Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формы и методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 9, 11 классах ЕГЭ, ОГЭ

Поделиться опытом работы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

имени Ивасенко Анатолия Антоновича»

Формы и методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку

в 9, 11 классах (ЕГЭ, ОГЭ)

Учитель русского языка и литературы

Дадыкина Светлана Александровна

Нефтеюганск

Актуальность.

Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена - качественное преподавание на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ в 8-11 классах. ОГЭ и ЕГЭ – важные шаги в жизни каждого выпускника, требующие и обдуманного выбора жизненного пути, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. Понимая большую функциональную значимость, огромный мировоззренческий потенциал предметов русского языка и литературы и факт, что ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку обязательный, определила перед собой задачу – обеспечение качественной подготовки выпускников к итоговой аттестации. А эффективное использование различных форм и методов подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку помогут учащимся успешно пройти ГИА.

Всю работу по подготовке к итоговой аттестации начинаю в 8 классе. Для того чтобы успешно работать по этому направлению, сначала изучаю демоверсии, кодификаторы и спецификации по русскому языку и литературе. Затем также изучаю литературу по данной теме и выбираю для себя наиболее эффективные методы и приёмы подготовки к сдаче экзаменов по русскому языку, затем систематизирую материалы, оформляю и применяю их в работе на уроках, курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, индивидуальных занятиях. Систематически провожу зачёты по теоретическому материалу, мониторинги по выполнению заданий и пробные экзамены. Все результаты оформляю в виде сводных таблиц. На каждого ученика заводится папка, в которую помещаются все его работы. Самоанализ выполнения работ оформляется учащимися в сводной таблице. Кроме того, осуществляю систематическую работу не только с учащимися, но и классными руководителями и родителями. В течение года создаются методические материалы, сопровождающие подготовку учащихся к экзаменам по русскому языку.

После сдачи учащимися экзаменов обобщаю результаты своей работы.

Формы и методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку

в 8- 11 классах (ЕГЭ, ОГЭ)

Диагностика и выявление затруднений в обучении русскому языку .

Основная проблема подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ - это не одно и то же! Да и учебники в 5-11 классах не всегда помогают учителю успешно подготовить учащихся к сдаче экзаменов. Но всё равно основная подготовка идёт на уроках русского языка, начиная с 8 класса.

В сентябре проводится диагностическое тестирование, позволяющее выявить пробелы в знаниях учащихся 8-11 по основным разделам русского языка. После диагностики выявляю группы учащихся  с высоким, средним и низким уровнем подготовки. Это помогает спланировать свою работу в дальнейшем с этими группами учащихся не только на уроках, но и на дополнительных  занятиях: ( 1 группа- учащиеся, способные получить «4-5», 2 группа- учащиеся, способные получить «4-3», 3 группа- слабоуспевающие учащиеся).

Анализ допущенных ошибок позволяет сделать вывод, что наибольшее количество ошибок допускают обучающиеся по орфографии и пунктуации: безударная гласная в корне слова, -ться- и - тся- в глаголах, слитное , раздельное написание разных частей речи, правописание -н и –нн- в прилагательных, причастиях и наречиях, знаки препинания в сложном предложении и при однородных членах. знаки препинания при вводных словах и обособленных членах предложения. Группирую ошибки и определяю причины пробелов в знаниях учащихся. Одна из главных причин низкой грамотности учащихся, на мой взгляд, состоит в том, что они либо не знают правила и не умеют их применять, либо путают части речи и поэтому не применяют нужные правила. Значит, большее внимание нужно уделить как заучиванию правил, определению частей речи, так и практической отработке навыков правописания. По пунктуации ошибки также возникают при незнании правил и условий постановки знаков препинания. Поэтому этой работе нужно уделять особое внимание, так как на экзаменах в 9 и 11 классах часть заданий   нацелена на проверку орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Кроме того, на экзамене в 9 классе учащиеся получают «4», если грамотность соответствует не менее 4 баллам. И в 11 классе учащиеся теряют баллы за грамотность. Поэтому задача учителя —  на основе диагностики построить процесс обучения орфографии и пунктуации в 8-11 классах таким образом, чтобы максимально эффективно использовать отведенное время, обеспечить усвоение изучаемого материала и формирование знаний и умений по пунктуации, а также повторение и систематизация изученного по орфографии.

Таким образом, необходимой стала задача организации наиболее эффективного повторения орфографии и пунктуации на каждом уроке.

2.Работа со схемами-опорами, таблицами, кластером на уроках обучения орфографии и пунктуации.

С 5 класса на уроках ученики сначала под руководством учителя, потом самостоятельно записывают в тетради не просто правила, а создают правила-помощники, систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним, рисуют схемы-опоры, кластеры и т.д.

Тетради с опорными таблицами у большинства учащихся сохраняются к началу 8 класса. Те учащиеся, кто их теряет, переписывают у одноклассников, что тоже позволяет им вспоминать изученный материал. Некоторые покупают готовые пособия с правилами в таблицах и схемах, особенно вновь прибывшие ученики.

Опорные схемы представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую).Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность.

Использование опорных схем на уроках считаю важным моментом в работе. Опираясь на собственный опыт педагогической деятельности, могу сказать, что одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, информационном пространстве образования.

Работу со схемами-опорами можно построить на уроке по этапам.

1-й этап. Введение нового материала (традиционные формы и методы). Параллельно с объяснением идет составление опорной схемы:

а) часть опорной схемы записывается на доске заранее;

б) схема-опора дополняется новыми понятиями (записывается цветным мелом: например, зеленым - новое, синим - примеры);

в) новые понятия записываются учащимися в тетрадь, во время записи схемы-опоры у детей происходит не только восприятие, но и осмысление нового.

2-й этап. Повторное объяснение материала по схеме-опоре, конспекту. Это может сделать как учитель, так и ученик.

3-й этап. Ответы на вопросы детей по отдельным моментам схемы-опоры.

Если учащиеся овладели в полной мере умениями составлять схемы-опоры, то можно организовать эту работу дифференцированно. Наиболее подготовленные ученики самостоятельно составляют схемы-опоры, а с остальными работа ведётся с помощью учителя. Учащиеся-консультанты помогут слабоуспевающим учащимся в данной работе. Можно организовать конкурс на лучшее оформление схем-опор, лучший рассказ на лингвистическую тему (подготовка к сочинению) по схеме-опоре и т.д.

Опорные схемы в зависимости от содержания, трудности теоретического материала, знакомого и нового, могут строиться на одном уроке или нескольких уроках, могут быть включены в уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершаются уроками контроля и работы над ошибками. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему.

Применение опорных конспектов и схем на уроках русского языка освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке. Затраты времени на изучение нового и составления конспекта уменьшаются, а на тренировочные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться.

Кроме работы на уроке, оформление схем-опор и анализ правил по ним можно использовать и в домашнем задании.

Виды домашних заданий с использованием конспекта, алгоритма, схемы:

анализ правила учебника и сопоставление его со схемой –опорой;

выявление неясного, непонятного в схеме, запись вопросов к учителю;

взаимопроверка в парах изученного материала по опорной схеме или кластеру;

создание самостоятельной опорной схемы в цвете (она может быть предложена для обсуждения в классе);

выполнение практических упражнений с использованием опорных схем и др.

Все эти упражнения направлены на достижение одной цели – формирование орфографической и пунктуационной грамотности, а средство достижения - письменная речевая деятельность, чтобы ученик научился писать автоматически без ошибок, а усвоенные им правила служили бы ему при этом средством правильного написания.

Систематическая работа над орфограммой и пунктограммой- нахождение, определение её типа, объяснение- с использованием опорных схем- важный залог успеха формирования орфографической зоркости и подготовки учащихся к экзаменам.

3.Устные зачёт - один из способов повышения грамотности учащихся.

Устные зачёты по темам, разделам языкознания, блокам способствуют формированию речевой и коммуникативной компетентности, научно-лингвистического мировоззрения. Устные зачёты способствуют также и углублению знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Знание правил русского языка развивают и совершенствуют орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Умение свободно излагать свои мысли на лингвистическую тему в устной форме формирую с 5 класс. За 2 недели до зачёта даю каждому ученику напечатанные билеты по изученному разделу русского языка. В каждом билете, как правило, два вопроса. Например, в этом году в 9 классе по итогам 1 полугодия учащиеся сдают зачёт по изученным темам. Им было предложено 10 билетов.

Билет 1

1.Сложное предложение.

2.Придаточные определительные: вопросы, союзные слова.

Билет 2

1.Виды сложных предложений.

2. Придаточные изъяснительные: вопросы, союзы, союзные слова.

Билет 3

1.Сложносочинённое предложение.

2. Придаточные места и времени: вопросы, союзы, союзные слова.

Билет 4

1.Разряды сочинительных союзов для связи частей сложносочинённого предложения.

2. Придаточные образа действия, меры и степени: вопросы, союзы, союзные слова.

Билет 5.

1.Условия постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении.

2. Придаточные сравнения: вопросы, союзы.

Билет 6

1.Сложноподчинённое предложение.

2. Придаточные цели: вопросы, союзы.

Билет 7

1.Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

2. Придаточные причины: вопросы, союзы.

Билет 8

1.Указательные слова в сложноподчинённом предложении.

2. Придаточные следствия: вопросы, союзы.

Билет 9

1.Придаточная часть в сложноподчинённом предложении.

2. Придаточные условия: вопросы, союзы.

Билет 10

1.Условия постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении.

2. Придаточные уступки: вопросы, союзы.

В 5-7 классах указываю детям параграфы, в 9-11 классах учащиеся сами находят в учебнике нужный теоретический материал. Разрешаю пользоваться дополнительными источниками для заучивания правил.

Обычно провожу зачёт на уроке обобщения и повторения. Каждый ученик выбирает номер билета из предложенных учителем номерков и отвечает на вопросы, приводя примеры. С критериями ответа знакомлю на доске. Слабоуспевающим детям и тем, кто не подготовился, даю сроки подготовиться и пересдать. Разрешаю пользоваться на пересдаче своими опорными схемами и таблицами. Обычно все учащиеся добросовестно готовятся к зачёту. Эта работа проводится систематически, как правило, все годы обучения, постепенно усложняясь и дополняясь практическими заданиями из учебника.

Устные зачёты для подготовки к заданиям ОГЭ и ЕГЭ-продолжение той работы по проверке теоретических знаний по блокам: орфография, пунктуация, орфоэпия, грамматика, синтаксис, средства выразительности и т.д. Темы к зачёту даются за 2 недели. На индивидуальных занятиях учащиеся в определённые сроки сдают зачёты. Те, кто не сдал вовремя, сдают в конце четверти или полугодия перед выставлением оценок.

Эта работа позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся и продолжить работу над ними, а ученикам - провести самоанализ своих знаний и сделать определённые выводы. Те учащиеся, которые добросовестно готовятся к зачётам и сдают их, как правило, имеют высокий балл по пробным ОГЭ и ЕГЭ и на ГИА получают также высокие результаты.

4.Виды и формы работы по заданиям ОГЭ и ЕГЭ.

Для того чтобы успешно шла подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, необходимо, на мой взгляд, информировать учащихся с 8 класса о типах заданий ОГЭ и ЕГЭ. Оформление материалов в кабинете проводится после опубликования проектов демоверсий (август-сентябрь). Кроме демоверсий, на стенде помещаются материалы о том, как успешнее подготовиться и сдать экзамены. В 9-11 классах обязательно знакомлю учащихся с формой проведения ОГЭ и ЕГЭ, бланками, демоверсиями, кодификаторами и спецификацией, критериями оценивания, справочниками, словарями, пособиями и т.д. На этом этапе работы использую следующие формы:

С начала года оформляю вместе с детьми «Информационный стенд» сменного состава, в котором есть такие разделы:

памятка для выпускника;

- памятка для родителей;

Демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2020 года по русскому языку и литературе;

- образцы заполнения бланков ответов;

-схемы, таблицы, алгоритмы по темам русского языка и др.

Провожу несколько раз инструктажи с учащимися по процедуре проведения ОГЭ и ЕГЭ, по заполнению бланков итоговой аттестации.

Не стоит впадать в крайности и тратить все время, как урочное, так и внеурочное, на решение всевозможных вариантов ОГЭ и ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики-нолики» - угадано или нет. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ГИА. Как это можно сделать? Я использую следующие формы работы на уроках русского языка в 9-11 классах.

Шаг 1. Проверка домашнего задания. Повторение теоретического материала с использованием схем, алгоритмов, различных видов опроса, в том числе и устных зачётов на знание правил и др.

Шаг 2. "Продвинутая" лекция с привлечением сильных учеников или самостоятельная работа по повторению и систематизации знаний по теме урока (Раздаточный материал, справочники, опорные схемы учащихся, презентации, таблицы и т.д.) Для этого теоретический материал необходимо представлять в обобщенном и компактном виде в схемах и алгоритмах. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного и по отдельной теме, и по всему курсу русского языка. Теория-это фундамент. Ее повторение в виде лекций, семинаров, презентаций, самостоятельной работы необходимо.

Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий.

В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал заданий тестовой части ОГЭ и ЕГЭ, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль, которые улучшают межличностные отношения в классном коллективе.

Шаг 4. Самостоятельный выбор задания. Индивидуальная работа по выполнению тестовых заданий.

Шаг 5. Самопроверка. Самооценка. Сопоставление результатов с тестовыми баллами по шкале ЕГЭ.

Шаг 6. Коррекция.

Шаг 7.Рефлексия.

Шаг 8.Индивидуальные разноуровневые домашние задания.

На уроках, курсах по подготовке к ГИА и индивидуальных занятиях проводится работа по блокам КИМов, начиная с повторения теории и переходя к практике. Сейчас на сайтах интернета можно найти много материалов для отработки каждого задания. Я их скачиваю, формирую по вариантам, обязательно с таблицей ответов для того, чтобы учащиеся смогли самостоятельно проверить и оценить свою работу. К примеру, в 2020 году выпускникам на ОГЭ предлагается в 5 задании выполнить орфографический анализ. На сайте «РЕШУ ОГЭ» я скачиваю примеры для анализа и формирую по вариантам. И такие варианты заданий готовятся по всем темам ОГЭ и ЕГЭ. Вот один из вариантов.

Задание 5. Орфографический анализ

1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

2. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая.

2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.

3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.

4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.

5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.

3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.

2) ГРУЖЁНАЯ (БАРЖА) — в суффиксе причастия пишется одна -Н-.

3) ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

4) (усыпана) СПЛОШЬ — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.

5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ — сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис.

4. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ (вовремя задание) — НЕ с прилагательным пишется раздельно, потому что нельзя заменить слово синонимом.

2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от суще-ствительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.

3) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.

4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.

5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена прилагательные, образованные повторением слов, пишутся через дефис.

5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол-исключение.

2) (ведёт себя) РАСКОВАННО — в кратком прилагательном пишется -НН-.

3) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

4) (хорошо) РИСУЕШЬ — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.

5) (кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ — Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.

Таблица ответов

№ п/п

1 вариант

2 вариант

3 вариант…

1

Ответ: 15

2

Ответ: 12

3

Ответ: 45

4

Ответ: 24

5

Ответ: 45

Работа проводится под руководством учителя. Учащиеся на уроках или занятиях выполняют индивидуально или в группах тест по заданиям, затем проводят самопроверку, потом подходят к учителю на консультацию по тем ошибкам, которые допустили. После этого ученик получает ещё задание по ликвидации ошибок. Если ошибок нет, он не получает дополнительных заданий. Эта работа стимулирует и мотивирует учащихся.

Все отработанные задания фиксируются учащимися в сводных таблицах с результатами выполнения и домашним заданием: что выучить и что отработать. Результаты такой работы важны как учителю, так и ученикам, чтобы они посмотрели на свои ошибки и пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ГИА не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Учитель просматривает эти таблицы в папке, где сложены все работы и таблицы по самоанализу. Затем организует индивидуальную или коллективную работу по ликвидации пробелов на уроках, курсах по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ и индивидуальных занятиях. Практика показывает, что такие тренинги по заданиям позволяют даже слабоуспевающим ученикам быть более уверенными на экзаменах.

После того как все задания или часть из них по блокам отработаны, проводятся пробные экзамены по КИМам, учитель отмечает на доске те задания, которые должны быть выполнены. К примеру, в 8-9 классах учащиеся могут выполнять все задания ОГЭ, кроме № 3 (пунктуация), так как все пунктуационные правила будут изучены к концу 9 класса. Но отрабатывать это задание частично по темам, изученным в 8 классе, можно.

5.Комплексный языковой анализ текста при подготовке сочинений на ОГЭ и ЕГЭ.

Цели и задачи при работе с комплексным анализом:

формирование навыков комплексного анализа текста;

формирование умений свободного пользования языком во всех сферах его применения;

формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ;

обучение школьников умению связно излагать свои мысли в письменной форме;

углубление знаний учащихся о целостном восприятии фактов языка в единстве орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации;

формирование речевой и коммуникативной компетентности.

Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся:

владеть нормами литературного языка  и грамотного письма;

анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости;

пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;

обогащать свой лексический запас;

приобретать необходимую языковую риторическую эрудицию.

 Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера  общения диктует свои правила работы над текстом.

В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа  ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6  классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, то в старших классах, кроме художественного, уделяю также внимание и публицистического стиля. При работе над комплексным анализом наряду с повторением правил орфографии и пунктуации обращаю внимание на проблемный характер текста, учу определять позицию автора; типы и стили речи, что, безусловно, готовит учащихся для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме и по материалам ОГЭ и ЕГЭ.

Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала. Тексты, предлагаемые обучающимся, являются не только способом проверки знаний, но выполняют одновременно познавательную, воспитывающую, обучающую функцию и служат средством интеллектуального развития личности школьников.

Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания. Такие виды работы готовят обучающихся к выполнению творческой части ОГЭ и ЕГЭ как в 9 классе, так и в 11-м классах.

5.1. Работа над пониманием текста.

Для успешной подготовки к ГИА важна работа учащихся над пониманием текста. Работа над изложением, сочинением, выполнение заданий тестовой части ОГЭ и ЕГЭ предполагают проверку умений работы с текстами разных типов и стилей. В учебной деятельности способность понимания также является необходимым условием при работе с разного рода текстами. От того как умеет ребёнок работать с текстами, зависит глубина освоения учебных предметов, заинтересованность в учебной работе и вхождение в разные виды деятельности. Понимание возникает тогда, когда смысл текста лежит вне зоны знаемого. В противном случае это будет узнавание своего опыта в новых текстах.

Основные способы работы по пониманию текста:

понимание логики текста;

определение смысловой версии произведения;

выход из ситуации непонимания;

углубление понимания в процессе обмена версиями.

Появление собственного смысла произведения (смысловой версии текста) происходит тогда, когда ребёнок может определить тему, выделить предмет текста (про что говорится), восстановить контекст действия или текста во всей его полноте.

Существует 4 уровня владения ребёнком данным способом:

0 уровень – текст понимается буквально, на вопрос: «В чём смысл текста?» - ребёнок начинает пересказывать текст.

1 уровень – выделяется главный действующий персонаж, герой или предмет в тексте.

2 уровень – частичное применение или обобщённый характер ответа (тема произведения), который не фиксирует основных связей в тексте.

3 уровень – выделение основной идеи в тексте.

С развитием способности понимания смысла текста происходит переход от буквального смысла, пересказа сюжета текста, от частичного или слишком обобщённого понимания к построению смысловой версии, к выделению основной идеи текста. Определения и порождения смысловых версий текста, произведения проходит через выполнение различных заданий.

До начала работы с текстом даю теорию о типах, стилях речи. Осознание строения смысловых частей текста, определение их типа – самое слабое место в процессе подготовки учащихся к экзамену, потому что они не умеют моделировать, структурировать свой собственный текст, анализировать членение его на смысловые части и доказывать, что это смысловая часть, не могут планировать объём собственного текста, объёмы его смысловых частей. Но основным умением при работе с текстом, требуемым от обучающегося, всё-таки остаётся понимание содержания текста, на основе которого создаётся собственный текст в соответствии с законами речевой логики.

Один из приёмов работы над текстом - приём логического разворачивания основной мысли, тезиса в научных и публицистических текстах. Чаще всего основная мысль – тезис - находится в начале текста – рассуждения. Чтобы основная мысль (тезис) получила в тексте своё развитие, автор использует в рассуждении доводы, в описании он рассматривает значимые и интересные части и свойства предмета. Доводов в тексте обычно бывает от двух до пяти, но чаще – три. Автор сам определяет их количество. Смысловые связи между основной мыслью, доводами, иллюстрациями и выводами обязательны.

На первых порах работы над текстом, чтобы было легче воспринимать и понимать и на его основе создавать собственное сочинение, мы строим логическую схему, состоящую из следующих частей:

Тезис

Доказательства

Вывод

Работая с обучающимися над анализом текста-образца и сочинением-рассуждением, приходишь к выводу, что это две стороны единого процесса. Чтобы написать собственный текст, нужно изучить текст-образец, осознать его смысловое содержание и структуру, понять принципы его логического деления и только тогда использовать информацию в собственном сочинении.

Данная схема помогает обучающимися после прочтения текста соотнести содержание со схемой. Прочитав текст, обучающиеся в основном без затруднений заполняют данную таблицу.

Тезис(ы)

Доказательства

Вывод

Такого вида работа помогает обучающимся понять текст, найти авторскую точку зрения, подтверждение авторской позиции. А после выполнения ряда заданий, обучающиеся пишут сочинение. При проведении анализа сочинения-рассуждения на любую тему мною используется данная логическая схема на первых порах, сами ребята видят – имеется тезис и доказательства, содержится вывод или нет, есть ли логическая связь между частями. Иногда предлагаются задания – дописать вступление и заключение, придумать интересный заголовок.

Работе над пониманием текста помогает применение технологии критического мышления.

Технология критического мышления при работе с текстом.

Вызов

конструирование предполагаемого текста по опорным словам;

обсуждение заглавия, информации об авторе.

Осмысление

чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета;

Рефлексия

осмысление целого текста:

текст представляет единое целое;

Форма последующей работы: сочинение.

«Тонкие» и «толстые» вопросы:

О чем этот текст?

О чем может идти речь до данного фрагмента и после него?

Что было бы, если…?

Почему в тексте это?

К какому стилю и типу речи относится текст?

Как это выражено языковыми средствами?

Чему учит рассказ?

Выбери подходящую по смыслу пословицу к данному рассказу.

Как ты думаешь, в чём смысл этого произведения?

Сокращение текста (подготовка к изложению)-необходимая форма работы при подготовке к сжатому изложению (ОГЭ)-один из видов работы над пониманием текста.

Учащимся предлагаются вопросы и задания:

1.Прочитайте текст. Какое название более всего подходит для данного текста.

2.Сократите текст, исключив из каждого абзаца оценочную или дополнительную информацию.

3.В заключительном абзаце измени порядок слов в предложениях. Какой вариант (изначальный или изменённый) вам представляется наиболее удачным?

Использование разных видов компрессии (сжатия) текста: упрощения , исключения и обобщения- на втором этапе заданий также помогают учащимся правильно сформулировать микротемы в сжатом тексте, определив главное, в каждом абзаце.

Данные задания выявляют уровень владения детей разными способами понимания, которые являются основой способности понимания.

Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает помочь любой языковой единице выступать в своей  функциональной роли. Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только  теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста проводится как в устной, так и в письменной  форме, но всегда должны прослеживаться три содержательные линии заданий к тексту: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. Успешная комплексная работа с текстом на уроках- хорошее сочинение на ОГЭ и ЕГЭ и правильное выполнение заданий по тексту.

6.Система мониторинга. Индивидуальные маршруты. Пробные экзамены.

Эти два направления тесно взаимосвязаны между собой. От четкого и правильного «диагноза» состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ГИА по русскому языку. Задания для мониторинга беру на сайтах Интернета. («Решу ОГЭ, ЕГЭ», «Незнайка.ру», «4 ЕГЭ», открытый банк заданий на фипи.ру, рустьюторс и др.). Во избежание списываний создаю тесты и даю всем разные варианты.

Механизм мониторинга прост: ученику на уроке нужно выполнить несколько тестовых заданий либо по одной теме, либо по заданиям ЕГЭ, выявить с учителем после проверки явные пробелы, составить индивидуальный маршрут.

Лист индивидуальных достижений по подготовке к ЕГЭ __________________________

Ф. И. обучающегося________________________________________________

Класс _________________

Учебный год___________

Раздел, блок

Теория (устный зачёт)-оценка

Входная к.р.

Теория (устный повторный зачёт)-оценка

Тест/

балл

Тест/

балл

Тест/

балл

Тест/

балл

Итоговая

оценка

Подпись ученика/

учителя

1. 

Блок№1 (задания 1-8)

 2.

Блок №2 (орфография, задания 9-15)

 3.

Блок№3 (пунктуация, задания 16-21)

Блок №4 (текст, задания 22-26)

Блок №5 Сочинение (27)

Средний балл

Лист индивидуальных достижений по подготовке к ОГЭ

Ф. И. обучающегося________________________________________________

Класс _________________

Учебный год___________

Раздел, блок

Теория (устный зачёт)-оценка

Тест/

балл

Теория (устный повторный зачёт)-оценка

Тест/

балл

Тест/

балл

Тест/

балл

Тест/

балл

Итого-вая

оценка

Подпись ученика/

учителя

1. 

Задание №1(сжатое изложение)

 -

 -

 -

 -

 -

-

 -

 2.

Задание 2 (грамматическая основа)

 3.

Задание 3 (пунктуация, задания )

Задание №4 (словосочетание, типы связи в словосочетании)

Задание №5 (Орфография)

Задание №6 (Текст)

Задание №7 (Средства выразительности)

Задание №8 (Лексика)

Средний балл

Предлагаю способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально на занятиях с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения.  Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. Все данные мониторингов заносятся в таблицы и раздаются учащимся. Количество баллов по выполнению каждого блока, показывает уровень усвоения темы. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку.

Пробные экзамены как одна из форм подготовки к ГИА

Проводятся раз в четверть, то есть 4 раза в год. Также проводятся школьные и городские пробные экзамены. Результаты вносятся учителем в сравнительную таблицу (см.ниже), для того чтобы организовать работу над ошибками. Эта таблица находится только у учителя.

Ф.И. учащегося

Входная к\р

За 1 четверть

За 1 полугодие,

Школьный

Городской пробный экзамен

За 3 четверть

За 2 полугодие

Валиев Э.

Ермолин М

Соловьёв Н

Индивидуальные результаты после каждого пробного экзамена доводятся классными руководителями до сведения родителей под роспись.

Кроме того, учитель ведёт мониторинг выполнения всех заданий ОГЭ и ЕГЭ на экзаменах.

Кроме того, в течение года по расписанию проводятся индивидуальные консультации со слабоуспевающими учащимися по индивидуальной траектории или индивидуальному прогнозированию.

На таких занятиях идёт отработка заданий, проводится комплексная коллективная работа с текстом. На начальном этапе пишутся коллективные (или в группе) сочинения. Посещение индивидуальных занятий слабоуспевающим учащимся обязательно. Всем остальным - по гибкому графику. Выполненные задания на занятиях проверяются учителем и учеником. Все посещения занятий контролируются учителем, классным руководителем, курирующим заместителем директора и родителями.

Выводы.   

Позитивная динамика результатов экзаменов убедительно доказывают, что  система  работы  по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, обеспечивающая участие каждого ученика, конкретный алгоритм действий по подготовке к экзаменам, мониторинг, контроль и поддержка классного руководителя и родителей – это эффективные механизмы повышения качества образованности по любому предмету. Важно, чтобы перед учеником стояли чёткие достижимые цели, а не пугающий океан незнания, из которого ему не представляется возможным выбраться.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области