Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие связной речи средствами мнемотехники у школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Применение средств мнемотехники у школьников с тяжелыми нарушениями речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие связной речи средствами мнемотехники у школьников с тяжелыми нарушениями речи.

     Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время для групп детей с тяжелыми нарушениями речи.    Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности.    Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по — разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Для обучающихся начального школьного возраста полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.

     Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

     Мнемотаблицы и схемы-модели в школьной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева - сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов - блоками-квадратами, Т.В. Большева - коллажем, Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Особенность методики состоит в применении не изображений предметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

     Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

знакомство детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемо-дорожке и мнемо-таблице;

развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

     Т. В. Большова подчеркивает, что работа с мнемотаблицами и схемами-моделями состоит из нескольких этапов:

I этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

II этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы, например: круг – медведь; овал - зайчик.

III этап. После перекодирования происходит отработка метода запоминания (например, пересказ сказки с опорой на символы).

     Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

     В работе с детьми младшего школьного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой – изображением предметов, действий в графическом виде. Например: лиса – изображена из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Т. В. Большова подчеркивает, что размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

    Рекомендуются следующие размеры таблиц: на 16 клеток (4х4), на 25 клеток (5х5).

     Мнемотехника многофункциональна. На её основе также создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели необходимо придерживаться следующих требований:

модель должна отображать обобщённый образ предмета;

раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

    Этапы использования мнемотаблиц.

1.        Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2.        Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3.   Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).

4.     Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5.    Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

    В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

     Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

•        пересказ;

•        составление рассказов по картине и серии картин;

•        описательный рассказ;

•        составлению рассказов из личного опыта;

•        творческий рассказ.

     Обучение детей начального школьного возраста составлению описательных рассказов -  очень важный аспект их развития. Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана - подсказки. Значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.

     Таким образом, использование мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области