Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Понятие о лексическом строе речи

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Понятие о лексическом строе речи

Речь – это сложная деятельность анатомо-физиологического аппарата, который состоит из центрального и периферических органов. Все органы речевой системы неразрывно связаны друг с другом и взаимодействуют под влиянием коры головного мозга.

Негативное влияние на все сферы личности ребенка оказывает неполноценное речевое функционирование, а именно: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, значительно тормозится развитие игровой деятельности. А потому его развитие речи, ее лексической составляющей, необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Прежде чем рассматривать процесс уточнения, обогащения и активизации словаря, необходимо дать определение понятию лексического строя речи, словарном запасе и лексеме. Исследователи свидетельствуют, что формирование лексического строя речи определяется, прежде всего, уровнем интеллектуального развития ребенка, непосредственно связано с функционированием различных типов мышления, наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического и других психических процессов, а также с развитием всех компонентов языковой системы. Кроме того, формирование лексики определяется и воздействием социальной среды.

Лексический строй речи – это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д.

Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексем, которые являются результатом действия механизмов словообразования и словоизменения. Полноценное овладение речью предполагает адекватное усвоение речи в единстве формы и содержания. Конкретное слово уже в момент появления является одновременно и звучанием, и значением. Имея свою структуру, как языковой знак, оно включается в языковую систему и функционирует в ней по законам данного языка.

Лексема произошла от греч. lexis - слово, выражение, оборот речи – единица лексического уровня языка, устанавливаемая как совокупность всех форм и значений одного слова. Такое понимание лексемы было предложено В.В. Виноградовым. Оно позволяет снять противоречие в понимании и употреблении термина «слово», с одной стороны, как системы форм и функций, осознаваемой на фоне структуры языка в целом, и, с другой стороны, как отдельной, реализуемой в речи формы слова. Например, все словоформы река, реки, реке, реку, реками, (о) реках и разные значения этих форм в высказываниях: река течёт, искупаться в горной реке и проливать реки крови, являются реализациями одной и той же лексемы река. Лексема как единица номинативной системы и элемент строя языка характеризуется семантическим единством и обладает способностью выражать различные лексические и грамматические значения.

В понятие слова входит языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов и признаков (действий, отношений, качеств, количеств). Под значением слова понимают отображение в слове реалий действительности (предметов, признаков, ношений, процессов и т. д.). Основная функция слова – называние действительности (так называемая номинативная функция) и обобщение.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Под активным словарем – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.

Словарный состав представляет собой в наибольшей степени подвижным языковым уровнем. В лексике отражаются все процессы исторического развития общества. С появлением новых предметов, явлений возникают новые понятия, а вместе с ними – и слова для наименования этих понятий. Учитывая все это, словарный состав общенародного языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь.

Большой психологический словарь под ред. Б.Г. Мещерякова определяет «активный словарь» как совокупность слов, которыми пользуется человек при построении высказываний (в устной и письменной речи); а «пассивный словарь» – совокупность слов, которые человек более или менее точно понимает (при чтении и слушании), но не использует сам в речи. Пассивный словарь шире активного словаря.

К пассивному запасу слов относятся такие, которые либо являются устаревшими, либо, наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не употребляются повседневно. Таким образом, слова пассивного запаса делятся, в свою очередь, на устаревшие и новые (неологизмы).Те слова, которые вышли из активного употребления, относятся к числу устаревших, Например, явно устаревшими являются слова, переставшие употребляться в связи с исчезновением понятий, которые они обозначали: боярин, дьяк, вече, стрелец, опричник, гласный (член городской думы), бурмистр и др. Слова этой группы называются историзмами, они более или менее известны и понятны носителям языка, но активно ими не используются [45, с. 335].

Если понятие о предмете, явлении, действии, качестве и т. д. сохраняется, а названия, закрепленные за ним, в процессе развития языка заменяются новыми, более приемлемыми по тем или иным причинам для нового поколения носителей языка, то старые наименования также переходят в разряд пассивной лексики, в группу так называемых архаизмов (греч. archaios — древний). Например: понеже – потому, вежды – веки, гостьба – торговля и др. Некоторые из слов подобного типа практически стоят уже за пределами даже пассивно существующих лексических запасов современного литературного языка. Например: тать – вор, разбойник; стрый – дядя по отцу, стрыиня – жена дяди по отцу. Процесс перехода слов из группы активного употребления в пассивную группу длительный. Он обусловлен и внеязыковыми причинами, например социальными изменениями, и собственно языковыми, из которых весьма существенную роль играют системные связи устаревающих слов: чем они обширнее, разнообразнее и прочнее, тем медленнее переходит слово в пассивные слои словаря. К устаревшим относятся не только те слова, которые давно вышли из употребления, но и те, которые возникли и устарели совсем недавно, например: ликбез (ликвидация безграмотности) и др.

Новыми словами, или неологизмами (греч.пеos – новый, logos – понятие), называются, прежде всего, такие слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий, например: кибернетика, летилан (антимикробное волокно), интерферон (лекарство), и др. Подобные слова образуют группу собственно лексических неологизмов. Возникновение новых наименований для тех понятий, которые уже имели в языке название, тоже является одним из путей появления неологизмов. В данном случае происходит утрата одних слов за счет активизации других, синонимичных первым, затем переход вытесненных слов в пассивные слои лексики, т. е. их архаизация.

Неологизмами являются и слова, вновь образованные по определенным нормативным моделям от слов, давно существующих. Например: актив –активист, активистка, активистский, активизм, активизация; атом – атомоход, атомщик, атомник; и многие другие простые и сложные слова, составляющие группу так называемых лексико-словообразовательных неологизмов.

К неологизмам относятся и такие, ранее известные в русском языке слова и словосочетания, у которых развилось новое значение, ср., например, пионер –первооткрыватель и пионер – член детской коммунистической организации.

Семантическое обновление слов – один из самых активных процессов, пополняющих лексическую систему современного русского языка. Вокруг слова, начинающего жить заново, группируются совершенно новые лексемы, возникают новые синонимы, новые противопоставления.

Если об устаревшей лексике (историзмах и архаизмах) можно получить необходимые представления в толковых словарях, а также в специальных исторических словарях русского языка, то специального словаря новых слов до последнего времени не существовало, хотя интерес к неологизмам возник очень давно.

Словарь, как отмечают составители и издатели, не является нормативным. Он объясняет и иллюстративно подтверждает ту часть новых слов и значений (около 3500), которые получили более или менее широкое распространение (не следует смешивать это с понятием активного запаса лексики).

Понятие актуализации произошло от латинского «aktualis», т.е. «деятельностный», что позволяет воспринимать актуализацию как приведение потенциального (латентного) состояния субъекта в состояние деятельности (активности). В этом же смысле «актуализация» трактуется и в философии как понятие, означающее изменение бытия на основе идеи перехода от возможности к действительности. В социологии понятие «актуализация» является частью более общего понятия «социальная активность» и определяется по степени реагирования на изменения в социальной среде.

В наши дни в современной научно-методической литературе по логопедии используется понятие «актуализация словарного запаса». В исследовании А.В. Егоровой термин «актуализация» понимается как процесс, направленный на уточнение, обогащение, систематизацию имеющегося словарного запаса ребенка и перевода импрессивного словаря в экспрессивную речь (включение слова в словосочетание, предложение, текстовое сообщение) [38, с. 75-76].

Также в педагогической энциклопедии анализируется понятие как «актуализация знаний», определяемое как выполнение действий, состоящих в извлечении усвоенного материала из памяти долговременной или кратко временной для последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или при непосредственном воспроизведении [32, с. 18].

В исследованиях по коррекционной педагогике и специальной психологии Н.В. Новотворцева представила понятие об актуализации следующим образом: «Актуализация – (от лат. aktualis –действительный, существующий) – перевод в действие, в состоянии активности того, что имелось лишь потенциально». В психологии это восстановление в памяти удержанного ею раннее или сохраненного: образов, движений, мыслей, словесных высказываний, чувств, осуществляемое в процессах узнавания и воспроизведения.

Общепринято в логопедии использовалось понятие активизации словаря такими учеными как: Р.И. Лалаевой , В.И. Селиверстовым , Т.Б. Филичевой и многими другими исследователями.

Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь представляет собой специальную педагогическую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в ошибочном виде, требует педагогических усилий .

Л.Г. Парамонова указывает, что процессы обогащения и систематизации словарного запаса дифференцировать практически невозможно, поскольку они должны происходить одновременно. Под обогащением словарного запаса понимается ознакомление ребенка с возможно большим количеством слов при условии четкого соотнесения их с реальными предметами, действиями и признаками предметов и действий, чтобы ребенок хорошо понимал, что именно скрывается за каждым словом. В понятие же систематизации словарного запаса входит его подразделение на отдельные группы слов, выделенные по каким-то определенным, принятым в русском языке принципам.

Таким образом, чем обладая большим словарным запасом, тот или иной человек, тем богаче и выразительнее его речь и тем более тонкие нюансы своих мыслей он способен передать. Масштаб «словарных запасов» разных людей с нормальным уровнем речевого развития очень велик – от 6 до 25 тысяч слов. Как исследовал А.Р. Лурия, первое из названных чисел обеспечивает человеку возможность свободного общения на данном языке.

Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности выразительности, которая включает:

- наполнение содержанием тех слов, которые усвоены, не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;

- усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

- усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

- усвоение лексической синонимии и тех оттенков значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Таким образом, понятие «актуализации» связано с «деятельностью (активностью)»; в психолого-педагогических исследованиях «актуализация» рассматривается как перевод в действие, в состоянии активности того, что имелось лишь потенциально; в коррекционной педагогике «актуализация словарного запаса» трактуется как процесс, направленный на уточнение, обогащение, систематизацию имеющегося словарного запаса ребенка и перевод импрессивного словаря в экспрессивную речь.

В процессе развития лексической составляющей речи ребенка на разных этапах ребенок владеет разным количеством лексических единиц, которых ему недостаточно для осуществления полноценной коммуникации. В рамках данного исследования понятия «словарный запас речи» и «словарный состав языка», «слово» и «лексема» будут использоваться как синонимичные понятия.

Список использованной литературы:

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева , Б.И. Яшина : - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с

Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: «Владос», 2009. 703 с.

Караулов, Ю.Н. Русский язык : Энциклопедия /Ю.Н. Караулов. – 2-Е ИЗД., Перераб. и доп. – М. : Большая Рос. Энцикл. : ДРОФА, 1997

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области