Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дидактическая игра как средство развития мышления детей с ЗПР

Предложить практический опыт по созданию системы дидактических игр, направленных на развитие мышления детей с ЗПР

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дидактическая игра как средство развития мышления детей с задержкой психического развития

Перед педагогическим коллективом дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем к их самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, у таких детей в первую очередь отмечается отсутствие интереса к окружающему. Для организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности. Поэтому значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры, которые могут быть использованы при усвоении любого программного материала и проводиться на индивидуальных и групповых занятиях, являться одним из занимательных элементов на прогулке.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с отклонениями в развитии, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт, расширить кругозор, развить мышление.

Изучение специальной литературы, а также многолетний опыт работы с детьми с задержкой психического развития показали, что развитие мыслительной деятельности таких детей имеет значительное своеобразие. Если посмотреть на таких детей с клинической точки зрения, то увидим у детей с задержкой психического развития недоразвитие познавательной деятельности, и более скудный, в отличие от нормально развивающихся их сверстников, запас сведений об окружающей действительности (Т.А.Власова, Н.С.Певзнер, 1973).

Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Они хуже, чем нормально развивающиеся дети решают ряд наглядных задач и особенно затрудняются при решении вербальных задач. Во время диагностического обследования было выявлено, что дети приступают «к составлению высказывания по сюжету картинки без предварительного обдумывания, это определялось отсутствием у них разнообразных предварительных размышлений относительно характера изображения, и свидетельствовало о несовершенстве этапа ориентировки в задании. Не умея самостоятельно провести анализ и синтез исходных данных и искомого результата, найти способ его решения, дети обращались за помощью к экспериментатору («А какая картинка первая? А что здесь произошло?»).

Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образцов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщение, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Однако, в отличие от детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольники с задержкой психического развития после получения помощи выполняют предложенные задания на более высоком уровне.

Таким образом, у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; к началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности.

В игровой ситуации эти дети обычно достаточно активны, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие их познавательной деятельности проявляется преимущественно при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения. Недостаточная выраженность познавательных интересов детей с ЗПР сочетается с нарушением внимания, памяти, с замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движения.

Выявлены значительные различия в результатах самостоятельной работы таких детей и работы с помощью взрослых. Дети способны принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания.

Потенциальные возможности детей с задержкой психического развития высокие. С помощью использования разработанной системы занятий по развитию мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии можно сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.

Таким образом, целенаправленные занятия по формированию мышления играют большую роль в умственном воспитании ребенка с отклонениями в развитии. Систематическая коррекционная работа вызывает у детей интерес к познанию окружающего, ведет к самостоятельности их мышления, дети перестают ждать решения всех вопросов от взрослого.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятия определяется программой.

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории проблемных детей. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в игре «Что катится, что не катится» обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме (куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставится только игровая задача – докатить предмет до определенной черты, показав при этом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научится различать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

При отборе дидактических игр прежде всего необходимо учитывать коррекционные цели и особенности развития детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

При поступлении в дошкольные учреждения дети с отклонениями в развитии с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если нормально развивающиеся дошкольники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то проблемные дети должны научиться этому. Поэтому необходимо любое обучение начинать с дидактических игр, направленных на развитие сотрудничества со взрослым.

При выборе путей и методов формирования мышления детей с отклонениями в развитии необходимо исходить из того, что мышление ребенка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения, в единстве с процессом овладения речью.

В процессе действия с предметами у дошкольника появляется мотив для собственных высказываний: рассуждений, умозаключений. На этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными. При совершении действий с предметами и изменении реальной ситуации у ребенка создается фундаментальная основа для становления образов-представлений. Таким образом, наглядно-практическая ситуация является своеобразным этапом установления у дошкольника прочной связи между действием и словом. На основании этой связи могут строиться полноценные образы-представления.

С этой целью разработана система дидактических игр, направленных на развитие ориентировочно-исследовательской деятельности детей с отклонениями в развитии.

I. Дидактические игры, направленные на формирование наглядно-действенного мышления.

Подготовительные игры – помогают сформировать у детей обобщенные представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в каждодневной жизни («Лови шарик!», «Перевезем игрушки!», «Покорми мишку», «Поймай рыбку», «На чем мы сидим?» и др.).

Дидактические игры, в процессе которых дети знакомятся с проблемными практическими ситуациями, учатся анализировать эти ситуации и использовать предметы-заместители («Достань ключик!», «Достань кукле шарик!», «Достань мяч!», «Украсим комнату!» и др.)

Дидактические игры, в ходе которых у дошкольников формируются способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи, а также метод проб как основной способ решения наглядно-действенных задач («Напои птичку!», «Покатай матрешек!», «Построй забор!», «Самолеты летят!»)

Дидактические игры на определение причины, нарушившей привычный ход действия или явления («Плавает или тонет?», «Угадай, что в коробочке!», «Почему скатился мячик?» и др.).

II. Дидактические игры, направленные на формирование наглядно-образного мышления.

Игры, способствующие формированию целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках («Покорми кролика!», «Полей цветок!», «Как построить поезд?», «Как достать колпачок?» др.).

Игры, способствующие формированию обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладению действиями замещения и моделирования («Найди пару!», «Сложи картинку!», «Больше – меньше», «Из чего сделано?», «Что где растет?» и др.).

Игры, способствующие формированию соотношения между словом и образом («Найди мяч!», «Отгадай и нарисуй!», «В зоопарке», «Кто где живет?», «Картинки-половинки» и др.).

III. Дидактические игры, направленные на формирование элементов логического мышления.

Игры на формирование умений выполнять классификацию («Разложи игрушки!», «Нарисуй картинку!», «Летает – не летает», «Живое – неживое», «Будь внимательным!», «Придумай слово!» и др.).

Игры на формирование умений выполнять систематизацию («Домики для животных», «Кто старше?», «Что теплее?», «Что ярче светит?», «Кто быстрее?» и др.).

Игры на формирование количественных представлений (задачи, загадки).

Игры на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости (рассказы-загадки «Почему укатился мячик?», «Экскурсия», «Зима наступила», «Дождливая погода» и др.)

Игры на формирование понимания скрытого смысла, понимания юмора, развития адекватных реакций на юмор («Что перепутал художник?», «Бывает – не бывает», «Наоборот», «Закончи предложение!», «Подбери слово!» и др.)

Таким образом, данная система игр по развитию мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии позволяет сформировать у них взаимосвязь между наглядными и словесно-логическими формами мышления, что является особенно актуальным для последующего эффективного школьного обучения, ведь многие школьные предметы основываются на способности ребенка представить ситуацию по словесному описанию учителя.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области