (шофер,пассажиры, кассир-контролер, бензозаправка, кафе, автомастерская), Поликлиника (врач, лаборант, медсестра, пациент, гардероб, прививочный кабинет)
С изменением возраста детей должна меняться форма совместной игры воспитателя, приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей.
Сл.18
Выделяют две группы приемов руководства сюжетно-ролевой игрой: прямые и косвенные.
Сл.19
Прямые включают приемы непосредственного участия взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера:
принятие на себя роли;
разъяснение;
совет;
помощь в решении спора;
показ различных способов игры.
Сл.20
Косвенные - создание условий для активации самостоятельной игры детей:
- оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды;(внесение, изготовление атрибутов)
- формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре;(беседы, наблюдения, чтения, экскурсии)
- создание игровой ситуации;
- наблюдение за игрой детей.
Сл.21
Организация предметно-игровой среды
Ст.22
Хочется подчеркнуть, что не следует жестко ограничивать игровое пространство. Игра - это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравится. Освоение более широкого пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.
Сюжетно-отобразительная игра (ранний возраст)Групповая комната должна быть оснащена разными видами игрушек.
Один из них - реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов; например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, посуда и мебель, включающие подробные составляющие их детали, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.
Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.
Третий вид игрушек - предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. В качестве заместителей могут использоваться палочки, кубики, шарики, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, пустые фигурные катушки и пр. Их лучше хранить в коробке неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы ребенок не тратил много времени на их поиски и не отвлекался от игры.
Непременным атрибутом сюжетных игр являются куклы. Они должны быть в достаточном количестве, разных размеров и материалов (пластмассовые, резиновые, тряпичные, вязаные и пр.), с подвижными частями тела. Больших кукол удобно кормить и причесывать, но трудно держать в руках, купать и баюкать. Кукол-голышей удобно купать, пеленать. Хорошо, если куклы будут иметь разную мимику. Желательно также, чтобы в группе были куклы, несущие отличительные черты народов (имели характерные черты лица, цвет кожи, одежду). Для разыгрывания различных сюжетов необходимы куклы, представляющие профессию: врача, милиционера, пожарного, повара, клоуна, космонавта, гонщика, куклы-солдатики и др.
Помимо этого у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр., сделанные из разных материалов, имеющие разные размеры и яркую окраску.
В игровом уголке должна находиться коробка с заместителями: они должны быть крупными, небьющимися. У кукол тоже могут быть заместители: например, свернутое полотенце, платочек – получается новая кукла.
Сл.23Режиссерская, образно-ролевая игра (младший, средний возраст)Весь материал к сюжетно-ролевым играм вносится постепенно, по мере ознакомления детей с окружающим. В оформлении игровых уголков нужны ролевые атрибуты. Но увлекаться ими не следует. Нужны 1-2 элемента. А остальное дети могут сами сделать из заместителей.Для совместных игр удобны крупные макеты. Интересно для развития сюжета и нарисованное панно. В группах должны быть атрибуты для выполнения роли мамы, папы – взрослого человека. Это юбки, бусы, сережки (можно из пуговиц, шариков) – для мамы; кепки, галстуки, бабочки – для папы.Нужен обобщающий материал – «эвристические коробки» с заместителями (палочки от мороженого, поролон, трубочки от коктейля и т.д.). очень часто в качестве заместителей дети используют мозаику, бумагу – не следует запрещать этого детям. Очень важно привлекать детей к использованию в играх игрушек-самоделок, своих рисунков, аппликаций.Сл.24
Сюжетно-ролевая игра (старший возраст)В старших, подготовительных к школе группах куклы (куколки по профессиям, солдатики и др.) должны быть маленьких размеров (10-15 см), в игре с ними дети выступают в качестве режиссеров. Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре “семья”).
Дети с интересом используют в играх бумажные куклы.
Развивающая среда включает материалы для творчества: цв.бумагу, картон, бросовый и природный материал (для изготовления недостающих атрибутов), ножницы, клей, скотч, фломастеры и др. Важно поддерживать инициативу детей в изготовлении атрибутов для игр, предлагать им дополнить имеющиеся материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками. Для этого используются и разнообразные конструкторы.
Сл.25
Задание 2 Создание предметно-игровой среды для игры «Турагенство», «Библиотека»
Сл.26
Как организовать сюжетно-ролевую игру
С чего начинается?
В рамках тематической недели ведется беседа (например Зимние виды спорта (какие виды спорта, развлечения есть, атрибуты, соответственная одежд, соревнования в какой стране, купим билеты и поедим в эту страну игра «Аэропорт».
Сл.27
Знакомим с профессиями летчик, стюардесса, пилот, кассир, атрибуты одежды к концу 6-7 года можно подключить такие понятия, как таможня, проверка багажа, билетный кассир, диктор)
Методы беседы, экскурсии, чтение тематических рассказов, наблюдение, просмотр мультфильмов, иллюстраций, беседа с родителями по данной теме, изготовление атрибутов, игрушек.
Сл.28
Задание 3. Разбить игру на этапы в рамках тематической недели «Осень»
Сл.29
«Магазин хозяйственных товаров», «Ателье»
Задание 4 Пед.ситуация ?
Сл.30
В рамках годовой задачи хочется спросить:
Какую роль играет сюжетно- ролевая игра в речевом развитии?
Таким образом, игра – ведущая деятельность дошкольника, которая оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития.
Можно смело сказать, что несформированность игры как ведущей деятельности негативно отразится на психологической готовности детей к школе. Вместо того . чтобы с желанием перейти к следующей ведущей деятельности – учебной, дети предпочитают играть.
Сл.31 Спасибо за внимание!