Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитии социально-коммуникативных навыков посредством нетрадиционных методов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитии социально-коммуникативных навыков посредством нетрадиционных методов

«то, что сегодня ребёнок умеет

делать в сотрудничестве и под

руководством, завтра становится

способен выполнять самостоятельно»

Л.С.Выготский

Ввиду изменения государственных стандартов образования в работе с детьми в рамках дошкольного образования назрела необходимость внедрения новых методов, технологий и форм взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и развития. Отсутствие обучающих программ, недостаток инновационного инструментария приводит к поиску новых эффективных форм. Одной из таких форм является работа на вертикальных прозрачных мольбертах.

К ней я обратилась в тот момент, когда поняла, что социально-коммуникативные навыки моих воспитанников находятся на очень низком уровне. Их общение сводилось к минимальному временном промежутку, что являлось для них дискомфортным, так как приходилось довольно часто менять вид деятельности и партнера. Данные затруднения возникали не только в игровом общении, но и в повседневной жизни, и во время образовательной деятельности. Детям было сложно взаимодействовать, поэтому в группе часто назревали конфликтные ситуации.

В тот момент я пришла к выводу, что надо что-то менять и поставила перед собой задачу - развить социально – коммуникативные навыки у детей среднего дошкольного возраста посредством прозрачных мольбертов.

Как правило, к этой технике нетрадиционной работы с детьми мы обращались во второй половине дня, в свободной деятельности. Все дети любят что-то необычное, интересное, своеобразное, нетрадиционное поэтому мне не составляло труда для то чтобы привлечь ребят к этой технике рисования.

Работа в данном направлении проводилась поэтапно:

Первый этап - Дети по одному работали за мольбертами – рисовали по свободному замыслу. На этом этапе они рисовали простые сюжеты – цветок, солнце, мяч, машина. Ребята учились работать с этим нестандартным оборудованием, изучая все его плюсы и минусы.

Второй этап – Ребенок рисовал в паре с воспитателем, который подстраивался под замысел ребенка и предлагал ему свои варианты (малыш и воспитатель садились напротив мольберта). Все маленькие дети любят рисовать стандартные сюжеты – траву, небо, солнце, цветы в одной композиции. Как правило, когда ребенок начинал рисовать, я просила у него разрешения прикоснуться к его творчеству, дотошно спрашивая где и что мне делать. Дети прекрасно улавливали эту нотку «всевластия», манипулируя моими действиями. В свою очередь я решала задачу – научить ребенка составлять план действий, следовать ему, проговаривать его с соседом, взаимодействовать с ним.

Третий этап - Ребенок рисовал в паре с воспитателем, подстраиваясь под совместный замысел с воспитателем (малыш и воспитатель садились напротив мольберта). На данном этапе я ставила задачу – научить договариваться с партнером о сюжетной линии, распределяя роли и обязанности. Воспитанник предлагал свой вариант картины, подробно его описывая. Воспитатель дополнял художественный образ своими видениями. Впоследствии оба договаривались о распределении обязанностей, т.е. кто, где и что будет рисовать и только после этого приступали к работе.

Четвертый этап – Дети рисовали в паре друг с другом, на основе совместного замысла (оба воспитанника садились напротив мольберта). Вся ситуация целиком и полностью повторялась как на третьем этапе за исключением того, что я как воспитатель в их работу не вмешивалась и все процедуры третьего этапа они проходили самостоятельно.

Пятый этап – дети рисовали в парах, находясь на противоположных сторонах мольберта, договариваясь о сюжетной композиции. Для ребят это был самый сложный этап, так как соблюдая все правила рисования на мольбертах они должны были придерживаться еще одного – не зарисовывать тот участок мольберта, на котором с другой стороны уже нарисовал товарищ.

С большой легкостью ребята проходили все первые четыре этапа. Вся сложность в ситуации начиналась на последнем этапе работы, так как дети должны были не только общаться, договариваться, вести диалог, уступать друг другу, уважать мнение друг друга, что является достаточной сложной задачей не только для ребенка, но для взрослого, но и следить за своими действиями, которые были ранее согласованы с товарищем. В связи с чем на начальных порах сюжетная композиция не всегда приобретала смысл. Часто дети ругались и спорили, выясняв кто в данной ситуации оказался виноватым. Однако со временем они научились сотрудничать, взаимодействовать, распределять роли, следовать условностям и договоренностям. Дети научились получать от этого процесса массу положительных эмоций – они смеялись, обсуждали смешные ситуации связанные с зарисовками, делились впечатлениями происходящими накануне.

Таким образом, овладение соответствующими социально-коммуникативными навыками нашло свое применение во всех видах деятельности. Дети научились общаться - интересоваться потребностями, увлечениями друг друга, оказывать помощь в ситуации неуспеха, создавать развернутые сюжетно-ролевые ситуации. Во время работы рефлексивного круга воспитанники стали более открытыми, заинтересованными, их речевая активности претерпела колоссальные изменения.

Литература:

Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 258 c.

Коломийченко, Л. В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2015. - 160 c.

Лаврова, Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа в ДОУ компенсирующего вида / Г.Н. Лаврова. - М.: Владос, 2014. - 223 c.

Леонова, Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты / Н.Н. Леонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 320 c.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области