Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Кушумский
Ершовского района Саратовской области»
Открытый урок по русскому языку
учитель начальных классов
Душанова Синбеке Казболатовна.
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?
Цели:
Образовательные:
отрабатывать у учащихся умения распознавать падежные формы имён прилагательных; продолжать формировать орфографические навыки; закреплять алгоритм действия для определения падежных окончаний имён прилагательных.
Развивающие:
развивать речь, воображение, внимание, обогащать словарный запас учащихся; развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
Формировать духовно-нравственное отношение к окружающему миру.
1.Организационный момент
2.Словарно-орфографическая работа
Скороговорка: зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.
Прочитайте скороговорку несколько раз, сначала медленно, постепенно ускоряя темп чтения.
-Запишите скороговорку в тетрадь.
-Какое слово является глаголом? (звенят) Поставьте ударение в слове, назовите орфограмму.
-Можно ли проверить гласную е в первом слоге?(нет)
-Значит надо запомнить правописание этого слова.
-Назовите словосочетания с этим словом.
(Звенят( когда ?)утром; звенят (от чего?) от мороза.
-определите , какой частью речи являются другие слова в скороговорке.
3.Подготовка к восприятию новой темы.
Читаю наизусть стихотворение о зиме:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
-Назовите автора этих замечательных строк. (С.Есенин)
-Какие слова помогают представить зимнюю картину?
-Запишите слова в тетради.
Белая, на пушистых, снежною, белой
-К какой части речи относятся эти слова? (прилагательные)
-С какими словами эти прилагательные связаны? Назовите словосочетания (белая берёза, на пушистых ветках, снежною каймой, белой бахромой)
-Определите падеж имён прилагательных. (Сначала определяем падеж имени существительного к которому примыкает имя прилагательное)
-От чего зависит окончание имени прилагательного?
-Какую роль выполняет прилагательное?
4.Работа по теме урока
-Назовите особенности имени прилагательного.(Согласуется с именем существительным в роде , числе и падеже)
а)-Подберите название предмета.
Рыжая, хитрая, жадная…..
Косой, слабый, трусливый…
Большой, косолапый….
-Укажите признаки имён прилагательных, которые «скомандовало» имя существительное.
б)Просклонять словосочетание колючая зелёная ёлочка-1 ряд
белый искристый снег -2 ряд
5.Физминутка
6.Закрепление изученного
а)Прочитайте пословицы о труде, определите склонение и падеж имён существительных.
Любишь кататься- люби и саночки возить.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Всякий человек на деле познаётся.
Делу время, потехе час.
Спишите пословицы, объясните смысл каждой пословицы.
-Проверьте безударные окончания имён существительных.
б)упражнение 242
-Покажем на примерах, как имя прилагательное согласуется с именем существительным.
-Укажите зависимость прилагательного схемой.
-Являются ли встретившиеся в тексте прилагательные родственными словами? Докажите.
-Найдите в тексте однокоренное слово.
Докажите, что мы столкнулись со словообразованием, а не со словоизменением.
7. Рефлексия
-Какие задания на уроке вам понравились?
-Над чем нам надо ещё поработать?
8. Домашнее задание: упражнение 245.