Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методические рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методические рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Но это оказывается возможным лишь при систематической специальной работе по формированию звукопроизношения. Работа по звукопроизношению тесно связана с работой над всей речью ребёнка ( развитием словаря, грамматического строя).

Звуковая культура речи включает звукопроизношение (правильное произношение всех звуков родного языка) и выразительность речи. Последняя зависит от дикции и от интонации. Дикция – это отчётливое произношение звуков, слов, фраз; интонация – ритмико – мелодическая сторона речи, которая обуславливается повышением и понижением голоса при произнесении фразы (повествование, восклицание, вопрос), паузами (перерывами в речи), ударением – выделение слогов, слов изменением темпа речи – быстроты произношения.

Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированной работой органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом.

Развитие звукопроизношения у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребёнка оно протекает с индивидуальными отличиями. При отработке звуков используются три формы занятий: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Занятия, целиком посвящённые воспитанию звуковой культуры речи детей, проводятся в средней и старшей группах примерно 1 раз в месяц, а в младшей группе – чаще. Помимо этого, отдельные упражнения во всех группах, в том числе и в подготовительной, включаются в другие занятия ( не реже 1 раза в неделю). Например, минут 5 -7 можно уделить воспитанию звуковой культуры речи на таких занятиях как заучивание стихотворения, занятиях по составлению рассказов по картине и т.п.

Занятия подгруппами проводятся с теми детьми, которые не усвоили программный материал фронтального занятия. Они проводятся 2-3 раза в неделю в утренние часы или вечером. Эти подгруппы ( не более 4-6 детей) могут меняться , так как на фронтальных занятиях могут возникать затруднения у разных детей. Одним детям могут быть трудны подготовительные упражнения для правильного произнесения звука, другим уточнение изолированного звука или произношение его в словах. Благодаря проведению занятий по подгруппам воспитатель имеет возможность ликвидировать разницу в умениях детей и проходить программный материал на фронтальных занятиях со всей группой. Индивидуальные занятия проводятся в удобное время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренным для всей группы. Недостаточны для них и занятия в подгруппах. Дети, с которыми проводятся индивидуальные занятия, не исключаются из общей фронтальной работы по звукопроизношению. Проведение всех форм занятий по отработке звуков помогает формированию у детей правильного звукопроизношения и развитию ориентировки в звуковом составе языка. Навыки правильного, чёткого произнесения и употребления звука в речи и умение выделить его в слове вырабатываются не сразу. Чем младше возраст, тем меньше навыков у ребёнка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка. Вот почему во второй младшей группе мы берём для фронтальных занятий наиболее простые по артикуляции звуки (а, у, о, э, п, б, м, ф, в). На этом материале мы развиваем у детей умение произнести изолированный звук длительно (кроме взрывных, которые всегда произносятся кратко), с изменением силы голоса, чётко произнести и выделить голосом звук в слове в нормальном темпе сказать фразу с этим звуком. Совершенствование этих умений идёт постепенно, усложняется и материал занятий . Для отработки звуков проводятся следующие виды занятий:

1. Занятия по знакомству детей с органами артикуляции и уточнению движений органов артикуляционного аппарата

2. Занятие по уточнению произнесения или вызывание по подражанию изолированного звука.

3. Воспитание правильного, чёткого произношения звука в словах.

4. Воспитание правильного произношения звука во фразовой речи

1. Занятия по знакомству детей с органами артикуляции и уточнению движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука

В первые три недели сентября на занятиях по звукопроизношению мы знакомим детей с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями. Эти занятия проводятся в форме игры. В каждой возрастной группе дети овладевают различным запасом сведений. Во второй младшей группе мы говорим, что в речи принимают участие рот, зубы, язык, кончик языка. Знакомим детей со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы улыбаются, показывая зубы, вытягиваются вперёд трубочкой; зубы открывают и открывают рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад. В средней группе уточняем предыдущие знания и вводим понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняем движения губ, языка и учим делать язык одновременно широким и тонким. В старшей группе закрепляем всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Даём понятие о спинке языка и учим делать язык то широким, то узким. В подготовительной группе мы уточняем основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например: «Губы умеют улыбаться, когда мы произносим [и], умеют вытягиваться трубочкой, когда мы произносим [у] и т. д.

Воспитатель подбирает упражнения для этого вида занятий, исходя из правильной артикуляции звука. Например, для правильного произнесения звука [ф] необходимо умение подтягивать нижнюю губу к верхним зубам и направлять воздушную струю в щель, образуемую средней частью нижней губы с верхними зубами. Для выработки умения подтягивать нижнюю губу к верхним зубам мы можем использовать умение закусывать нижнюю губу верхними зубами, а потом приближать нижнюю губу к верхним зубам (губы при этом в улыбке). Для выработки целенаправленной струи мы можем предложить ребёнку вытянуть губы вперёд и подуть на вертушку, ватку, но так, чтобы не надувались щёки и весь воздух тоненькой струйкой выходил в окошечко, образованное губами. Все упражнения даются в игровой форме. При проведении этого вида занятий необходимо видеть всех детей, чтобы убедиться , что они правильно выполняют данное упражнение.

Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребёнка владеть ими. Поэтому, начиная со второй младшей группы, мы тренируем основные движения губ, языка, нижней челюсти.

Движения нижней челюсти

Чтобы речь была чёткой и ясной, дети должны уметь хорошо открывать рот, т.е. нижняя челюсть должна быть подвижна. Её движения можно отработать, проводя уточнение и закрепление произношения звука[а].

Движения губ

Для правильного произношения некоторых гласных и свистящих звуков [с, з, ц] необходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это движение губ можно отработать , проводя занятия на уточнение и закрепление звуков [и], [э]. Правильное произношение шипящих звуков [ ш, ж, ч, щ] требует небольшого выдвижения губ вперёд. Этому помогают занятия на уточнение и закрепление звуков [ о, у]. Для чёткой речи необходимо умение плотно, но без напряжения смыкать губы. Этому способствуют занятия на уточнение и закрепление звуков [м, п, б]. Для правильного произношения звуков [с, з, ц, л] ребёнку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать её вниз, обнажая нижние зубы. Иначе эти звуки будут искажены. Выработке подвижности нижней губы помогают занятия на уточнение и закрепление произношения звуков [ф,в].

Движения языка

Главным органом, производящим звук, является язык. Благодаря точным дифференцированным движениям различных частей языка ребёнок правильно произносит звуки. Так, для произношения звуков [с, з, ц ] необходимо, чтобы кончик языка опускался вниз и находился за нижними зубами, а боковые края языка касались верхних коренных зубов. Эти движения можно выработать, проводя занятия на уточнение и закрепление звуков [и , э].

2. Занятия для уточнения произнесения или вызывания изолированного звука по подражанию

Воспитатель подбирает игры на звукопроизношение и картинку – символ, с которыми в дальнейшем будет соотносить с изображением комара: он звенит, напоминася этот звук. Например, на звук [з] – картинка с изображением комара: он звенит, напоминая звук [з]; на звук [с] – картинка «насос»: воздух выходящий из насоса, свистит, напоминая звук [с] .

Уточняемый звук нуждается в многократном повторении. При проведении этого вида занятий надо добиваться чёткого, правильного произнесения изолированного звука всеми детьми, используя различные приёмы: длительное произнесение звука (если его можно тянуть) или многократное повторение звука (если он взрывной) с привлечением внимания детей к его звучанию; наблюдение за правильной артикуляцией звука у ребёнка и т.п.

Чтобы суметь это выполнить, надо хорошо знать правильную артикуляцию отрабатываемого звука и уметь видеть, почему получается неверный звук (в каком положении у ребёнка находятся органы артикуляционного аппарата). Чтобы увидеть в каком положении находится язык, надо произнести отрабатываемый звук между двумя звуками [а] - [аса], [аша], [ара]. При произнесении звука [а] рот широко открывается и при многократном медленном повторении этих звукосочетаний можно увидеть, в каком положении находится язык, и дать необходимые указания ребёнку. Зная правильную артикуляцию того или иного звука, одному ребёнку воспитатель говорит, что язык у него просовывается между зубами, надо убрать его за нижние зубы. У другого ребёнка посередине языка отсутствует тонкая, холодная воздушная струя, т.е. нет ветерка. «Посмотри, какой у меня холодный ветерок», - говорит воспитатель и подносит тыльную сторону руки ребёнка к своему рту. Он произносит звук [с], давая возможность почувствовать струю воздуха, потом то же предлагает проделать ребёнку. У третьего ребёнка не видны нижние зубы, воспитатель просит его лучше улыбнуться и показать верхние и нижние зубы и т.д.

Надо помнить, что во второй младшей и в первой половине года в средней группе воспитатель при проведении занятия должен фиксировать внимание детей на звучании звука, не фиксируя внимание детей на артикуляции (в тоже время используя знание правильной артикуляции звуков для оказания помощи детям). Начиная со второй половины средней группы воспитатель обращает внимание детей не только на звучание отрабатываемого звука, но и на его основные, легко видимые или ощущаемые артикуляционные признаки. Он может сказать, где находится язык, что делают губы, какая идёт воздушная струя, и это же спросить у детей.

3. Занятия по воспитанию правильного, чёткого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отражённом повторении за воспитателем)

Для проведения занятий воспитатель подбирает игрушки, предметы, картинки, в названии которых употребляется отрабатываемый звук в сочетании с различными звуками и в разных частях слова. При сочетании в словах одного звука с другими требуется быстрая смена разных положений органов артикуляционного аппарата. Это может затруднить ребёнка. Подбирая слова, где изучаемый звук находится в сочетании с различными звуками, мы тренируем органы артикуляционного аппаратов умении быстро и чётко переключаться с одного движения на другое. Чтобы не допустить ошибок при подборе слов, надо помнить о правилах и о правилах орфоэпии, которые указывают, как произносить звуки в определённых фонетических условиях. Например:

- Звонкие согласные (в,з,ж,б,д,г) перед глухими согласными и в конце слов оглушаются и произносятся как парные глухие согласные (в- ф, з -с, ж- ш, б-п, д -т, г – к)

- Сочетание [тся],[ ться] на конце слов произносится как [ца] – улыбается, умывается и т.п.

- Вместо сочетания [сш] произносится длительный звук [ш] ( сшила, бесшумный и т.п.)

- Сочетание [сч] произносится как [щ] – расчёска, считать и т.п.

При подборе материала нельзя брать те слова, произношение которых расходится с написанием. При назывании предметных картинок отрабатываемый звук мы выделяем голосом, произнося его длительнее других звуков, а взрывные звуки (п, б, т, д, к, г) произносим более чётко. Этот приём позволяет привлечь внимание ребёнка к тому или иному звуку. Однако необходимо подбирать такие слова, где бы звук находился в ударном слоге, так как в русском языке ударный слог всегда сильный и самый долгий. Это способствует выделению отрабатываемого звука. Если же наоборот, при произнесении удлинить безударный слог, то возникает иллюзия второго ударения, поэтому на первых порах не рекомендуется брать отрабатываемый звук в безударном слоге. Удлиняя его произношение, мы будем мешать ребёнку усваивать правильное ударение. Так в слове муха, автомат, мак звук [м] можно легко выделить , произнести его длительно и чётко, а в слове молоко не нарушив правила произношения, выделить звук [м] нельзя.

4. Занятия по воспитанию правильного, чёткого произношения звуков во фразовой речи.

Этот вид занятий может сочетаться с любыми занятиями по родному языку: разучиванием стихотворений, составлением рассказов, дидактическими играми на описание предметов и т.д., однако при уточнении звука во фразовой речи нельзя выделять его из слов, так как это будет отвлекать ребёнка и мешать ему следить за последовательностью изложения. Воспитатель лишь следит за правильным употреблением звука в речи. При введении звука во фразовую речь одним из приёмов работы является повторение детьми предложений, составленных по предметным или сюжетным картинкам. Эти предложения постепенно (от группы к группе) надо удлинять и усложнять. Этот приём, приучая детей правильно воспринимать и передавать предложение, развивает их внимание, память и в дальнейшем облегчит проведение анализа и синтеза предложений. При проведении этого вида занятий важно следить и за темпом речи детей. Если ребёнок говорит быстро, нечётко произносит звуки, то у него вырабатывается небрежность к своей речи, он не приучается следить за тем, как говорит. Такой ребёнок искажает и пропускает в речи даже звуки, правильно произносимые изолированно. Вырабатывая спокойный темп речи, мы будем способствовать улучшению звукопроизношения.

Развивая правильную речь ребёнка, необходимо готовить не только его артикуляционный, но и голосовой и дыхательный аппараты. Ясная дикция и чёткое произношение могут быть выработаны только при правильном речевом дыхании. Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для маленького ребёнка определённые трудности. Бывают случаи, когда голосообразование происходит на вдохе.

Этому способствуют игры для развития речевого дыхания и занятия на звуки [ф, в] вырабатывающие достаточно длительную воздушную струю, направленную посередине языка. Нужно помнить, что при проведении подобных игр каждый ребёнок может в них участвовать не более 10 секунд, причём с перерывом, так как длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение. Игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата одновременно способствуют развитию голосового аппарата ребёнка. Для формирования длительного, определённой силы выдоха используются специальные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью: сдувание со стола комочков ваты, бумаги: задувание свечи струёй выдыхаемого воздуха, продувание шариков через трубочку, выдувание мыльных пузырей и т. п. Для развития речевого дыхания полезно проводить упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократным повторением слогов на одном выдохе, например: [папапапапа], [татататата]. Следует приучать детей произносить слитно, на одном выдохе слова и небольшие фразы. Требования к длительности выдоха постепенно меняются. Если в начале дети 3-4 лет учатся произносить на одном выдохе дву -, трёхсложные слова и фразы типа: лиса, дом там, собака, вот рыба, то к четырём годам – слова и фразы из 3 – 5 слогов, а к концу дошкольного периода обучения – из 7 – 8 слогов. Хорошо сочетать работу над дыханием с работой над ритмической структурой речи. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Кроме того, предлагаются специальные игры, помогающие выработать силу и высоту голоса.

Надо помнить, что устная речь взрослых является для ребёнка образцом для подражания. Весь речевой материал должен произноситься голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с выделением ударного слога, с соблюдением норм орфоэпии. Речь взрослых при этом должна быть интонирована и эмоционально окрашена.

Ознакомление с информацией о прохождении ТПМПК

Комиссия будет проводиться 13.11.2019г в 12.30 по адресу: ул. Руднева д.28 к.3 (здание д/с № 64)

При себе иметь :

1. Паспорт родителя

2. Копию свидетельства о рождении ребёнка

3. Файл с документами (карта ребёнка, прошедшего обследование):

- направление на ТПМПК (с печатью д/сада)

- выписка с общими сведениями

- выписка из истории развития ребёнка с пройденным врачом – педиатром, 1 -ю страницу заполнить самим

- заявление о рассмотрении док -тов

- информированное согласие на обработку персональных данных (заполнить оборотную сторону)

- информирование о месте проведения ТПМПК

- протокол ТПМПК

Быть с ребёнком, с собой иметь сменную обувь или бахилы. Не опаздывать.

С информацией ознакомлены:

Ознакомление с информацией о прохождении ТПМПК

Комиссия будет проводиться 13.11.2019г в 12.30 по адресу: ул. Руднева д.28 к.3 (здание д/с № 64 – зелёно – белое )

тел. 921-444-54-58 Ольга Владимировна

При себе иметь :

1. Паспорт родителя

2. Копию свидетельства о рождении ребёнка

3. Файл с документами (карта ребёнка, прошедшего обследование):

- направление на ТПМПК (с печатью д/сада)

- выписка с общими сведениями

- выписка из истории развития ребёнка с пройденным врачом – педиатром, 1 -ю страницу заполнить самим

- заявление о рассмотрении док -тов

- информированное согласие на обработку персональных данных (заполнить оборотную сторону)

- протокол ТПМПК

Быть с ребёнком, с собой иметь сменную обувь или бахилы. Не опаздывать.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области