Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по родному языку

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Терский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Кабардино-Балкарский государственный аграрный

университет имени В.М. Кокова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОУД.16 «Родной язык»

по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

с. Учебное

2019

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 г. № 413»

Организация-разработчик Терский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова»

Разработчик: Мажар Т.И. – преподаватель

Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № 7 от 14 июня 2019 г.

Председатель ________________ Т.И. Мажар

Утверждена:

Зам. директора по УПР _____________ А.В. Захарченко

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Учебной дисциплины

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Родной язык»

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Родной язык» является базовой дисциплиной общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Учебная дисциплина «Родной язык» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 04 ОК 05, ОК 10.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Родной язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностных:

Метапредметных:

Предметных

- воспитание уважения к родному языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования.

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения родного языка.

- сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

- владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; - сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

- сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

- сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код ОК

Умения

Знания

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.

Значимость коллективных решений, работать в группе для решения ситуационных заданий.

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с

учетом особенностей социального и культурного контекста.

Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике

на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения

устных сообщений.

ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.

Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в том числе:

теоретические занятия

12

практические занятия

22

самостоятельная работа

0

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Родной язык»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

Введение

Общие сведения о языке.  Родной язык, литература и культура.

Язык и история народа.

Язык и художественная литература.

Родной язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении.

Телевидение и литература: что окажется сильнее

Как влияют социальные сети на язык.

Край родной в легендах и преданиях.

Язык как отражение национального характера.

Влияние социальной сети на язык.

Особенности языка СМС сообщений.

Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий.

2

ОК 04, ОК 5, ОК 10.

Раздел 1. Родной язык как система средств разных уровней

18

Тема 1.1 Взаимосвязь единиц языка разных уровней.

Содержание учебного материала

2

ОК 04, ОК 5, ОК 10.

Теоретические занятия

2

1

Единицы языка Уровни языковой системы

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Тема 1.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного произношения и ударения в родном языке.

Содержание учебного материала

6

ОК 04, ОК 5, ОК 10..

Теоретические занятия

2

1

Основные лингвистические понятия фонетического уровня.

Лексическое и грамматическое значение слова.

Практические занятия

8

1

Практическое занятие № 1 «Роль логического ударения в стихах Н.Некрасова»

2

Практическое занятие № 2 «Взаимосвязь орфографии с разными уровнями языка»

3

Практическое занятие № 3 «Феликс Кривин. Стихотворение «Лики лжи». Роль антонимов и синонимов в структуре произведения»

4

Практическое занятие № 4 «Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей»

Тема 1.3.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.

Содержание учебного материала

10

ОК 04, ОК 5, ОК 10..

Теоретические занятия

2

1

Грамматические значения, морфологические и синтаксические признаки частей речи.

Практические занятия

8

1

Практическое занятие № 5 «Однокоренные слова в произведениях И. Гончарова»

2

Практическое занятие № 6 «Этимологический анализ слов в произведениях И. Гончарова»

3

Практическое занятие № 7 «Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам»

4

Практическое занятие № 8 «Синтаксическая роль имѐн существительных в произведениях А.С. Пушкина»

Раздел 2. Текст. Виды его преобразования.

6

Тема 2.1 Признаки текста

Содержание учебного материала

6

ОК 04, ОК 5, ОК 10.

Теоретические занятия

2

1

Виды преобразования текста. Абзац. Сокращение текста. План. Тезисы. Конспект, тематический текст. Выписки. Реферат.

Практические занятия

4

1

Практическое занятие № 9 «Что такое текст. Средства связи между частями текста в отрывке из романа Л.Толстого «Война и мир»»

2

Практическое занятие № 10 «Абзац. Наблюдение за строением абзаца в главе романа И. Тургенева «Отцы и дети»»

Раздел 3. Функциональные разновидности родного языка.

6

Тема 3.1. Формы существования родного языка

Содержание учебного материала

4

ОК 04, ОК 5, ОК 10.

Теоретические занятия

2

1

Устное выступление.  Дискуссия.

Образцы деловых бумаг.

Лингвостилистический анализ текста. Путевой очерк. Проблемный очерк. Портретный очерк.

Практические занятия

2

1

Практическое занятие № 11 «Речеведческий разбор текста. Работа с текстами»

Раздел 4. Культура речи. Риторика Речевое общение.

2

Тема 4.1. Культура речи. Риторика. Речевое общение

Содержание учебного материала

2

ОК 04, ОК 5, ОК 10.

Теоретические занятия

2

1

Основные качества хорошей речи.

Три компонента культуры речи: нормативный,  этический, коммуникативный

Владение нормами современного русского языка

Речевой этикет. Речевой акт.

Запрет сквернословия.

Точность, выразительность, уместность, простота культурной  речи.

Риторика как наука

Риторика в Древней Греции

Риторика в Древнем Риме

Ораторство в России

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

Всего:

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Родного языка» оснащенный оборудованием:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные пособия (таблицы, раздаточный материал)

- комплект учебно-методической документации.

- техническими средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением: Microsoft

- мультимедиапроектор;

- экран.

- магнитно-маркерная доска

Помещение для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой, подключены к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечены доступом в электронную информационно-образовательную среду.

3.2Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1 Печатные издания

А.И. Власенков., Л.М. Рыбченкова Русский язык. 10-11 классы Базовый уровень» – М.: Просвещение, 2016.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

2. Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» http://www.firo.ru/

3.2.3.Дополнительные источники

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - М.: АСТ, Мир и образование, 2015.

2. Орфографический словарь русского языка / Сост. М.И Степанова. – СПб.: Виктория плюс, 2016.

3. Орфоэпический словарь русского языка / Сост. В.И. Круковер. – СПб.: Виктория плюс, 2016.

4. Федорова Т.Л. Разбор слова по составу. Словарь. – М.: Стандарт, 2016.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормам.

Анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.

Пользоваться словарями русского языка.

Владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности.

Владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова.

Находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов.

Определять функционально – стилевую принадлежность слова

Пользовать нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике

Использовать словообразовательные средства в изобразительно – выразительных целях.

Употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста, выявлять грамматические ошибки в тексте

Различать простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты

Пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально – делового, учебно – научных стилей

Редактировать собственные тексты и тексты других авторов, пользоваться правилами правописания, различать тексты по их принадлежности к стилям

Создавать тексты учебно – научного и официально – делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

Критерии оценки письменных упражнений по русскому языку:

Оценка

«отлично» выставляется обучающемуся, если сделана 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.

Оценка

«хорошо» выставляется обучающемуся, если он сделал 2 орф. - 2 пункт.

или

1 орф.- 3 пункт.

или

0 орф. – 4 пункт.

*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка

«удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если сделано 4 орф. - 4 пункт.

или

3 орф. - 5 пункт.

или

0 орф. - 7 пункт.

*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если совершено 7 орф.- 7 пункт.

или

6 орф. - 8 пункт.

или

5 орф.- 9 пункт.

или

8 орф.- 6 пункт.

Примечание:

При оценке письменных упражнений исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

Также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии письменном упражнении более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.

Критерии оценки грамматического задания:

Оценка «5»

Оценивается полный безошибочный ответ.

Оценка «4»

Оценивается неполный ответ, т.е. правильно выполнены 2/3 работы.

Оценка «3»

Оценивается неполный письменный ответ, т.е. правильно выполнено 1/2 работы.

Оценка «2»

Оценивается неполный письменный ответ, т.е. правильно выполнено менее 1/2 работы.

Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения заданий для самостоятельной работы.

Оценка устных ответов в результате устных и письменных опросов, когда проверяются теоретические и практические знания обучающихся.

Оценка выполненных тестов, докладов, презентаций.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Понятие языка и речи, различие между языком и речью, функции языка, понятие литературного языка, признаки литературного языка, типы речевой нормы

Понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи, соблюдение этики общения, владение языковой нормой

Основные виды словарей русского языка

Фонетические единицы языка, фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы

Лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно – выразительные возможности лексики и фразеологии

Способы словообразования, стилистические возможности словообразования

Самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи, ошибки в формообразовании

Синтаксический строй предложения, выразительные возможности русского синтаксиса

Правила правописания, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания

Функционально – смысловые типы речи, функциональные стили языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Понятие языка и речи, различие между языком и речью, функции языка, понятие литературного языка, признаки литературного языка, типы речевой нормы

Понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи, соблюдение этики общения, владение языковой нормой

Основные виды словарей русского языка

Фонетические единицы языка, фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы

Лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно – выразительные возможности лексики и фразеологии

Способы словообразования, стилистические возможности словообразования

Самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи, ошибки в формообразовании

Синтаксический строй предложения, выразительные возможности русского синтаксиса

Правила правописания, принципы русской орфографии и пунктуации,

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области