Подвижные игры в детском саду.
Игра – главный инструмент воспитателя в его работе. Подвижные игры являются важным средством физического воспитания детей. Они привлекают детей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. В свою очередь движения стимулируют работу разнообразных групп мышц, усиливают кровообращение, дыхание, улучшают обмен веществ. Игры, проведенные на свежем воздухе, способствуют закаливанию и оздоровлению. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игры, и благотворно влияет на психику ребенка.
Подвижные игры способствуют развитию внимания, памяти, воображения, быстроты реакции. Играя, ребенок взаимодействует со своими сверстниками, слушает наставления взрослых, учится следовать правилам игры. В детском саду воспитатель является активным участником игр: озвучивает текст, играет с детьми, показывает пример, как нужно действовать во время игр.
Подвижные игры подразделяются на игры с правилами и игры с элементами спорта. Игры с правилами рассматриваем как сюжетные и несюжетные игры, а подвижные игры с элементами спорта – это волейбол, баскетбол, хоккей, и т.д. В сюжетных подвижных играх детей увлекают игровые образы, сказочные эпизоды, в которых они перевоплощаются в зайчиков, мышей, волка и многих других. Несюжетные подвижные игры также условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся игры типа перебежек, ловишек, ко второй – игры с элементами соревнований, эстафет, игры с предметами. Дети с большим азартом играют в эти игры: «Чья команда быстрее построится ?», «Займи свое место», «Кто быстрее до флажка?», «Чья команда быстрее передаст мяч по кругу?» и т.д.
По двигательным действиям и физической нагрузке игры делятся на три типа: большой, средней и малой подвижности. Игры большой подвижности предполагают высокую активность движений (бег, прыжки, лазанье). К играм средней подвижности относятся игры с относительно спокойным содержанием и характером движений (ходьба, передача предметов, поиск спрятанного). Игры малой подвижности построены на небольшой двигательной активности, чаще всего они успокаивают детский организм, доводят его до состояния физиологической нормы.
В младшей группе детского сада организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и несюжетные игры, в которых дети выполняют однородные роли и общие для всех движения при участии воспитателя. В средней группе дети играют уже с простейшими элементами соревнования, как одиночные, так и коллективные игры. Для детей старшей группы подвижные игры усложняются по содержанию правил, по количеству ролей, проводятся командные эстафеты и соревнования. Дети подготовительной к школе группы играют в игры с элементами спорта, в сложные игры с правилами и без, также они обожают все виды соревнований и эстафет.
При проведении подвижных игр воспитателю необходимо четко уточнять правила, условия игры; объяснять сюжет нужно точно и выразительно. Взрослый не должен забывать и о технике безопасности во время проведения игр, объяснять всем детям, что соблюдая ТБ, игра принесет огромную пользу и удовлетворение и детям, и воспитателю.
Получается, что воспитатели играя с детьми, реализуют физиологическую потребность ребенка, в их руках ребенок растет, развивается, формируется как личность.