Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

Целью исследования является изучение детско-родительских отношений в семьях, имеющих приемного ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, характеризуется своеобразным кризисом семьи, что проявляется в росте неполных и неблагополучных семей, структурной неустойчивости семьи, ценностно-нормативной девиантности, малодетности, росте числа отказов от детей, с одной стороны, и утратой теплых, доверительных отношений родителей и детей, с другой стороны. В тоже время системы приемных и замещающих семей становятся актуальным и популярным решением проблем детей, не имеющих родителей или опекунов.

Для полноценного развития личности ребенку необходимо быть в окружении любящих родителей, которые будут поддерживать его, заботиться и давать чувство надежности и защищенности. Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, то система приемных семей становиться просто необходимым условием культурного и нравственного воспитания ребенка, что бы в дальнейшем он мог построить свою собственную семью на примере собственной приемной семьи [2].

Приемная семья представляет собой вариант семейного размещения ребенка-сироты или ребенка, родные родители которого были лишены социальными службами родительских прав. Для ее формирования территориальное управление опеки создает акт и договор. [2]

Приемные семьи могут испытывать трудности различного характера на разных этапах жизни. Не всегда эти трудности вопреки расхожему мнению бывают связаны с самим приемным ребенком, с его здоровьем и сложным процессом адаптации. Бывает, что отношения супругов, как самых главных, основополагающих членов семьи, нуждаются в особом внимании, поскольку супруги так нацелены на реабилитацию и адаптацию своего приемного ребенка, совершая поистине подвиг и движимые благородными порывами, что забывают о важности супружеских отношений. Важно иметь представление о том, как устроены супружеские взаимоотношения приемных родителей друг с другом и о влиянии этих взаимоотношений на детско-родительские отношения[4].

Приемные родители – это лица, находящиеся в зарегистрированном браке или одинокие граждане готовые взять на себя ответственность воспитать ребенка, лишенного опеки родных родителей. Ребенок, передающийся на попечение, в юридическом аспекте именуется приемным ребенком [4].

Говоря об общих характеристиках приемных родителей считает, что процесс усыновления требует от обоих партнеров согласия, чтобы двигаться к достижению этой цели. У приемных родителей, по мнению С.В. Резника, более высокий уровень согласованности и сплоченности [3].

Исследования последнего десятилетия говорят о важности качества принимающих родителей для благополучия приемных детей. Проанализировав риски, связанные с периодом предшествующем усыновлению, (такими как никотиновая и наркотическая зависимость кровных родителей, пренебрежение и детские психологические травмы) и факторы риска, связанные с периодом после усыновления многие авторы пришли к выводу, что готовность родителей к самовосприятию и восприятию приемных детей оказывает большое влияние на психологическое благополучие детей. Важным фактором успешной адаптации приемного ребенка является по мнению Шнайдера Кирка признание того факта, что приемный ребенок отличается от родного ребенка по многим параметрам. Он выявил два разных типа поведения принимающих родителей. Одни были не готовы смириться с фактом усыновления своего ребенка и признать разницу между отношениями с кровными и приемными детьми. Другая группа семей видела и признавала разницу в таких отношениях и таким образом оказывалась более пластичной и открытой для обсуждения и решения проблем. И именно вторая группа через признание возникающих трудностей открывала дорогу для установления близких отношений и искренней привязанности [5]. По мнению некоторых авторов, приемные родители чаще обращаются за психологической помощью по поводу своего приемного ребенка. Это связано с тем, что с одной стороны, приемные дети чаще предъявляют психологические трудности, с другой, что приемные родители более чувствительны к такой помощи и больше ее принимают[5].

Главным звеном любой приемной семьи является приемный ребенок. Особенности приёмных детей исходят из жизненной истории – недолгой, но насыщенной потерями и болью. Ребёнок из благополучной семьи, оказавшийся сиротой по трагическому стечению обстоятельств, вряд ли попадёт к чужим людям на воспитание, потому что почти всегда находятся родственники, готовые такого ребёнка взять в семью. В приёмных же семьях оказываются глубоко травмированные дети, оказавшиеся без какой-либо поддержки.

Одной из важнейших проблем приемных детей является нарушение привязанности или же неумение любить. Родители из жизни социальных сирот исчезают не сразу: дети вынуждены длительное время наблюдать распад личности своих матерей и отцов. Эти метаморфозы сопровождаются жестокостью, насилием и безучастностью родителей к ребёнку[3].

Отсутствие любви и даже просто близких отношений со значимыми взрослыми с самого раннего возраста становится мощным орудием, уничтожающим в душе ребёнка доверие и интерес к людям и миру.

В подобной ситуации для детей закономерным явлением считается чёрно-белое мышление, которое формирует особенности характера, проявляясь в поступках и эмоциях. Ребёнку трудно поверить в любовь, потому что он не способен разглядеть её за обыденной заботой. Ему также сложно понять, что мама сердится, если она спокойно скажет об этом. Он, скорее, поймёт взрыв ярости и физическое нападение как сигнал о том, что родителю что-то не нравится. Проявление осознанного доверия для таких детей недопустимо, потому что доверие даже в малом обязательно должно привести к краху, катастрофе, полной потере всего [3].

Результат такого мышления – отсутствие ощущения стабильности, определённости будущего. Как можно позволить себе спокойно жить, если опасность подстерегает буквально повсюду? У ребенка могут проявляться в крайней степени такие черты характера, как подозрительность, замкнутость, зависимость, зацикленность, экзальтированность, агрессивность[3].

Стоит отметить особенности волевой сферы приёмных детей. С одной стороны, эти дети могут показывать чудеса терпения и нечувствительности к боли. Падения и удары переносятся легко, без слёз и жалоб, а порой и вовсе не замечаются. Монотонность ожиданий и несложных действий тоже не выведет их из равновесия. Когда это не вступает в противоречие с другими их интересами, они могут подолгу раскачиваться, равнодушно сидеть наказанными в углу, вызывать раздражение других людей однообразными действиями.

С другой стороны – бесконечные требования, капризы и истерики, особенно первое время пребывания в семье, которые вводят замещающих родителей в ступор и отчаяние. Истерики происходят именно там, где отсутствует терпение и от ребёнка требуются дополнительные усилия, чтобы что-то делать или остановиться[4].

Ребёнок, с раннего возраста выживавший в трудных и жестоких условиях, не склонен к дополнительным усилиям в тех сферах, где ему, по его представлениям, ничего страшного не угрожает. А актуальные жизненные задачи всегда лучше решать теми способами, которыми они быстрее и проще всего решались.

Познавательная активность почти всех сирот заметно снижена. Зачем тратить силы на то, что не приносит незамедлительного результата? Где это может пригодиться прямо сейчас? К чему браться за всё новые и новые задачи, которые требуют постоянного поиска различных методов решения, когда вокруг масса задач, которые могут быть решены привычными и проверенными методами быстрее, эффективнее и экономичнее? Хочется получить мобильный телефон – лучше потребовать его у приёмных родителей с помощью криков, истерик, угроз и шантажа. А идти на договорённости завершать полугодие без двоек ради получения телефона через три-четыре месяца – это, с точки зрения ребёнка, совершенно бессмысленно и очень затратно по времени и усилиям[3].

Кроме того, низкая успеваемость приёмных детей в школе объясняется педагогической запущенностью. Им действительно труднее навёрстывать учебную программу, чем детям, не знавшим серьезных житейских проблем и развивавшимся гармонично.

За годы выживания страдают и природные задатки. Часто бывает, что у приёмного ребёнка хорошо развиты образная и ассоциативная память, внимание, скорость реакции и другие психофизиологических свойства. Но, к сожалению, всё это – невостребованный потенциал, который ребёнок не научился грамотно использовать.

Трудности в обучении, выстраивание взаимоотношений с людьми, сложность в понятии и принятии себя, страдание от собственных действий – всё это наслаивается на базовые нарушения в способности доверять и любить. Такой груз сложно исцеляется и часто тянется шлейфом по жизни человека со сломанным детством. Всем кажется, что это особенности характера или психики. А на самом деле – заученные реакции на жизненные условия, избежать которых было невозможно[3].

Можно сказать, что функционирование приемной семьи опирается либо непосредственно на взаимодействии замещающих родителей с приемным ребенком, что с одной стороны роднит приемную семью с классической родной семье, но при этом учитывается огромное количество индивидуальных проблем, которые возникают как со стороны приемных родителей, так и со стороны ребенка. В то же время исследований, в которых отношения родителей с приемным ребенком рассматривается в контексте динамики взаимодействия непосредственно в супружеской паре в научной литературе представлено достаточно мало.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варга. А.Я., Введение в системную семейную психотерапию, 3е издание Когито-центр, 2014, 376 с.

2. Жуйкова Е.Б., Печникова Л.С. - Психологическая характеристика мотивации к воспитанию приемного ребенка в семье.- Психологическая наука и образование. МГППУ 2018, 19(4), стр. 46-53.

3. Резник С.В. - Психологические аспекты принятия решений об усыновлении и сопровождение семьи на этом этапе - Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 6 - МО: СВИВТ, 2012. стр. 51-54.

4. Климентова Г.И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Изд-во РГСУ, 2011. - 222 с.

5. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2015. - 628 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области