Шаталова Н.В.,
Студентка ГБОУ ВО СГПИ,
Г. Ставрополь
Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников средствами арт-терапии
Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитание посредствам искусства», получившую распространение в XX в. Р. Арнхейм, известный работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства.
Отечественные специалисты в области художественной педагогики В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, B.C. Мухина и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляетсобой сложную психологическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.
Одним из самостоятельных эффективных направлений в педагогической и социальной работе в настоящее время является арт - терапия. Арт-терапия является средством психологической гармонизации и развития человека через его занятия художественным творчеством.
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных (художественно -творческих) потребностей и способов их удовлетворения.
Арт-терапия, основанная на воздействии искусством, многообразна в направлениях так же, как многообразны виды искусства.
Характеризуя коррекционную и развивающую направленность рисуночной терапии, используемой в работе с детьми, О.А. Карабанова определяет три принципиальных её отличия от учебных занятий рисованием. Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия - это самовыражение в рисунке и моделирование конечной ситуации, а на занятиях рисованием - овладение средствами и техниками изображения. Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности: в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка).
Различные виды арт-терапии представляют возможность самовыражения, самопознания, коррекции негативных состояний, а также позволяют личности подняться на более высокую степень своего развития.
Арт-терапевтические средства имеют свои особенности применения в работе с детьми - дошкольниками. Л.Д. Лебедева выделяет основные правила арт - терапии при работе с детьми:
1) в арт - терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждения; ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе;
2) ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («включенность» детей в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога).
3) в арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания. Арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.
Основными технологическими средствами арт-терапии сегодня служат:
- сказкотерапевтические технологии (сказкотерапия — это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, развитие социальной компетентности ребенка и способности к решению реальных жизненных ситуаций, создание оптимальных условий для эмоциональной стабильности в развитии ребенка, коррекция детско-родительских отношений и др.).
- психогимнастика, активно представленная в практике работы педагогов- психологов, учителей-логопедов ОУ области,
- пескотерапия, привлекающая все больше сторонников среди педагогов, родителей и воспитанников детских садов,
- изотерапия - прекрасное средство коррекции, так как, правильно подбирая изобразительные материалы в соответствии с индивидуально психологическими особенностями ребенка, можно не только развивать положительные чувства, но и в какой-то мере управлять его активностью,
- игротерапия, включающая различные игры с куклой, театрализацию, хороводные игры, а также новое направление арт-терапии – коррекционно-развивающие упражнения в темной сенсорной комнате.
Психогимнастика. Основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретении навыков в саморасслаблении. Основная цель занятий — научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе этих занятий дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими. Приемы психогимнастики не отменяют традиционные методы воздействия на детей: все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.
В дошкольных учреждения часто используется «кляксография» как вариант монотипии. В данной технике лист сгибается пополам и с одной стороны от сгиба наносится клякса, но уже ребенком выбирается место его творчества на листе. После, лист складывается по линии сгиба и проглаживается, затем нужно попросить ребенка соединить кляксы и оттиски в единое целое.
Следующая техника — это «рисование пальцами». Никогда не рисовав пальцами ребенок получает тактильные ощущения, которые он испытывает опуская палец в гуашь, а затем на бумагу. В этой методике развивается мелкая моторная координация. Рисование пальцами не может быть безразлично ребенку, в связи с тем, что ему кажется ситуация нестандартной, тактильные ощущения — особенными, а результат — нетипичным. Но следует отметить и то, что некоторым детям сложно приступить к этой технике, как правило, это те дошкольники, у которых развиты жесткие социальные установки поведения. Для этих детей техника «рисования пальцами» будет служить профилактикой и коррекцией подавленности и тревожности.
Рисование пластилином — это еще одна часто встречаемая техника, использующаяся в детском саду. Пластилином изображаются яркие и объемные изображения, но нужно отметить, что в этой технике требуется от ребенка усидчивость.
Игра с песком – это своеобразная самотерапия ребенка с помощью психолога. Ребенок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть.
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игры с песком: развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию; формируют у ребенка представления об окружающем мире; развивают мелкую моторику, глазомер; успокаивают и расслабляют, снимая напряжение; воспитывают чувство успешности и уверенности в себе; помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Таким образом, арт-терапевтические методики в развитии эмоциональной сферы способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.