Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Кружковая деятельность "Организация экспериментальной деятельности дошкольников"

Цель состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост. Задачи • Формировать у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. • Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств эталонов, символов, условных заместителей, моделей. • Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. • Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учереджение

Детский сад № 100 «Умка»

г. Ярославль

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

(кружковая деятельность)

Подготовлена:

воспитателем 1 квалификационной категории

Ившиной Ю. Н.

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.

1.2 Цели и задачи проектной деятельности. Принципы и подходы к формированию проекта.

1.3 Характеристика особенностей развития детей.

1.4 Планируемые результаты реализации проекта.

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие».

2.2 Учебно-тематический план.

2.3 Мониторинг результатов реализации проекта.

3. Организационный раздел

3.1 Материально - техническое обеспечение проекта.

3.2 Взаимодействие с родителями.

3.3 Список приложений.

3.4 Список литературы.

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.

Актуальность и значимость проекта:

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. 

Функция дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Новые технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

В проекте участвуют две возрастные группы:

Дошкольная группа (5-6 лет)

Дошкольная группа (6-7 лет)

1.2 Цели и задачи реализации проекта.

Цель: состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Задачи:

Формировать у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

1.3. Принципы и подходы к формированию проекта.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.

Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.

Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.

Принцип «развивающей интриги».

Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.

Принцип деятельного подхода к развитию личности.

Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.

Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.

Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).

В результате предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

1.4. Характеристика особенностей развития детей.

Старший возраст ( 5-6 лет):

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.

При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и пополнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, консервирование и т.д.) Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока невелика. Без поддержки со стороны педагога - хотя бы молчаливой - речь детей постоянно прерывается паузами.

Ребятам старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее большинство вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство.

Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.

Подготовительный возраст (6-7 лет):

В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают определенные выводы.

Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижении гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердиться. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а так же давать яркое, красочное описание увиденного.

1.5 Планируемые результаты реализации проекта.

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий,

обследования объектов. Расширение познавательного опыта. Формирование

умения самостоятельно «добывать» нужную информацию. Формулирование

своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью

условных символов. Использование приобретённых знаний, умений и

навыков в игровой деятельности. Увеличение объема памяти ребенка,

активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает

необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и

классификации; увеличение познавательной активности воспитанников,

любознательности; развитие уровня умственных умений дошкольников.

2. Содержательный раздел

2. 1 Описание образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» .

Задачи образовательной деятельности:

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное, их отличие друг от друга; воздух-его давление и сила; почва-состав, влажность, сухость);

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные-для удовлетворения своих потребностей;

Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым  явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;

Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;

Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы-делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Формы работы с детьми 5-7 лет:

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Проводятся плановые эксперименты в мини-лаборатории, беседы, наблюдения и труд. Используются дидактические игры, физкультминутки, художественное слово (загадки, рассказы, стихи), компьютерные мини-презентации, мультимедийные показы фрагментов о природе, животного и растительного мира.

2.2 Учебно-тематический план.

Дата

Тема экспериментальной деятельности

Название опыта

Продуктивная деятельность

Оборудование

Задачи экспериментальной деятельности

Октябрь

1 неделя

«Секреты соли»

«Вырастим кристаллы»

Соль, вода, проволока, стакан с водой.

Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах; изучить условия образования кристаллов; учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности.

2 неделя

« Взаимодействие соли с другими веществами»

«Лавовая лампа»

Соль, вода, стакан растительного масла, пищевой краситель, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Познакомить со свойствами растительного масла и пищевым красителем; формировать у детей навык смешивания жидкостей; закреплять умение составлять и работать с алгоритмами; вызвать познавательный интерес.

3 неделя

«Сода и уксус -волшебники»

«Вулкан»

Поднос, песок, пластиковая бутылка, пищевой краситель, сода, уксус, пластилин.

Изучить и понять свойства соды и уксуса; доказать, что «Чудо» можно увидеть своими глазами; вызывать радость открытий, полученных из опыта.

4 неделя

«Наше тело»

(свойства кожи человека)

«Найди клад»

«По следам Шерлока Холмса»

«Тайный похититель»

Лист белой бумаги, молоко, лимонный сок, столовый уксус.

Сажа из печки, тальк, лист белой бумаги.

Карандашный грифель, ножик, скотч, белый лист бумаги.

Познакомить детей с внешним строением кожи. Уточнить представления детей о значении кожи. Формировать умение объяснять полученные данные.

Ноябрь

1 неделя

«Смотрим в зеркало»

«Небьющееся зеркало»

«Фокусы с зеркалами»

Фольга, картон, пластмасса, клейкая лента.

Зеркала , половинки предметов.

Познакомить детей с историей появления зеркала; закреплять знания о необходимости этого предмета; развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.

2 неделя

«Отражение»

«Отражение в воде»

« Смешные отражения»

«Секретное письмо»

Таз с водой.

Блестящая ложка.

Копироваль-ная бумага, простая бумага, карандаш.

Познакомить детей с понятием «отражение»; развивать способность ребенка рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей; воспитывать наблюдательность, самостоятельность мышления.

3 неделя

«Чудеса отражений»

«Бесконеч-ные отражения»

«Калейдоскоп»

Зеркала, клейкая бумага, разнообраз-ные предметы.

Зеркала, прозрачная пластмассовая пластинка, картон, калька, ножницы, клейкая лента, цветной карандаш, ножницы, цветная бумага.

Закреплять правила безопасности при работе с зеркалом; развивать творческие способности; вызывать эмоционально положительное отношение к занятиям.

4 неделя

«Путешествие света»

«Сквозь предметы»

«Свет отскакивает»

Фонарик, лист бумаги, фольга, бархат, стеклянный кувшин с водой.

Фонарик, фольга, зеркало.

Дать понятие о возникновении света; учить определять источники света; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающим миром.

Декабрь

1 неделя

«Полезные магниты»

«Испытание силы притяжения»

«Летающая бабочка»

Линейка, булавка, магнит.

Цветная бумага, скрепка, ножницы,

магнит.

Продолжать знакомить с понятием «магнитизм», «магнитные силы»; сформировать представление о свойствах магнита; активизировать в речи детей слова: «Магнитные силы», «Магнитное поле».

2 неделя

«Притягивание через предметы»

«Опыты с препятствия-ми»

«Игры с водой»

Лист плотной бумаги, скрепки, магнит.

Магнит, пластмассо-вый поднос, пробки, кнопки, вода.

Дать детям представление о существовании невидимой силы-силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле; активизироватьв речи детей слова: «Притягивать», «Примагничивать».

3 неделя

«Чудо электричество»

«Электричес-кий сюрприз»

Батарейка, трубочка для коктейля, иголка, клейкая лента, ножницы, изолирован-ный провод.

Продолжать знакомить детей с электричеством, о его значении в жизни человека; закреплять правила пользования электроприборами в быту, учить соблюдать меры безопасности.

4 неделя

«Плавучесть»

«Плавание под водой»

«Сила выталкива-ния»

«Испытание разных форм»

Трубочки для коктейля, пластилин.

Резиновый воздушный шар, ведро с водой.

Стакан с водой, пластилин, фломастер.

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размеров, формы предмета с весом; развивать логическое мышление, учить самостоятельно делать выводы.

Январь

2 неделя

«Замерзшая вода»

«Плавает ли лед?»

«Занимаемое пространство»

«Тающий лед»

«Таяние без нагревания»

Миска, вода, лед.

Пластмас-совый стаканчик с крышкой.

Кубики льда, холодная и горячая вода.

Кубик льда, соль, ложка.

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; продолжать формировать познавательную активность детей, привлекая к опытнеческо исследовательской деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.

3 неделя

«Вода и воздух»

«Фокус с тканью»

« Волшебный стаканчик»

«Как действует сифон»

Миска с водой, ткань, стакан.

Пластиковый стаканчик с плотно прилегающей крышкой, булавка, миска с водой.

Гибкая трубка, стакан с водой.

Расширять представления детей о значении воздуха в жизни человека; познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения; развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности.

4 неделя

«Впитывание воды»

« Намочи разные предметы»

«Поднимаю-щаяся вода»

«Вверх по стеблю»

Вода, ложка, губка, ткань, газета, пластмасса, калька, лупа.

Банка с водой, бумажное полотенце.

Стакан с водой, сельдерей, чернила.

Закреплять знания детей о таком свойстве, как впитывать; продолжать развивать логическое мышление и воображение.

Февраль

1неделя

«Смешивание воды»

«Смешанная вода»

«Как разделить смеси»

«Как разделить раствор»

Вода в банке,стира-льный порошок, соль,песок, сахар, мука, шампунь, пищевые красители.

Банка с водой, растительное масло, ложка.

Бумажное полотенце, воронка, вода с песком, банка.

Способствовать формированию умения находить способы решения различных проблем с помощью пробующих действий, делать выводы на основе практических опытов; воспитывать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«Свет и тень»

«Театр теней»

«Тени»

«Солнечные часы»

Коробка, фигурки кукол, калька, клейкая лента.

Фонарик.

Палочка, камешки.

Формировать представление о световом луче, познакомить с условиями образования тени, развивать фантазию, воображение, мыслительные и речевые способности.

3неделя

«Неживая природа»

«Круговорот воды»

«Дождевые облака»

Термос, зеркало.

Пена для бритья, банка, вода, пипетка, краски.

Формировать у дошкольников элементарные представления о неживой природе, дать представления о процессе образования облаков и дождя с помощью опыта.

4неделя

«Удивительное дерево»

«Чудесные спички»

«Дрессировка спичек»

5 спичек, блюдце, вода.

Миска с водой, спички, сахар (рафинад), жидкое мыло.

Расширять представление о материале, развивать умение определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности, воспитывать в детях бережное отношение ко всему, что их окружает.

Март

1 неделя

«Горящая свеча»

«Водяной подсвечник»

«Апельсино-

вая свеча»

Стеариновая свеча, стакан с водой, гвоздь.

Апельсин, растительное масло, фитиль.

Познакомить детей со свойствами воска, выделять его свойства. Продолжать учить договариваться о совместной деятельности, выполнять правила поведения при работе с огнем.

2 неделя

«Занимательный песок»

«Песочная страна»

Изготовление рисунка из песка.

Песок, вода, лупа, лист плотного цветного картона, клеевые карандаши.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность для детей путем ознакомления со свойствами песка, учить анализировать, сравнивать, обобщать.

3неделя

«Уникальность мела»

«Исчезаю- щий мелок»

«Цветной песок»

Кусочек мела, уксус.

Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкая терка, ложки, небольшая банка с крышкой, 2 мешочка.

Познакомить детей со свойствами мела, развивать их сенсорное ощущение, умение пользоваться приборами при проведении опытов и экспериментов.

4неделя

«Крахмал и вода»

«Неньютоновская жидкость»

«Неньютоновская жидкость и яйцо»

«Неньютоновская жидкость и динамик громкоговорителя»

Крахмал, вода, глубокая кашка, палочка.

Готовая неньютоновская жидкость, плотный пакет, яйцо сырое.

Готовая неньютоновская жидкость, динамик громкоговорителя, полиэтиленовая пленка.

Познакомить со свойствами смеси из крахмала и воды. Наглядно показать свойства неньютоновской жидкостей.

Расширять кругозор и поддерживать интерес к окружающей среде.

Развивать любознательность, мыслительные операции.

Апрель

1 неделя

2 неделя

«Цвета света»

«Цвета света»

«Радуга»

«Цветное колесо»

Емкость, наполненная водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Картон, банка, Простой и цветные карандаши, ножницы, линейка.

Продолжать знакомить детей с природным явлением – радуга, со всеми цветами радуги и последовательностью их расположения.

Развивать любознательность, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умения делать выводы.

3-4 неделя

«Кожа» воды

«Расплываю-щиеся капли»

«Мыльные пузыри»

«Плавающая иголка»

Пластмас-совый поднос, вода, ложка, жидкое мыло, трубочка.

Жидкое мыло, проволока, вода.

Иголка, жидкое мыло, трубочка, стакан воды, чайная ложка

Расширять представление детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности; воспитывать культурно-гигиеические навыки.

Количество занятий в неделю: 1 занятие в неделю.

Количество занятий в месяц: 4 занятия в месяц.

Количество занятий в год: 28 занятий в год.

Длительность занятия:

старший возраст-25 мин.

подготовительный возраст-30 мин.

2.3 Мониторинг результатов реализации проекта.

После проведения каждого этапа работы проекта предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

- быстрое включение в активный познавательный процесс;

- самостоятельное пользование материалом;

- постановка цели и нахождение путей ее достижения;

- самостоятельность при поиске открытий;

- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;

- настойчивость в отстаивании своего мнения;

- расширение кругозора детей.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:

- самостоятельно ставит проблему;

- выдвигает гипотезы, предположения;

- самостоятельно планирует деятельность;

- выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;

- доводит дело до конца;

- ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.

Мониторинг уровня развития детей.

Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:

Отношение к эксперимен-тальной деятельности

Уровень активности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

уровень

Познаватель-ное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятель-но видит проблему. Активно высказывает предположе-ния. Выдвигает гипотезы, предположе-ния, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательст-вами.

Самостоятель-но планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятель-ной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответст-

вие полученного результата гипотезе. Способен устанавли-

вать разнообразные временные, последовательные, причинные связи.

Делает выводы.

Средний уровень

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познаватель-ный интерес.

Видит проблему иногда самостоятель-но, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположе-ния, выстраивает гипотезу самостоятель-но или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий уровень

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познаватель-ный интерес.

Не видит проблему самостоятель-но. Ребенок не высказывает предположе-ния, не может выстроить гипотезу самостоятель-но или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.

Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций.

3. Организационный раздел

3.1 Материально - техническое обеспечение реализации проекта.

Предметно-развивающая среда и система работы:

Построение предметно-развивающей среды: «Детская научная лаборатория». Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.

Проведение мастер-класса для педагогов.

Обучающие познавательные занятия.

Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.

Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Цель создания детской научной лаборатории:

сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции,

способность к исследовательскому типу мышления.

Материально-техническое оснащение занятий:

Основное оборудование:

приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;

природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;

утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;

завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;

сделать знаки, разрешающие или запрещающие.

Дополнительное оборудование:

специальная одежда (халаты, фартуки);

контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

карточки-схемы для проведения эксперимента;

дневник экспериментов;

правила работы с материалом.

3.2 Взаимодействие с родителями.

Цель: 

Углубление знаний родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром;

Привлечение родителей к активному сотрудничеству;

Задачи:

Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у дошкольников;

Раскрыть значение экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников;

Расширить представление родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях;

Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента;

Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с сотрудниками группы.

Предполагаемый результат:

Расширение знаний родителей о значении экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности;

Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях;

Создание родителями лаборатории в домашних условиях;

Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.

Ознакомление родителей с содержанием проекта экспериментальной деятельности:

Родительское собрание на тему: «Экспериментальная деятельность в семье»;

«Значение детского экспериментирования в развитии ребенка».

Проведение анкетирования на тему: «Анкетирование по познавательно- исследовательской деятельности детей».

Проведение индивидуальных консультаций и бесед:

«Значение экспериментальной деятельности для детей»;

«Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка»;

«Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка».

«Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира»

Организация фотовыставки: «Мой исследователь».

3.4 Список литературы.

О. В. Дыбина "Ребёнок в мире поиска";

Н. Н. Николаева «Юный эколог»;

Н. А. Рыжова «Наш дом - природа»;

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;

А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

Материалы Интернет-сайтов.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области