Развитие связной речи средствами мнемотехники у школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является актуальным и действенным методом в настоящее время для групп детей с тяжелыми нарушениями речи. Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по — разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Для обучающихся начального школьного возраста полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблицы и схемы-модели в школьной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева - сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов - блоками-квадратами, Т.В. Большева - коллажем, Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Особенность методики состоит в применении не изображений предметов, a символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
знакомство детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемо-дорожке и мнемо-таблице;
развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Т. В. Большова подчеркивает, что работа с мнемотаблицами и схемами-моделями состоит из нескольких этапов:
I этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
II этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы, например: круг – медведь; овал - зайчик.
III этап. После перекодирования происходит отработка метода запоминания (например, пересказ сказки с опорой на символы).
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
В работе с детьми младшего школьного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой – изображением предметов, действий в графическом виде. Например: лиса – изображена из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Т. В. Большова подчеркивает, что размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.
Рекомендуются следующие размеры таблиц: на 16 клеток (4х4), на 25 клеток (5х5).
Мнемотехника многофункциональна. На её основе также создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели необходимо придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Этапы использования мнемотаблиц.
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).
4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• составлению рассказов из личного опыта;
• творческий рассказ.
Обучение детей начального школьного возраста составлению описательных рассказов - очень важный аспект их развития. Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана - подсказки. Значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.
Таким образом, использование мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.